Дальневосточный МедиаСаммит (12+)
4–5 июля 2024

осталось 64 дня

Шлаковое поле
Фото: Природный парк "Вулканы Камчатки"

Как Камчатка помогала Гагарину полететь в космос и испытывала луноходы

Местность в районе вулкана Толбачик имеет с поверхностью Луны почти стопроцентное сходство

Космос и Камчатка — это только для непосвященных такие же далекие понятия, как небо и земля… На самом деле, полуостров на краю света и освоение просторов Вселенной связаны очень плотно. Офицеры и бойцы камчатских воинских частей принимали участие в запуске первого в мире искусственного спутника Земли. Физики, геологи, вертолетчики — в испытаниях марсоходов, венероходов и даже фобосоходов. А более 60 лет назад, 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин передал знаменитый "привет блондину" — Алексею Леонову, который приехал на Камчатку поддерживать связь с первым космонавтом через УКВ-радиостанцию. Подробности — в материале ИА KamchatkaMedia

Сейчас тот самый приемник Р-313 станции "Заря" хранится в музее боевой славы на территории войсковой части 14086. Она с 1957 года базируется в посёлке Вулканном (раньше — Мирный). Еще одна памятная вещь, которая есть в этом музее — телеграфный аппарат типа СТА 1959 года, с помощью которого 12 апреля 1961 было передано сообщение о выполнении сеанса связи с Гагариным.

Приемник Р-313, использовавшийся Леоновым 12 апреля 1961 г.

Приемник Р-313, использовавшийся Леоновым 12 апреля 1961 г.. Фото: Александра Галдина

Воинская часть 14086 — по-настоящему космическая. Ее военнослужащие принимали участие в историческом запуске первого в мире искусственного спутника Земли "Спутник–1", проводили измерения траектории полета спутника, на борту которого находилась собака Лайка. В 1960 году обеспечивали полёт корабля, на борту которого в космос отправились собаки Белка и Стрелка.

Сейчас военнослужащие этой части поддерживают связь с автоматическими станциями и космонавтами, ведут орбитальные и телеметрические измерения, принимают участие в проведении и сопровождении запусков космических аппаратов. 

Техника, используемая для связи с космическими аппаратами

Техника, используемая для связи с космическими аппаратами. Фото: Александра Галдина

У истории освоения космоса, связанной с Камчаткой, есть и другая страница: здесь испытывали почти все планетоходы. Впрочем, не столько самих роботов, сколько их шасси: вулканический грунт считается одним из самых неустойчивых. Работу вели на шлаковых полях Толбачика и Шивелуча. 

"В августе 1969 года на лавовых полях под склонами вулкана Плоский Толбачик проходили первые испытания "Лунохода-1".  Откатали успешно, и 10 ноября 1970 года автоматическая межпланетная станция "Луна-17" с "Луноходом-1" стартовала.  "Луноход-1" проработал 318 суток, прошел более 10 километров и передал на Землю свыше 20 000 снимков", ­— рассказали в природном парке "Вулканы Камчатки", на территории которого находится вулкан. 

Полученные во время его работы данные показали, что местность в районе Толбачика имеет с поверхностью Луны коэффициент соответствия 96%. В дальнейшем на Камчатке неоднократно испытывались прототипы различных планетоходов, включая "Луноход-2", "Луноход-3". В 1986-1989 годах — марсоход и венероход, а также ряд зарубежных моделей.

Самым необычным аппаратом был фобосоход, который планировалось отправить на спутник Марса, где нет гравитации и сцепления с грунтом, поэтому он не ездил, а прыгал, за что получил имя Кузнечик.

В экспедицию 1986 года на Толбачик и Шивелуч попал нынешний руководитель камчатского музея вулканов, вулканолог и математик, тогда — восьмилетний школьник Сергей Самойленко, отец которого, будучи физиком, принимал участие в испытаниях планетоходов "ВНИИтрансмаш". 

Модель венерохода, реконструкция сцены испытаний на Толбачике. Экспонат музея "Вулканариум"

Модель венерохода, реконструкция сцены испытаний на Толбачике. Экспонат музея "Вулканариум". Фото: Александра Галдина

В 1986 году задачей было исследование ветровых полей: венероход питался за счет ветровой энергии. 

"На Венере очень плотная атмосфера и солнечная энергетика не работает. Хотя там вообще почти ничего не работает: у аппарата 20 минут жизни. За это время он должен успеть отработать по-максимуму, а дальше его съедает кислотой, давит давлением, плавит температурой: на Венере температура 400 градусов, льют  дожди из серной кислоты, но зато колоссальные ветра. Поэтому у него в качестве источника энергии были батареи и ветровые роторы",  — рассказывает Самойленко. 

Проблема ветровых установок в том, что они спокойно питают аппарат только на равнине. А поверхность Венеры покрыта камнями, которые создают так называемую ветровую тень. 

"Чтобы понимать, где аппарат находится, ему создали систему ветряков, которая строила ветровое поле. Это похоже на боковую полосу рыб, которая помогает чувствовать течение", — объясняет ученый. 

Чтобы понять, как работают ветра на Толбачике, ученые ставили дымовые шашки или разжигали огромный костер из досок, пропитанных топливом — так ветровое поле было видно по рисунку едкого дыма. 

"В этом дыму ползал этот модуль, у него был инфракрасный глаз… Обычно мне разрешали смотреть только издалека, но однажды удалось и порулить. Там был пульт управления, а в специальных очках можно было увидеть инфракрасные лучи, которыми он светит", — вспоминает Сергей Самойленко.

Работа шла на базе, которую позже назвали Ленинградской, а тогда она была базой ленинградцев — специалистов ВНИИтрансмаш. Это был простой дощатый домик, который сейчас можно найти только на фотографиях: здание уничтожило извержение 2012 года.

"Второй этап проходил на Шивелуче, там был белый шлак и огромное поле иван-чая. Задачи были те же — исследование ветровых полей. А потом случилось так, что МИ-4, на котором мы должны были вернуться, улетел к оленеводам и не смог взлететь. И мы вместо двух дней просидели там неделю. Питались иван-чаем: он был в салате, в супе, в чае… Евражки у нас украли все, что могли украсть. Но мы искали, куда они засунули наши продукты, и доставали их", — рассказывает Самойленко.

Некоторые из участников тех событий относились к испытаниям скептически: говорили, что искусственные полигоны институтов были ничем не хуже шлаковых полей Камчатки. С другой стороны, в конце восьмидесятых в стране было не очень хорошо с финансированием исследовательских проектов, и не очень верится в то, что столько средств могли потратить впустую. Как бы то ни было, испытания марсо-, венеро-, луно— и фобосоходов  — одна из ярких страниц истории Камчатки.

Сейчас в мире осталось всего три ленинградских марсохода. Один хранится в НПО имени Лавочкина, другой — во "ВНИИтрансмаш". Третий можно увидеть в музее космонавтики в Петропавловской крепости — он стоит в стеклянной витрине рядом с макетом межпланетной станции "Марс-1".

1 / 5