Российский бизнес стал чаще использовать дистанционные банковские гарантии
00:10
Беларусь и Россия объединяют усилия для сохранения и защиты исторической памяти
16 июня, 23:00
Погода на Камчатке 17 июня: в столице без осадков, в районах дожди
16 июня, 20:30
Группа компаний "Дело" приступает к масштабному ребрендингу
16 июня, 19:50
ВТБ завершил юридическое присоединение РНКБ
16 июня, 19:50
Топовые федеральные спикеры выступят на "Бизнес-Фесте" Сбера в Хабаровске
16 июня, 19:40
Заявочная кампания седьмого сезона Премии им. Арсеньева вышла на финишную прямую
16 июня, 18:50
Гаражный бизнес: на Камчатке осудили двух мужчин за незаконную торговлю крабом
16 июня, 18:30
На Камчатке жизненные истории медведей станут основой нового проекта "Косолапая история"
16 июня, 18:20
Летние туристические маршруты открыты в сети природных парков "Вулканы Камчатки"
16 июня, 17:42
Вандалы в Вилючинске "разносят" еще не открывшийся городской парк
16 июня, 17:05
Виктория Сивак проверила работу мобильных медицинских модулей в столице Камчатки
16 июня, 17:00
Якутия в 1945-м: забота о детях фронтовиков, борьба с туберкулёзом и новые книги
16 июня, 17:00
На "Земле Леопарда" прошел юбилейный трейл LEORUN
16 июня, 16:55
Мильковский детский сад "Ручеёк" благодарит губернатора Камчатского края за поддержку
16 июня, 15:55

Когда в Петропавловске появился первый асфальт?

О нормальных дорогах в городе мечтали более 200 лет
20 октября 2024, 11:00 Общество #историякамчатки
Дорогу от ДОФ до Сапун-горы начали мостить в начале 1960-х из фондов КГКУ ГААК
Дорогу от ДОФ до Сапун-горы начали мостить в начале 1960-х
Фото: из фондов КГКУ ГААК
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Когда смотришь архивные документы, порой поражаешься что привычные вещи появились не так давно. Так обстоит дело и с асфальтированием камчатских дорог. ИА KamchatkaMedia провело небольшое исследование и узнало — когда в Петропавловске начали менять гравийное полотно на такое знакомое всем покрытие.

Первый асфальтовый завод

В 1959 году на 75 участке у Петропавловска заработал асфальтовый завод. В том году городская Дорожно-мостовая строительная контора под руководством Анатолия Рысенко уложила первый асфальт на улицах Ленинской, Советской и Микояновской (Ленинградской).

Работы шли по заказу Горкомхоза, которым руководил Антон Семенович Лазовский. Дорожники работали с асфальтобетоном вручную. Трудились в две смены. Кроме центральных улиц Петропавловска, асфальт появился и у административных зданий, школ. Заасфальтировали и территорию рынка, он тогда находился на Озерновской косе.

В конце августа 1963 года приступили к асфальтированию Театральной площади. Из-за намытого грунта (площадь была отвоевана у Култучного озера) работа шла непросто. Как рассказывали рабочие, под катком земля тряслась, как студень. Поэтому ее сначала укрепляли бетоном, а потом уже клали асфальт.

Строительство дорог было развернуто по классической схеме: нижний слой основания, потом верхний, в завершение — укладка асфальта.

Дорога до кинотеатра "Родина"

Чтобы обеспечить транспортный поток и улучшить качество работ, устраивали объезды. Первый из них прошел на подъеме от хлебосухарного завода до строящегося кинотеатра "Родина" (сейчас это путь от УВД к Православному Духовно-просветительскому центру). Там, где его проложили, ранее был частный сектор с огородами, а позже были построены жилые дома, известные старожилам, как "Свобода", "Равенство", "Братство".

До первых морозов асфальтобетонное покрытие успели проложить до кинотеатра "Родина", щебеночно-гравийное — до 8 км Елизовской трассы. На зиму строительство пришлось приостановить.

Строительство подпорной стены на улице Ленинской в Петропавловске, 1950-е годы

Строительство подпорной стены на улице Ленинской в Петропавловске, 1950-е годы. Фото: Фото: из фондов КГКУ ГААК

Дорога от Сероглазки до Елизовской трассы

Параллельно с асфальтированием шло строительство дороги от поселка Сероглазка до Елизовской трассы. Путь в объезд центра города был необходим — растущие рыбные предприятия требовали больших грузоперевозок, в частности, завоза строительных материалов.

Дорожники рубили просеку, выбирали торф из болота, взрывали и засыпали камень. Дорога петляла по сопке и выходила к трассе в районе, известном сейчас, как "Силуэт".

Интересно, что магазин с таким названием и микрорайон, которому он дал свое имя, построили уже позже.

Общественный транспорт

Объездные пути постоянно подсыпались, поливались и грейдировались. По ним проходил весь городской транспорт, включая автобусы. К 1966 году в Петропавловске и в загородной зоне было организовано движение по 24 автобусным маршрутам. Ежедневно на линии города выходили более 200 автобусов и легковых такси.

"В довоенное время единственным видом транспорта не только глубинных районов полуострова, но и Петропавловска-Камчатского, был нартовый и гужевой. Представьте себе: по заснеженным улицам Петропавловска мчится нартовый "поезд". А ведь это было совсем недавно — в 1947 году.

Зимой улицы города были непроходимыми от снега, а весной и осенью — от грязи и воды. Дощатые тротуары были лишь кое-где, и они мало спасали. Автомобили для горожан еще в 40-х годах были в диковинку.

Теперь автомобильный парк растет из года в год, пополняясь машинами более совершенных советских марок. Только по улицам Петропавловска курсируют 200 автобусов, свыше 300 легковых автомобилей. В городе всегда можно видеть и специальные — рефрижераторные и изотермические машины для перевозки скоропортящихся продуктов, молоковозы, промтоварные, мебельные, хлебные, санитарные, пожарные, снегоочистительные, моечные и другие".

Так писала в 1966 году в книге "Камчатская область. Статьи и очерки по географии" В. Е. Охотникова. 

На улице Ленинской в Петропавловске, начало 1970-х

На улице Ленинской в Петропавловске, начало 1970-х. Фото: Фото: из фондов КГКУ ГААК

231409
18
112