В историческом центре Петропавловска есть одно удивительное здание. Сейчас в нем размещается Камчатский государственный объединенный музей. Этот дом построили в начале прошлого века для канцелярии губернатора Камчатской области. Летом 1988 года во время ремонта на чердаке дома были найдены чрезвычайно любопытные документы — семейная переписка и финансовые документы Николая Мономахова — губернатора Камчатской области в период с 1912 по 1917 год.
Конверт от письма ТД. Фото: Ольга Семёнова, KamchatkaMedia
Мономахов происходил из потомственных дворян Саратовской губернии. До назначения на Камчатку он был вологодским вице-губернатором, в 1910 вице-губернатором Приморской области. Обнаруженная на чердаке переписка как раз и относится к вологодскому и приморскому периоду службы Николая Владимировича. Среди бумаг найдены два письма от Санкт-Петербургского торгового дома "Победа", полученные в 1910 году.
Первое датируется 9 марта: "Ваше Превосходительство, согласно Вашего желания, выраженного в почтенном письме Вашем от 28-го минувшего февраля, при сем честь имеем препроводить Вам четыре вексельных бланка, с заполненным в оных текстах на 1524 рубля. При этом смеем заверить Вас, что прибытие купленной вами автомобильной коляски будет доведено до Вашего сведения без всякого промедления. Торговый дом "Победа".
Письмо от ТД. Фото: Ольга Семёнова, KamchatkaMedia
От 17 марта: "Ваше Превосходительство, заказное письмо Ваше от 14-го сего месяца с векселями на Руб. 1524 — мы получили. Складывающееся впереди автомобиля стекло может быть установлено в течение двухнедельного срока. Получение купленного Вами автомобиля мы подтвердим Вам телеграммою. С совершенным уважением Торговый дом "Победа".
Письмо от ТД. Фото: Ольга Семёнова, KamchatkaMedia
Итак, в марте 1910 года Николай Владимирович Мономахов приобрел автомобиль, который обошелся ему в 1524 рубля, в Торговом доме "Победа".
Поставщик двора Его Императорского Величества Торговый дом "Победа", основанный в 1892 году в Санкт-Петербурге Фёдором Танским, торговал велосипедами, импортными и собственного производства. С 1899 года "Победа" начала продавать мотоциклы и автомобили. Многие из них собирались из привозных комплектующих в своей мастерской.
"Победа" стала первой крупной российской фирмой, которая применила систему кредитования, что обеспечило ей успех на рынке. Клиентам предлагались готовые автомобили или только шасси на выбор. Покупая шасси, клиент мог заказать кузов автомобиля по своему вкусу, срок исполнения не превышал трёх-четырёх месяцев.
Реклама. Фото: Российский государственный архив
Сборка автомобилей продолжалась до 1905 года, после чего "Победа" ограничилась только постройкой автомобильных кузовов и представительством в России зарубежных автомобильных и мотоциклетных заводов. Фирма проработала до 1917 года и представляла легковые и грузовые автомобили следующих марок: "Де Космо", ФН (Бельгия), "Жорж Ришар", "Ришар-Бразье", "Бразье", "Прюнель", "Перфекта", "Даррак", "Гладиатор", "Клеман-Байар", "Ариес", "Делоне-Бельвиль", "Лоррен-Дитрих", "Панар и Левассор", (Франция), "Олдсмобиль", "Нортерн" (САСШ), "Лаурин и Клемент" (Австро-Венгрия), "Стевер", "Опель", "Бенц" (Германия), "Гумбер", "Аргайль" (Англия), "Бианки", "Аквила", СКАТ (Италия).
Реклама. Фото: Российский государственный архив
Какой же автомобиль приобрел губернатор Камчатки Николай Мономахов?
Явно не самый дорогой. Можно только предположить, что это был автомобиль фирмы Brasier (Бразьер) с фирменным кузовом "Победа". Это был самый распространенный автомобиль в то время, и его стоимость резко отличалась от собратьев. Для сравнения — европейские "Рено" и "Опель" стоили по 5000 рублей, отечественный "Руссо-Балт" модели С можно было приобрести за 7500.
Судя по найденному на том же чердаке черновику докладной записки к Приамурскому генерал-губернатору, заработная плата Мономахова составляла триста шестьдесят рублей в месяц. То есть стоимость автомобиля в 1524 рубля — это его заработок за 4 месяца и одну неделю.
Торговый дом. Фото: Российский государственный архив
И вот тут возникает самый интересный вопрос. Взял ли Мономахов с собой этот автомобиль на Камчатку, когда в июне 1912 года был назначен губернатором области? Он приехал на полуостров со всем своим большим семейством (у него было 8 детей), привез даже старую переписку — было ли у него желание перевезти на полуостров новенькую машину?
Исторические документы не дают ответ на этот вопрос. Воспоминаний очевидцев, а тем более фотографий, не сохранилось. Тем не менее, многие историки и краеведы отвечают на этот вопрос утвердительно. И, если это правда, то автомобиль Мономахова — первый легковой автомобиль на Камчатке. Если же автомобиль был оставлен во Владивостоке, то заслуги Мономахова в этой сфере немного скромнее — он стал первым автомобилистом на полуострове.
О передвиженьях по Камчатке губернатора Мономахова известно, что в 1913 году он предпринял путешествие из Петропавловского порта на Чукотку для обследования золотоносных месторождений. Большую часть пути начальник Камчатки проехал на собаках, только в некоторых местах верхом на лошади, сделав туда и обратно более 2000 верст.
Торговый дом. Фото: Российский государственный архив
По возвращению в Петропавловск был издан "Всеподданнейший отчет губернатора Камчатской области действительного статского советника Мономахова за 1912 и 1913 год". Этот отчет был направлен Императору. О камчатских дорогах Мономахов писал: "Дорожное строительство области в смысле проведения и оборудования сухопутных дорог, находится в совершенно зачаточном состоянии, между тем, дело это имеет огромное значение для развития жизни в крае и на него должно быть обращено самое серьезное внимание. Отсутствие необходимого технического персонала, могущего заняться обследованием области в дорожном отношений, служит главнейшим препятствием к осуществлению этой серьёзной потребности.
При составлении постоянных штатов для области, вместо ныне существующих временных, это принято мною во внимание и введен технический персонал, могущий выполнить эту задачу. К устройству сухопутных дорог простейшего типа надлежит приступить в ближайшем будущем.
При огромной площади этой области, отсутствие путей сообщения, трудности и длительности переездов, отпускаемый Министерством внутренних дел прогонный кредит в размере 3.500 рублей в год так ничтожен, что едва в состоянии покрыть одну-две поездки. При таких условиях нельзя в полной мере выполнить то серьезную и ответственную задачу, которая, по верной мысли законодателя, возложена на губернатора Камчатской области. Следует принять во внимание, что этот кредит отпускается для разъездов не одного губернатора, а всех чинов областной администрации".
Портрет Николая Мономахова. Фото: из серии портретов губернаторов Камчатки
В 1916 году губернатор Мономахов поехал с семьей в отпуск и на Камчатку вернуться уже не успел. После революции 1917 года его имущество было реквизировано и продано. В 1935 году он был репрессирован и отправлен в Казахстан. По некоторым данным действительный статский советник, бывший губернатор Камчатской области был арестован 19 ноября 1937 года Тройкой УНКВД Кустанайской области, 2 декабря 1937 года приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания и расстрелян. В 1989 посмертно реабилитирован.
Письмо от ТД. Фото: Ольга Семёнова, KamchatkaMedia