Когда смотришь архивные документы, порой поражаешься что привычные вещи появились не так давно. Так обстоит дело и с асфальтированием камчатских дорог. ИА KamchatkaMedia провело небольшое исследование и узнало — когда в Петропавловске начали менять гравийное полотно на такое знакомое всем покрытие.
Первый асфальтовый завод
В 1959 году на 75 участке у Петропавловска заработал асфальтовый завод. В том году городская Дорожно-мостовая строительная контора под руководством Анатолия Рысенко уложила первый асфальт на улицах Ленинской, Советской и Микояновской (Ленинградской).
Работы шли по заказу Горкомхоза, которым руководил Антон Семенович Лазовский. Дорожники работали с асфальтобетоном вручную. Трудились в две смены. Кроме центральных улиц Петропавловска, асфальт появился и у административных зданий, школ. Заасфальтировали и территорию рынка, он тогда находился на Озерновской косе.
В конце августа 1963 года приступили к асфальтированию Театральной площади. Из-за намытого грунта (площадь была отвоевана у Култучного озера) работа шла непросто. Как рассказывали рабочие, под катком земля тряслась, как студень. Поэтому ее сначала укрепляли бетоном, а потом уже клали асфальт.
Строительство дорог было развернуто по классической схеме: нижний слой основания, потом верхний, в завершение — укладка асфальта.
Дорога до кинотеатра "Родина"
Чтобы обеспечить транспортный поток и улучшить качество работ, устраивали объезды. Первый из них прошел на подъеме от хлебосухарного завода до строящегося кинотеатра "Родина" (сейчас это путь от УВД к Православному Духовно-просветительскому центру). Там, где его проложили, ранее был частный сектор с огородами, а позже были построены жилые дома, известные старожилам, как "Свобода", "Равенство", "Братство".
До первых морозов асфальтобетонное покрытие успели проложить до кинотеатра "Родина", щебеночно-гравийное — до 8 км Елизовской трассы. На зиму строительство пришлось приостановить.
Строительство подпорной стены на улице Ленинской в Петропавловске, 1950-е годы. Фото: из фондов КГКУ ГААК
Дорога от Сероглазки до Елизовской трассы
Параллельно с асфальтированием шло строительство дороги от поселка Сероглазка до Елизовской трассы. Путь в объезд центра города был необходим — растущие рыбные предприятия требовали больших грузоперевозок, в частности, завоза строительных материалов.
Дорожники рубили просеку, выбирали торф из болота, взрывали и засыпали камень. Дорога петляла по сопке и выходила к трассе в районе, известном сейчас, как "Силуэт".
Интересно, что магазин с таким названием и микрорайон, которому он дал свое имя, построили уже позже.
Общественный транспорт
Объездные пути постоянно подсыпались, поливались и грейдировались. По ним проходил весь городской транспорт, включая автобусы. К 1966 году в Петропавловске и в загородной зоне было организовано движение по 24 автобусным маршрутам. Ежедневно на линии города выходили более 200 автобусов и легковых такси.
"В довоенное время единственным видом транспорта не только глубинных районов полуострова, но и Петропавловска-Камчатского, был нартовый и гужевой. Представьте себе: по заснеженным улицам Петропавловска мчится нартовый "поезд". А ведь это было совсем недавно — в 1947 году.
Зимой улицы города были непроходимыми от снега, а весной и осенью — от грязи и воды. Дощатые тротуары были лишь кое-где, и они мало спасали. Автомобили для горожан еще в 40-х годах были в диковинку.
Теперь автомобильный парк растет из года в год, пополняясь машинами более совершенных советских марок. Только по улицам Петропавловска курсируют 200 автобусов, свыше 300 легковых автомобилей. В городе всегда можно видеть и специальные — рефрижераторные и изотермические машины для перевозки скоропортящихся продуктов, молоковозы, промтоварные, мебельные, хлебные, санитарные, пожарные, снегоочистительные, моечные и другие".
Так писала в 1966 году в книге "Камчатская область. Статьи и очерки по географии" В. Е. Охотникова.
На улице Ленинской в Петропавловске, начало 1970-х. Фото: из фондов КГКУ ГААК