Дальневосточный МедиаСаммит (12+)
4–5 июля 2024

осталось 52 дня

Култучное озеро, 2023 год
Фото: KamchatkaMedia

Жемчужина города и сточная канава: история Култучного озера

Часть вторая, в которой озера всё меньше, а город всё больше

В первой части статьи, посвященной Култучному озеру, историк-краевед, редактор исторических сборников Сергей Гаврилов рассказал, каким предстало перед первыми поселенцами Култучное озеро. В продолжении, которое публикует ИА KamchatkaMedia, он рассказывает о сложных взаимоотношениях между жителями Петропавловска и природной достопримечательностью.

Город окружает озеро

Дальнейшее развитие городской территории и довольно быстрое "обрамление" берегов озера связано с деятельностью возданного по решению советского правительства в 1927 г. Акционерного Камчатского общества (АКО). Его первый полноценный промысловый сезон завершился в 1928 г. К концу этого года были построены склады АКО в Петропавловске, поначалу называвшиеся "складами на Култучном озере". С 1929 г. они официально именовались "Озерновскими" по месту расположения — на Озерновской косе.

Озерновские склады, 1930 год

Озерновские склады, 1930 год. Фото: из фондов ККОМ

Служащие правления АКО, или, как его еще называли — "главной конторы", прибыли в Петропавловск из Владивостока на пароходе "Сергей Лазо" 1 августа 1930 г. В Петропавловске к этому времени уже действовало управление делами общества и отделы экономики, труда, планово-экономический, сельскохозяйственный, колонизационный, дорожно-строительный, горный, лесной, а также бухгалтерия и два бюро — рационализации и исследований.

К концу августа 1930 г. с приездом и размещением финансового, морского и коммерческого отделов столь долго ожидавшийся перевод правления этой уникальной хозяйственной организации на Камчатку был завершен.

Вместе с этим встал естественный вопрос: где размещать прибывшую массу народа, ведь для нее требовались жилье и рабочие места. Еще в начале года земельная комиссия при горсовете разрешила снос ряда построек в центральной части города, на месте которых намеревались заложить дома АКО из расчета на три тысячи человек. Этого было мало, поэтому часть зданий намеревались перенести "за озеро".

Становилось понятно, что территория города в ближайшие годы потребует расширения, а потому комплекс сооружений АКО (вскоре прозванный АКОпоселком или АКОградом) целесообразнее все-таки строить на северном берегу озера под Мишенной сопкой.

Застройка АКОграда, на заднем плане Петровская сопка, 1930 год

Застройка АКОграда, на заднем плане Петровская сопка, 1930 год. Фото: из фондов ККОМ

Преимуществами этого являлись, например, близость к Озерновской косе, где предполагалось оборудовать пристани для пароходов и уже стояли склады. Это позволяло разгрузить тесный портовый Ковш с его единственной пристанью, уменьшить расходы по перевозке грузов из порта за город и обратно в магазин общества.

В климатическом отношении место за озером было ничуть не хуже центра и даже более солнечным — не мешали сопки. Благоприятно разрешался и вопрос с водоснабжением нового района. Площадь южного склона Мишенной сопки многократно превышала площадь западного склона Петровской, к которой приткнулся старый Петропавловск.

Разница заключалась в том, что с Петровской сопки ключи выходили наружу, а с Мишенной они текли под небольшим слоем почвы и впадали прямо в озеро. Один из них летом 1929 г. исследовала АКОвская комиссия.

Но она упустила большой ключ, вытекавший с восточного склона Петровской сопки, огибавший ее и впадавший в восточный конец озера. Его не заметили, скорее всего, потому что перед озером он "почти исчезает". Но по расходу воды он превышал "центральный" городской ключ, питавший добрую половину старого города, баню и служивший источником пополнения запасов на пароходах. Кстати, при бункеровке последних из-за недостатка в воде нередко приходилось прекращать подачу воды в жилье и останавливать баню.

Застройка АКОграда, на заднем плане култук озера, 1930 год

Застройка АКОграда, на заднем плане култук озера, 1930 год. Фото: из фондов ККОМ

Метрах в ста пятидесяти от последнего домика на улице Набережной, по направлению к Ближнему совхозу, еще был заметны следы старой дороги, шедшей влево от существующей тропинки вниз к озеру. Этот след обрывался возле самой воды. Местные жители рассказывали, что дорога здесь еще существовала лет двенадцать тому назад, проходившая возле самой воды, у берега, то есть у подножия Петровской сопки, до восточного угла озера.

Но уже в 1930 году от нее ни осталось никакого следа: она скрылась под водой, и поэтому проехать по берегу озера не было никакой возможности. Горожане-старожилы отмечали, что в последние годы уровень воды в озере поднялся, отмели возле Озерновской косы значительно уменьшились, а сама коса "как будто уменьшается или понижается".

Для объяснения подъема уровня предлагались две версии: замыв стока из озера в губу и обычный приток ключевых и ручейных вод или "вследствие других каких-либо причин, как например, вследствие медленного опускания всей территории Култучного озера. Это также вполне возможно в такой местности, где имеются действующие вулканы". Выяснение вопроса о состоянии уровня озера и причин его повышения расценивалось как имеющее большое практическое значение для работ, ведшихся АКО на кошке (постройка различных зданий, складов, механической мастерской и дороги).

В праздничный день, 7 ноября 1930 года, ровно в восемь часов утреннюю тишину разрезал громкий гудок построенного на косе лесопильного завода АКО — первого промышленного предприятия в городе. В ответ загудели стоявшие на рейде пароходы. Это стало сигналом к началу сбора трудящихся в праздничные колонны. В 1931 году к лесопилке добавились стоявшие севернее механические мастерские АКО, предшественник будущего Петропавловского судоремонтно-механического завода (ПСРМЗ).

Военные на култуке

Территорию в районе култука — родникового поля, питавшего озеро водой, постепенно стали осваивать военные. В конце 1920-х гг. здесь появились первые сооружения оборонного назначения, стала формироваться так называемая "маневренная группа Камчатского пограничного отряда".

Так, неподалеку от дороги к селению Халактырка, шедшей между Петровской и Зеркальной сопками, был разбит гарнизонный полигон. Утром 21 августа 1931 г. на нем прошли состязания по стрельбе из гладкоствольных и нарезных ружей между членами спортобщества "Динамо" и товарищества охотников. Палили "по тарелочкам и движущимся изображениям зверей".

А 26 августа командование Петропавловского гарнизона сообщило, что, начиная с этого дня и по 1 октября, на полигоне ежедневно будет производиться стрельба боевыми патронами. Поэтому для предупреждения несчастных случаев здесь запрещалось всякое хождение и выпас скота. Военные "осваивали" озеро и так.

Зимой оно служило местом для проведения парадов и показательных маневров, в которых участвовали и слушатели оборонных кружков из числа гражданского населения. 23 февраля 1932 г. в честь четырнадцатой годовщины Красной Армии состоялся парад частей Петропавловского гарнизона. К десяти часам они выстроились на заснеженном льду, "имея правый фланг у Никольской горы и левый — к АКОграду, фронтом — на озеро".

Лесозавод и механические мастерские АКО на Озерновской косе, 1932 год

Лесозавод и механические мастерские АКО на Озерновской косе, 1932 год. Фото: из фондов ККОМ

Сообщение между двумя частями города

Петропавловск быстро рос. Если в 1928 г. его население составляло 1 700, в 1929 г. — 1 900, в 1930 г.  — 2 100, в 1931 г. — 6 000, то в августе 1935 г. — уже 16 685 чел. В 1936 г. старый город теснился на склоне восточного берега ковша, занимая площадь около семидесяти гектаров. Его новая часть площадью сорок гектаров размещалась в двух километрах к северу от основного массива на южном склоне сопки Мишенной, на берегу озера.

Дорога по Озерновской косе у Никольской сопки

Дорога по Озерновской косе у Никольской сопки. Фото: П. И. Русских

Между собой обе части города сообщались шоссейной дорогой, шедшей по Озерновской косе, и тропой вокруг озера. В середине 1930-х к ним добавились катера-"трамвайчики", ходившие по озерной глади между пристанями, стоявшими на его южном и северном берегах. По воспоминаниям старожила В. В. Бооля, "с борта катера кристально прозрачная вода просматривалась на значительную глубину. Пассажиры "трамвайчиков" как бы парили над фантастическим миром подводного царства".

Вид с Никольской сопки на озеро, 1932 год

Вид с Никольской сопки на озеро, 1932 год. Фото: из фондов ККОМ

В августе 1934 г. газета "Камчатская правда" писала: "Мы бы его назвали озером Бодрости. И это не праздное название. В нем кроется "производственный" эффект. Летом и зимой оно в состоянии вселять бодрость, крепить здоровье трудящихся, шлюпка, гребля, коньки, лыжи, санки, купанье. Мало ли что еще может дать озеро! Самое главное — бодрость. Бодрить оно будет своим видом, бодрить также будет и своей силой".

5 сентября 1934 г. она же объявила, что в ее редакции состоится совещание по вопросу организации на озере водной станции. На него приглашались представители от управления АКО, областного профсоюзного совета, областного совета спортивного общества "Динамо" и все заинтересованные. К сожалению, о результатах этого совещания мы пока ничего не знаем.

Прокладка дороги по будущей улице Микояновской (сейчас Ленинградской)

Прокладка дороги по будущей улице Микояновской (сейчас Ленинградской). Фото: из фондов ККОМ

Зимой замерзшая озерная гладь обращалась и в посадочную площадку для учебных самолетов Петропавловского аэроклуба, и даже в испытательный полигон. 21 апреля 1934 г. здесь испытывали аэросани, привезённые на пароходе "Сергей Киров" в адрес облисполкома. Несколько прямолинейных пробежек прошли вполне благополучно, но при увеличении скорости во время поворота аппарат перевернулся.

Водитель и механик вылетели из кабины, первый получил лёгкое повреждение челюсти, второй остался невредим. Аэросани же пострадали значительно: были сломаны пропеллер, лыжи, крепление, лобовое стекло и т. д.

"Проба саней на льду, а не на снегу, является поступком, по меньшей мере, легкомысленным. Не будем говорить о квалификации самих испытателей. Этот случай должен послужить суровым уроком и предупреждением повторения его в дальнейшем", — отметила "Камчатская правда".

А 14 ноября 1934 г. опубликовано объявление: "В предстоящую зиму Петропавловск впервые будет иметь большой, довольно прилично оборудованный общедоступный каток. Каток устраивается на Култучном озере. Раздевальня будет находиться в помещении лыжной станции. В этом помещении будет находиться гардероб, комната для переодевания, буфет и т. д. В настоящее время начинается организация хоккейных команд. Уже твёрдо наметилось создание первых трёх команд".

Физкультурный парад на Култучном озере, на заднем плане здание управления АКО

Физкультурный парад на Култучном озере, на заднем плане здание управления АКО. Фото: из фондов ККОМ

Стоки — в озеро

Все здания в городе были деревянными, за исключением двух бань из бетонных блоков и кирпичной электростанции АКО, водой он снабжался от колонок, питавшихся из ключей, бивших на склонах сопок.

Канализации в Петропавловске в то время не было, бытовые стоки большей частью уходили в озеро. Улицы покрытия не имели, за исключением Микояновской (ныне Ленинградской), тянувшейся по АКОпоселку и Озерновской косе.

Город не располагал никаким общественным транспортом, электроэнергией его снабжали три станции: городская, АКО и порта. "1936 г. является переломным для экономики города. В нем начаты постройкой хлебозавод, спиртоводочный завод, приступлено к организации регулярных авиалиний по полуострову, проектируется крупная электростанция. Строится шоссе Петропавловск — Большерецк".

Остатки стен построенной в 1936 г. капитальной АКОвской бани до недавнего времени ещё можно было наблюдать ниже школы единоборств (бывшего кинотеатра "Октябрь"). Сливавшаяся в озеро теплая мыльная вода вместе с другими бытовыми стоками долгие годы образовывали в ледовом покрове большую парящую полынью.

Незамерзающая полынья во льду озера, 1973 год

Незамерзающая полынья во льду озера, 1973 год. Фото: из фондов ККОМ

Идея о строительстве порта на озере

В 1936 году на полуострове работала Камчатская комплексная экспедиция (ККЭ). Одним из результатов ее пребывания в Петропавловске стало предложение устроить в Култучном озере "достаточно крупный порт". Для этого требовалось углубить его среднюю часть, отсыпать территорию у берегов и прорыть канал через Озерновскую косу.

Но признавалось, что "такой вариант нецелесообразен невозможностью зимней навигации. Ввиду незначительного пресного стока бассейн замерзает на семь месяцев, и лед из него ветрами выноситься не может". С учетом того, что особенностью местного рельефа являлся недостаток горизонтальных площадок, озеро впервые предлагалось засыпать.

Опираясь на составленные ККЭ рекомендации, 16 ноября 1936 г. горсовет принял постановление

Nº 522 "Об отводе территории под строительство Петропавловского-на-Камчатке рыбного и торгового порта". В соответствии с ним, порту из городских земель, в числе прочих, отдавался участок "в современных границах Озерновской кошки, исключая участок, отведенный под новую городскую электростанцию в южной части Озерновской кошки". Дальнейшее расширение потовой территории в районе кошки предусматривалось за счет засыпки части озера, начиная с его западного берега. Планы засыпки стали осуществляться, но позже, после начала Великой Отечественной войны.

Акватория озера, конец 1930-х

Акватория озера, конец 1930-х. Фото: П. И. Русских

Планы по застройке озера в конце 1930-х годов

В ходе разработки первого генерального плана развития Петропавловска, ведшегося в 1939 г. ленинградским институтом "Гипрогор", предусматривалось существенное уменьшение (более чем вдвое) акватории озера и обрамление его берегов капитальными набережными. Сильно расширялась Озерновская коса, превращаясь в "восточный промрайон", территория питавшего озера пресной водой родникового поля становилась местом интенсивной застройки. Здесь, в частности, намеревались расположить новый городской стадион. Сюда же тянулась новая городская магистраль по восточному берегу озера (современная ул. Набережная).

Генеральный план развития Петропавловска, 1939 год

Генеральный план развития Петропавловска, 1939 год. Фото: из фондов ККОМ

В районе нынешнего монастыря между улицами Ленинградской и Ключевской должен был стоять огромный памятник вождю народов И. В. Сталину, на берегах Култушного озера появились бы фонтаны и лодочные станции... В определенной степени эти замыслы оказались осуществленным. Так, теперешняя же набережная озера со стороны площади им. В. И. Ленина весьма сильно напоминает изображенную на проекте 1939 г., да и конструируемый сейчас стадион находится примерно на указанном генпланом месте.

План засыпки части Култучного озера, 1942 год

План засыпки части Култучного озера, 1942 год. Фото: из фондов ККОМ

Дорога по восточному берегу озера

В военном 1942 г. началась прокладка широкой дороги по восточному берегу озера. Эта трасса считалась стратегической: в случае, например, разрушения бомбардировкой неширокой Озерновской косы, нарушалась связь двух частей города. С помощью новой дороги можно было маневрировать войсками, перебрасывать стратегические грузы, при необходимости эвакуировать население. Разрабатывавшиеся в ходе стройки на склонах Петровской сопки почва и скальный грунт сбрасывались в воду.

Прокладка дороги по улице Набережной, 1942 год

Прокладка дороги по улице Набережной, 1942 год. Фото: из фондов ККОМ

Вот что об этом вспоминает старожил города Г. Б. Рогозин. Его сестра Анна в 1942 г. окончила школу-семилетку. "После работы посещала всевобуч, то есть занималась военной подготовкой: рыла окопы на Никольской сопке, почти без всякой техники строила объездную дорогу вокруг Култучного озера. Теперь она называется улицей Набережной".

Дорогу сооружали не только добровольцы, мобилизованные горожане и курсанты всевобуча, но заключенные и даже военнопленные. Вот свидетельство на этот счет еще одного горожанина — В. Г. Очеретина:

"В сентябре 1945 г. мама вернулась из заключения. Она лопатой и киркой строила объездную дорогу вокруг Култучного озера. Эту дорогу также строили пленные японцы…".

Пробитая дорога стала кратчайшим путем из города к питавшему озеро родниковому полю за дровами, что заготавливались возле него. С 1943 г. здесь производилась расчистка территории от леса, началось интенсивное строительство.

Место для грузов ленд-лиза

С конца 1941 г. через Петропавловский порт в массовом порядке начали поступать оборонные грузы из США и Канады в рамках союзнической помощи (по программе ленд-лиза). Вскоре выяснилось, что для их складирования в пределах порта отсутствуют достаточные площади.

Вновь было обращено внимание на былые планы по засыпке озера. Складочные площадки намечали устроить на Култучном озере и в устье ручья Поганка, создав там территории путем рефулирования (перемещения морского грунта). Для связи этих вновь создаваемых площадей с причалами намеревались проложить узкоколейную железную ветку от озера через Озерновскую косу вокруг Никольской сопки, пересекающую мыс Сигнальный, к району генеральных грузов и далее к устью ручья.

В 1943 г. силами пришедшего из Николаевска-на-Амуре земснаряда "Зея" намывалась новая территория на Озерновской кошке. Видимо, именно тогда естественная протока, шедшая через кошку наискосок, была заменена нынешним перпендикулярным ей каналом.

Земснаряд намывает Озерновскую косу

Земснаряд намывает Озерновскую косу. Фото: из фондов ККОМ

И вновь идея о создании базы флота

В 1952 году возник проект, несколько напоминавший предложение почти полуторавековой давности П. Добелла, — создать в озере базу Управления тралового флота (УТФ). В это время шло активное пополнение его среднетоннажными рыболовными траулерами типа СРТ-300 и СРТ-400, на десятилетие ставшими основных типом промысловых судов полуострова.

Дело дошло до правительственного решения на эту тему. Так, из справки инструктора обкома КПСС Бруснецова по докладной записке начальника политотдела УТФ А. П. Ильюшина от 14 июля 1954 г. следует, что Совет Министров СССР в марте 1954 г. решил строить на озере базу флота.

"В данное время ведутся изыскательские работы Гипрорыбпрома. В Петропавловск прибыла землечерпалка для проведения земляных работ на озере". Его намеревались превратить в морской залив, соединив с Авачинской губой достаточно широким проходом, на акватории разместить плавучие доки, а на берегах — ряд цехов, причалы, склады и слипы для вытягивания корпусов судов на сушу. Но и этот проект по ряду причин не осуществился.

В продолжении статьи Сергей Гаврилов рассказывает, как экология озера рухнула под натиском людей и что из этого получилось.