Вы знаете географию лучше Колумба, если за минуту ответите на 7/7 - ТЕСТ
19 января, 22:48
Это вам не мебель: можно ли переставлять газовую плиту по своему вкусу?
19 января, 22:18
Гороскоп на неделю с 20 по 26 января для всех знаков зодиака
19 января, 21:00
Погода на Камчатке 20 января: в районах снег и сильный ветер, местами метель
19 января, 18:00
Губернатор соберёт Правительство Камчатского края на оперативное совещание
19 января, 16:33
Самые популярные новости ИА KamchatkaMedia с 13 по 19 января
19 января, 16:00
Камчатцев предупредили о массовых взломах телеграм-каналов
19 января, 13:20
В центре столицы Камчатки стартует зимний сезон ретровечеров
19 января, 12:43
Предсказание XIX века: "В Камчатке нет дорог и быть не может"
19 января, 11:00
Бастрыкину представят доклад о расследовании массового заражения гепатитом на Камчатке
19 января, 09:54
Камчатка 19 января: база активного опытного лова и Вторая всесоюзная перепись населения
19 января, 08:50
19 января в календаре: Крещение Господне
19 января, 07:40
Докажите свою гениальность, победив эти 7 хитрых вопросов для самых умных -ТЕСТ
18 января, 22:45
Не работает: способы экономии воды, которые не помогут платить меньше за ЖКХ
18 января, 22:30
На Камчатке запустили прямую линию по вопросам заболеваний вирусами гепатита C и B
18 января, 20:46

Предсказание XIX века: "В Камчатке нет дорог и быть не может"

С подобным пессимизмом на дороги Камчатки смотрели не только в XIX веке
Карта Азиатской России Генерального штаба, 1 апреля 1868 года Российский государственный архив
Карта Азиатской России Генерального штаба, 1 апреля 1868 года
Фото: Российский государственный архив
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Зимой на собаках, летом на батах, а казаки на лошадях — так по Камчатскому полуострову передвигались из века в век. Для такого транспорта дороги не нужны, разве что тропы для проезда всадников и вьючных лошадей. Когда же появились первые дороги на полуострове? С этим вопросом разбирались журналисты ИА KamchatkaMedia

Первые парные дрожки и дорога до Паратунки

Новая столица края — Петропавловская гавань — даже в начале XIX века не имела улиц. Вот как описывает городок Людмила Рикорд, жена Петра Рикорда, начальника Камчатки в 1817-1822 годах: "Порт, назначенный для пребывания начальства, находится между двух высоких и длинно протянувшихся гор, в ущелье коих стояла низенькая, убогая церковь; близ нее — не более 50 хижин с травяными крышами, без дворов, без ворот и пристроек, без улиц; постройки в беспорядочном виде разбросаны по берегу гавани".

Вскоре Людмила Ивановна получила приятный и неожиданный подарок. Даже несколько, но нас больше интересует второй. Из воспоминаний русского мореплавателя, вице-адмирала, руководителя двух кругосветных экспедиций Василия Головина:

Я весьма счастлив себя почитаю, что сей почтенной даме мог принести удовольствие, доставив в Камчатку фортепиано и парные дрожки со всей упряжью. Первое довелось мне довезти в совершенной сохранности. Для дрожек, к счастию, нашлись здесь две смирные и довольно статные лошади, которые с первого раза пошли хорошо. Это был еще первый экипаж на колесах в Камчатке от сотворения мира, и потому жители смотрели на него несравненно с большим удивлением, нежели у нас стали бы смотреть на того, кто по Петербургу поехал бы на собаках

С 1828 по 1835 год начальником Камчатки был Аркадий Голенищев. Ему Камчатский край обязан большими работами по преобразованию региона, организацией первой казенной библиотеки, а также строительством грунтовой дороги до Паратунки.

Генеральная карта Камчатского округа и Курильских островов, 1826 год

Генеральная карта Камчатского округа и Курильских островов, 1826 год. Фото: Российский государственный архив

На реке Микижа Голенищев построил собственную дачу, окруженную садами, огородами, теплицами, завел довольно обширное скотоводство и птичий двор. Из Петропавловской гавани до своей дачи на Микиже и далее до горячих источников Паратунки по приказу Голенищева были построены грунтовая дорога и мосты, организована паромная переправа через реки Авачу, Быструю и многочисленные ручьи. Вдоль дороги даже были установлены верстовые столбы. После отставки Голенищев уехал с Камчатки, его дача была заброшена, и вскоре разграблена.

К середине XIX века в Петропавловском порту насчитывалось 95 деревянных домов, при каждом доме были огороды. Появились улицы — одна в длину и одна в ширину.

Оборона Петропавловска и дорога до поселка Авача

В 1850 году на должность военного губернатора Камчатки был назначен адмирал Российского императорского флота, кругосветный мореплаватель Василий Завойко. Позже, в 1954 году, именно он станет организатором и руководителем героической обороны Петропавловска во время Крымской войны.

Василий Завойко

Василий Завойко. Фото: ГАКК

Василий Завойко в условиях бедной казны, большого отдаления от центра страны, отсутствия строевого леса и железа, сделал все возможное, чтобы подготовить город к обороне. Кроме того, он отдал распоряжение о строительстве дороги до находящегося в 12 верстах от Петропавловска поселка Авача, из которого начинался речной путь вглубь полуострова.

"Завойко собрал все мужское население для прокладки проезжей дороги, первой в Камчатке, — писал исследователь Карл фон Дитмар в книге "Поездки и пребывание в Камчатке в 1851-1855 годы", — от главного города, то есть от Петропавловска и до Авачи, в 12 верстах расстояния от него. Вся команда, имея во главе офицеров и чиновников, с песнями и в отличнейшем настроении отправилась на работу, вооруженная топорами, лопатами и граблями. Команда была разбита на маленькие партии, из которых каждая получила участок пути. Сам Завойко шел во главе всех, выбирая наилучшую местность и размечая весь путь. Были приняты также должные меры на счет обильной пищи и питья; ко времени трапез по всей линии разгоралось огни, а вскоре закипали и котлы. Все вместе скорее напоминало сельский праздник, чем тяжелую работу. Отдельные партии соперничали друг с другом в работе; всякая старалась первой покончить свой урок. Так провели мы очень весело три дня, а 3 ноября работа была окончена. Таким образом, возникла первая настоящая проезжая дорога в Камчатке".

Нападение было отбито, но в 1855 году гарнизон покинул порт. И Петропавловск со всеми своими двумя улицами и дорогой в Авачу вновь на долгие годы превратился в захолустное поселение.

"В Камчатке нет дорог и быть не может"

Если внимательно взглянуть на карту Азиатской России, составленную полковником Ильиным в 1868 по новейшим сведениям Генерального Штаба, то на территории Камчатки можно разглядеть транспортные дороги. Их немало по восточному и западному побережьям, в центральной части, многие из них, если наложить на современные карты, совпадают с нынешними трассами. Однако тогда на карте были указаны только транспортные направления между населёнными пунктами, движение осуществлялось верхом на лошадях и на собачьих упряжках.

Карта Азиатской России Генерального штаба, 1 апреля 1868 года

Карта Азиатской России Генерального штаба, 1 апреля 1868 года. Фото: Российский государственный архив

В 1866 году город посетил корвет "Варяг". Офицер корвета Густав Армфельт писал про Петропавловский порт: "По улице ходит скот, вследствие чего она не может похвастаться чистотой, через нее перекинуто несколько мостиков через ключи, многочисленно стекающие гор и дающие великолепную воду".

Спустя годы доктор Слюнин, участник Камчатской горной экспедиции, описывал город в тех же мрачных тонах: "Попадая в первый раз в Петропавловск, не веришь собственным глазам при взгляде на эти жалкие, заплатанные, покосившиеся курени, между которыми, в верхних рядах, нет даже порядочной тропинки: идешь всегда напрямик, через овраги, кучи навоза и горы отбросов, в уборке которых никто никогда не помышлял, не смотря на предписание генерал-губернатора".

Дальше всех пошел, пожалуй, учёный Василий Маргаритов, директор музея общества изучения Амурского края, прибывший в Петропавловск в самом конце XIX века в свите приамурского генерал-губернатора Сергея Духовского. Объездив половину полуострова на лодках и лошадях, он пришел к выводу, что на Камчатке нет и никогда не будет дорог.

Члены экспедиции В. П. Маргаритова и жители села Мильково, 1897 год

Члены экспедиции В. П. Маргаритова и жители села Мильково, 1897 год. Фото: ГАКК

Из книги "Камчатка и ее обитатели":

В Камчатке нет дорог и быть не может. Там есть (и то местами) вьючные тропы, которыми жители и пользуются для вьючного проезда на лошадях, но не надо забывать, что это пользование возможно только в течение каких-либо трёх и много четырёх месяцев, в остальную же часть года сообщение возможно только на собаках. При долгих и глубоких снегах лошадь сама по себе, без всякой клади, часто становится в безвыходные условия, тогда как собака свободно проходит и снежные сугробы и тонкий лёд и не боится ни вьюги, ни мороза. Если добавить к этому, что собака — необходимый спутник и помощник на охоте, без чего камчадал обойтись тоже не может, то ясно станет, что в Камчатке собаку заменить нельзя ни лошадью, ни быком.

У него же: "Летних путей сообщения, в смысле проезжих колёсных дорог, в Камчатке нет, и вследствие гористости местности и частых рек, болот, скал и оврагов, быть не может. Частые метели и глубокие снега не позволяют проделывать её и зимою. Только одна собака при незначительной тяжести длинной нарты (нарта весит не более 20—30 фунтов; на неё кладётся от 10—15 пудов) может пробегать без всякой дороги от пятидесяти до восьмидесяти, а иногда и более вёрст в сутки, не останавливаясь ни пред какими дурными условиями пути".

В Петропавловске дороги были… В книге "Забытые русские земли" журналист и исследователь Борис Подгурский (публиковавшийся под псевдонимом Борис Боровский) описывает их так: "Улицы Петропавловска, конечно, сохраняют совершенно первобытный вид: невылазная грязь весной, летом — страшная пыль лежит на дорогах, сплошь изрытых колеями и выбоинами, между которыми то тут, то там торчат корни вырубленных деревьев".

231409
18
124