В советских анекдотах часто фигурировал "разноцветный бензин": "В СССР бензин бывает красным, синим, зеленым — в зависимости от того, на чем его разбавили!". На самом деле, всё было не так ярко и бензин в СССР в зависимости от очистки и октанового числа имел разные оттенки, но не сильно выраженные. И несмотря на отсутствие разноцветных "коктейлей" в бензобаках, за мифом о "радужном бензине" стояла реальная история.
Цвет — это не просто эстетика
Важно понять, что цвет бензина в первую очередь определялся его качеством и видом.
В СССР производилось несколько марок бензина:
• А-66: Бензин низкого октанового числа, с октановым числом не менее 66, для двигателей со степенью сжатия до 6,5; выпускался до начала 1980-х годов, использовался чаще всего для грузовиков.
• А-72: Бензин низкого октанового числа, содержал много примесей, использовался в старых автомобилях.
• А-76: Более качественный бензин, но также с невысоким октановым числом. Использовался для большинства легковых автомобилей.
• АИ-93: "Премиальный" бензин с более высоким октановым числом. Использовался в дорогих автомобилях и спортивных машинах.
Каждый вид бензина мог иметь свой оттенок:
• А-66 имел оранжевый оттенок
• А-72 иногда был желтоватым из-за примесей.
• А-76 чаще всего был прозрачным с зеленоватым оттенком
• АИ-93 в результате очистки был практически прозрачным с синеватым оттенком
Проблемы с качеством бензина
В СССР были проблемы с качеством бензина, связанные с недостатком современного оборудования и не всегда качественным сырьем. Иногда в бензин попадали различные примеси, что приводило к изменению цвета и снижению качества. Но, как правило, это были отдельные случаи, а не систематическое явление.
Анекдоты и реальность
Миф о "разноцветном бензине" стал результатом сочетания фактов, анекдотов и народной мудрости. В реальных условиях было несколько причин, почему бензин мог изменить цвет:
• Некачественное сырье: в некоторых районах СССР были проблемы с качеством нефти, что могло приводить к появлению цветных примесей в бензине.
• Ошибки на нефтеперерабатывающих заводах: иногда из-за неправильной настройки оборудования в бензин могли попадать нежелательные вещества, которые придавали ему цвет.
• Неправильное хранение: если бензин хранили в ненадлежащих условиях, в него могли попасть вода или грязь, что также могло привести к изменению цвета.
Легенда жива
В итоге, миф о "разноцветном бензине" — это яркий пример того, как реальность переплетается с фантазией, и как народная мудрость создает собственные легенды. В некотором смысле, он символизирует не только проблемы с качеством бензина в СССР, но и саму атмосферу эпохи, полной необычных историй и удивительных случаев.