На Камчатке подвели итоги семейного турнира по Чистым играм
13:17
В Совете Федерации обсудили ход строительства промыслового флота
13:10
В здании новой Камчатской краевой больницы обустраивают отделение реанимации
12:43
FESCO в 2024 году по программе северного завоза на Чукотку перевезла более 88 тысяч тонн
12:20
Более 1 000 врачей приехали для работы в медучреждениях Камчатки с 2020 года
11:50
Развитие системы дополнительного образования обсудили в столице Камчатки
11:40
Неосторожное курение — предварительная причина пожара на ул. Заводской в столице Камчатки
11:21
В столице Камчатки строитель упал с лесов и травмировался
10:51
На Камчатке 21 семья за этот год получила помощь и поддержку в кризисной службе "Гармония"
10:20
Школьникам Камчатки рассказали о формировании краевого бюджета
09:34
Александр Новак провёл совещание по газификации Камчатского края
09:00
Камчатка 22 ноября: экспедиция на Курильские острова и восьмибалльное землетрясение
08:50
Бархатные пяточки, как у красоток из СССР: секрет гладкой кожи за 4 дня
08:00
22 ноября в календаре: День психолога в России
07:40
Ваш разум - ограненный алмаз, если ответите на 8/8 - ТЕСТ на общую эрудицию
21 ноября, 21:20
Александр Новак провёл совещание по газификации Камчатского края 09:00
Камчатская икра не подошла к столу краснодарского бизнесмена 21 ноября, 13:29
Депутаты Городской Думы ПКГО выберут главу Петропавловска-Камчатского 21 ноября, 11:50
Новогодний челлендж, неуловимые яйца и тревожная стройка 21 ноября, 11:00
На Камчатке с 2025 г. появится автоматизированная упрощённая система налогообложения 21 ноября, 10:48
Камчатка выплачивает "подъемные" для привлечения кадров в сельскохозяйственную отрасль 21 ноября, 09:12
Губернатор Камчатки ответил на одно из обращений жителей по поводу нелегальных мигрантов 20 ноября, 17:23
Евгений Беляев: Важно качественно подготовить мероприятия к юбилею Великой Победы 20 ноября, 10:21
Камчатский край стал участником Всероссийского форума поддержки предпринимательства 19 ноября, 14:18
Валентина Матвиенко обсудила с врио главы ЕАО Марией Костюк перспективы развития региона 19 ноября, 11:20
Игорь Шутенков вступил в должность мэра Улан-Удэ 18 ноября, 19:25
Три гражданина претендуют на должность главы Усть-Камчатского муниципального округа 18 ноября, 18:02
Заседание комитета по строительству, транспорту, энергетике и ЖКХ прошло на Камчатке 18 ноября, 10:33
На Камчатке прошёл традиционный конкурс "Лидер качества" 16 ноября, 16:30
Итоги работы Петропавловск-Камчатского отделения "Единой России" подвел Дмитрий Тимофеев 15 ноября, 15:41

Когда в Петропавловске появился первый асфальт?

О нормальных дорогах в городе мечтали более 200 лет
Дорогу от ДОФ до Сапун-горы начали мостить в начале 1960-х из фондов КГКУ ГААК
Дорогу от ДОФ до Сапун-горы начали мостить в начале 1960-х
Фото: из фондов КГКУ ГААК

Когда смотришь архивные документы, порой поражаешься что привычные вещи появились не так давно. Так обстоит дело и с асфальтированием камчатских дорог. ИА KamchatkaMedia провело небольшое исследование и узнало — когда в Петропавловске начали менять гравийное полотно на такое знакомое всем покрытие.

Первый асфальтовый завод

В 1959 году на 75 участке у Петропавловска заработал асфальтовый завод. В том году городская Дорожно-мостовая строительная контора под руководством Анатолия Рысенко уложила первый асфальт на улицах Ленинской, Советской и Микояновской (Ленинградской).

Работы шли по заказу Горкомхоза, которым руководил Антон Семенович Лазовский. Дорожники работали с асфальтобетоном вручную. Трудились в две смены. Кроме центральных улиц Петропавловска, асфальт появился и у административных зданий, школ. Заасфальтировали и территорию рынка, он тогда находился на Озерновской косе.

В конце августа 1963 года приступили к асфальтированию Театральной площади. Из-за намытого грунта (площадь была отвоевана у Култучного озера) работа шла непросто. Как рассказывали рабочие, под катком земля тряслась, как студень. Поэтому ее сначала укрепляли бетоном, а потом уже клали асфальт.

Строительство дорог было развернуто по классической схеме: нижний слой основания, потом верхний, в завершение — укладка асфальта.

Дорога до кинотеатра "Родина"

Чтобы обеспечить транспортный поток и улучшить качество работ, устраивали объезды. Первый из них прошел на подъеме от хлебосухарного завода до строящегося кинотеатра "Родина" (сейчас это путь от УВД к Православному Духовно-просветительскому центру). Там, где его проложили, ранее был частный сектор с огородами, а позже были построены жилые дома, известные старожилам, как "Свобода", "Равенство", "Братство".

До первых морозов асфальтобетонное покрытие успели проложить до кинотеатра "Родина", щебеночно-гравийное — до 8 км Елизовской трассы. На зиму строительство пришлось приостановить.

Строительство подпорной стены на улице Ленинской в Петропавловске, 1950-е годы

Строительство подпорной стены на улице Ленинской в Петропавловске, 1950-е годы. Фото: из фондов КГКУ ГААК

Дорога от Сероглазки до Елизовской трассы

Параллельно с асфальтированием шло строительство дороги от поселка Сероглазка до Елизовской трассы. Путь в объезд центра города был необходим — растущие рыбные предприятия требовали больших грузоперевозок, в частности, завоза строительных материалов.

Дорожники рубили просеку, выбирали торф из болота, взрывали и засыпали камень. Дорога петляла по сопке и выходила к трассе в районе, известном сейчас, как "Силуэт".

Интересно, что магазин с таким названием и микрорайон, которому он дал свое имя, построили уже позже.

Общественный транспорт

Объездные пути постоянно подсыпались, поливались и грейдировались. По ним проходил весь городской транспорт, включая автобусы. К 1966 году в Петропавловске и в загородной зоне было организовано движение по 24 автобусным маршрутам. Ежедневно на линии города выходили более 200 автобусов и легковых такси.

"В довоенное время единственным видом транспорта не только глубинных районов полуострова, но и Петропавловска-Камчатского, был нартовый и гужевой. Представьте себе: по заснеженным улицам Петропавловска мчится нартовый "поезд". А ведь это было совсем недавно — в 1947 году.

Зимой улицы города были непроходимыми от снега, а весной и осенью — от грязи и воды. Дощатые тротуары были лишь кое-где, и они мало спасали. Автомобили для горожан еще в 40-х годах были в диковинку.

Теперь автомобильный парк растет из года в год, пополняясь машинами более совершенных советских марок. Только по улицам Петропавловска курсируют 200 автобусов, свыше 300 легковых автомобилей. В городе всегда можно видеть и специальные — рефрижераторные и изотермические машины для перевозки скоропортящихся продуктов, молоковозы, промтоварные, мебельные, хлебные, санитарные, пожарные, снегоочистительные, моечные и другие".

Так писала в 1966 году в книге "Камчатская область. Статьи и очерки по географии" В. Е. Охотникова. 

На улице Ленинской в Петропавловске, начало 1970-х

На улице Ленинской в Петропавловске, начало 1970-х. Фото: из фондов КГКУ ГААК

231409
18
112