В столице Камчатки обсудят перспективы развития индивидуального жилищного строительства 
13:00
Когда в Петропавловске появился первый асфальт?
11:00
Владимир Солодов поздравил работников дорожного хозяйства Камчатки
09:48
Суровый приговор: за что соседи могли осудить девушек в СССР
08:00
20 октября в календаре: День отца в России
07:40
Загадка - Убийство в офисе. Кто на самом деле виновен?
19 октября, 19:00
Авито и Банк ДОМ.РФ договорились о работе над запуском электронной ипотеки
19 октября, 16:50
Камчатские криминалисты научили школьников пользоваться металлоискателем
19 октября, 16:10
На северо-восточном побережье Камчатки возможно затопление низменных участков
19 октября, 14:37
На Камчатке спущены на воду "Карага" и "Карымай"
19 октября, 13:38
Сушим вёсла: на Камчатке постепенно завершается навигация маломерных судов
19 октября, 11:13
В столице Камчатки прошли рейды по магазинам
19 октября, 10:11
На Камчатке открылась выставка "Камчатка — твоё невероятное приключение"
19 октября, 09:10
Товарный дефицит: пять вещей, за которыми гонялись в СССР
19 октября, 08:00
19 октября в календаре: День написания писем в будущее
19 октября, 07:40
Глава Камчатки поручил минздраву региона внести изменения в проект Озерновской больницы 18 октября, 16:58
Китайские предприниматели будут проходить обучение в специальных центрах компетенций ЕАО 18 октября, 11:20
Детская музыкальная школа в селе Соболево на Камчатке переедет в отремонтированное здание 18 октября, 11:19
Губернатор Камчатки Владимир Солодов лично проверил наличие лекарств в Озерновском 18 октября, 10:40
В Усть-Камчатске прошло первое заседание конкурсной комиссии по выборам главы 18 октября, 09:33
Дмитрий Медведев поставил задачи региональным отделениям "Единой России" 17 октября, 16:44
Лица и события международного молодежного форума "УрбанВэй" — в объективе ИА PrimaMedia 17 октября, 14:25
На Камчатке ввели запрет на трудовую деятельность иностранных граждан в 2025 году 17 октября, 13:59
Количество китайских туристов на Камчатке за год увеличилось в три раза 17 октября, 13:17
Владимир Солодов обратился к жителям Камчатки в День памяти погибших моряков и рыбаков 17 октября, 11:10
Владимир Солодов ответил на волнующие жителей Усть-Большерецкого района Камчатки вопросы 17 октября, 10:03
Приземленный "Витязь", прощанье с наливайками и 100 рублей на Сингапур 16 октября, 20:30
"Литературный мост между Россией и Вьетнамом открыт! Впереди – много совместной работы" 16 октября, 16:40
"Где народы России и Вьетнама, там дружба": новый "мост" связал Дальний Восток и Хошимин 16 октября, 13:40
"УрбэнВэй" прошел по правильному пути: как форум расширил горизонты развития Владивостока 15 октября, 17:00

Когда в Петропавловске появился первый асфальт?

О нормальных дорогах в городе мечтали более 200 лет
Дорогу от ДОФ до Сапун-горы начали мостить в начале 1960-х из фондов КГКУ ГААК
Дорогу от ДОФ до Сапун-горы начали мостить в начале 1960-х
Фото: из фондов КГКУ ГААК

Когда смотришь архивные документы, порой поражаешься что привычные вещи появились не так давно. Так обстоит дело и с асфальтированием камчатских дорог. ИА KamchatkaMedia провело небольшое исследование и узнало — когда в Петропавловске начали менять гравийное полотно на такое знакомое всем покрытие.

Первый асфальтовый завод

В 1959 году на 75 участке у Петропавловска заработал асфальтовый завод. В том году городская Дорожно-мостовая строительная контора под руководством Анатолия Рысенко уложила первый асфальт на улицах Ленинской, Советской и Микояновской (Ленинградской).

Работы шли по заказу Горкомхоза, которым руководил Антон Семенович Лазовский. Дорожники работали с асфальтобетоном вручную. Трудились в две смены. Кроме центральных улиц Петропавловска, асфальт появился и у административных зданий, школ. Заасфальтировали и территорию рынка, он тогда находился на Озерновской косе.

В конце августа 1963 года приступили к асфальтированию Театральной площади. Из-за намытого грунта (площадь была отвоевана у Култучного озера) работа шла непросто. Как рассказывали рабочие, под катком земля тряслась, как студень. Поэтому ее сначала укрепляли бетоном, а потом уже клали асфальт.

Строительство дорог было развернуто по классической схеме: нижний слой основания, потом верхний, в завершение — укладка асфальта.

Дорога до кинотеатра "Родина"

Чтобы обеспечить транспортный поток и улучшить качество работ, устраивали объезды. Первый из них прошел на подъеме от хлебосухарного завода до строящегося кинотеатра "Родина" (сейчас это путь от УВД к Православному Духовно-просветительскому центру). Там, где его проложили, ранее был частный сектор с огородами, а позже были построены жилые дома, известные старожилам, как "Свобода", "Равенство", "Братство".

До первых морозов асфальтобетонное покрытие успели проложить до кинотеатра "Родина", щебеночно-гравийное — до 8 км Елизовской трассы. На зиму строительство пришлось приостановить.

Строительство подпорной стены на улице Ленинской в Петропавловске, 1950-е годы

Строительство подпорной стены на улице Ленинской в Петропавловске, 1950-е годы. Фото: из фондов КГКУ ГААК

Дорога от Сероглазки до Елизовской трассы

Параллельно с асфальтированием шло строительство дороги от поселка Сероглазка до Елизовской трассы. Путь в объезд центра города был необходим — растущие рыбные предприятия требовали больших грузоперевозок, в частности, завоза строительных материалов.

Дорожники рубили просеку, выбирали торф из болота, взрывали и засыпали камень. Дорога петляла по сопке и выходила к трассе в районе, известном сейчас, как "Силуэт".

Интересно, что магазин с таким названием и микрорайон, которому он дал свое имя, построили уже позже.

Общественный транспорт

Объездные пути постоянно подсыпались, поливались и грейдировались. По ним проходил весь городской транспорт, включая автобусы. К 1966 году в Петропавловске и в загородной зоне было организовано движение по 24 автобусным маршрутам. Ежедневно на линии города выходили более 200 автобусов и легковых такси.

"В довоенное время единственным видом транспорта не только глубинных районов полуострова, но и Петропавловска-Камчатского, был нартовый и гужевой. Представьте себе: по заснеженным улицам Петропавловска мчится нартовый "поезд". А ведь это было совсем недавно — в 1947 году.

Зимой улицы города были непроходимыми от снега, а весной и осенью — от грязи и воды. Дощатые тротуары были лишь кое-где, и они мало спасали. Автомобили для горожан еще в 40-х годах были в диковинку.

Теперь автомобильный парк растет из года в год, пополняясь машинами более совершенных советских марок. Только по улицам Петропавловска курсируют 200 автобусов, свыше 300 легковых автомобилей. В городе всегда можно видеть и специальные — рефрижераторные и изотермические машины для перевозки скоропортящихся продуктов, молоковозы, промтоварные, мебельные, хлебные, санитарные, пожарные, снегоочистительные, моечные и другие".

Так писала в 1966 году в книге "Камчатская область. Статьи и очерки по географии" В. Е. Охотникова. 

На улице Ленинской в Петропавловске, начало 1970-х

На улице Ленинской в Петропавловске, начало 1970-х. Фото: из фондов КГКУ ГААК

231409
18
112