Ударили по бездорожью: как 87 лет назад на Камчатке прошёл автопробег. Часть первая
Три грузовика ГАЗ добрались из Петропавловска в Мильково и вернулись обратно
В такие же сентябрьские дни 87 лет назад на Камчатке состоялся автопробег Петропавловск-Камчатский — Мильково. Дороги тогда между двумя населенными пунктами не было. Вообще не было — ни грунтовой, ни гравийной. Преодолевали это расстояние пешком или верхом на лошадях, зимой на собачьих упряжках. И всё же три грузовика ГАЗ прошли 350 километров через леса, реки, болота, тундру до Мильково, а потом вернулись в Петропавловск. Как это было — в материале ИА KamchatkaMedia.
Автопробег прошёл с 8 по 24 сентября 1936 года. Нам повезло — экспедицию подробно описал на страницах газеты "Камчатская правда" актер камчатского драматического театра Константин Родионов. Он же сделал несколько десятков фотографий, альбом с которыми сейчас хранится в Камчатском краевом государственном архиве.
К старту готовы!. Фото: Из фондов ККГА
В автопробеге кроме актера участвовали заведующий автобазой АКО Николай Ансимов, он возглавил это отважное предприятие, водитель М. Чайковский был его заместителем, комиссаром назначили редактора газеты "Камчатская правда" Льва Никольского, вторым фотографом стал Н. Пшеничников, ему помогал сотрудник редакции "Камчатской правды" Федор Конотопчик. Бухгалтер Бобряков и товаровед К. Градусов из АКОторга везли товары для попутной продажи в селах, через которые проходил маршрут.
Отчет о путешествии был опубликован в пяти номерах газеты "Камчатская правда" с 30 сентября по 5 октября 1936 года в цикле очерков "На автомобилях в долину Камчатки". Приводим его полностью.
Машины тронулись в путь
8 сентября в 3 часа дня отрывисто крикнула сирена, ровно заработали моторы трех полуторатонных ГАЗ, и машины одна за другой плавно оторвались от дома облисполкома, постепенно набирая скорость. Населению города бросаются в глаза, написанные на передних стенках кабин надписи: "Петропавловск — Мильково". Алый кушак на бортах машин говорит: "Мы едем от берегов Тихого океана в долину Камчатки".
Да, мы едем туда, где не слышали рокот автомобильного мотора, туда, где даже телега появилась только пять лет тому назад, где люди столетьями через тайгу и тундру перебирались летом — верхом на лошади, зимой — на собаках. Мы едем туда, где нам пророчат похоронить в болотах три машины и вернуться обратно на собаках.
Твердая рука большевиков провела советские машины от Москвы до Каракум, через сыпучие пески. Советские машины проложили себе путь через дикие горы Урала, через бесконечные степи Западной Сибири. Советские машины увидели волны сказочно неприступного Байкала. Советским машинам не страшны Шилка и Нерчинск бывшего каторжного Забайкалья. Они отпечатали свои следы в Уссурийской тайге и отразили свои яркие фары в бездонных глубинах Великого океана.
Сегодня три ГАЗа идут побеждать тундру.
Переправа через Авачу около Елизова. Фото: Из фондов ККГА
Через 2 часа мы в Елизово. Здесь машины не диковина. Даже коровы встречают нас без удивления и неохотно уступают нам дорогу, несмотря на настойчивый крик сирен. В 7 часов вечера мы в Коряках и через 15 минут идем дальше. Семья вулканов сняла со своих снежных голов шапки облаков, посылая нам привет из фиолетовой дали. Они долго смотрят нам вслед, пока тайга не поглотила нас в свои серые объятия.
Ночь. Фары изучают дорогу, вырывая из темноты бегущий на нас шеломайник. Из-под машин каждую минуту убегают брызгами в испуге лужи. Корявые березы то совсем близко подходят к нам, касаясь ветвями, то уходят дальше от дороги вглубь ночи. Дорога грязна. Машины стонут, буксуя на подъемах. Люди чаще и чаще помогают моторам поднять тяжелые кузова на пригорки.
В 9 часов вечера в долине бурного горного ручья Тополова остановились на ночлег. С трех сторон яркие фары машин освещают полянку. Поставлена палатка, на костре согрет чай, на траве под широко-коронной березой постлана белая скатерть, на ней белый хлеб, сыр, масло, колбаса, консервы, лимоны, огурцы, шоколад, вино. Играет патефон. Вокруг сидят оживленные люди.
Это ужинают люди пробега. Кажется, будто береза все ниже и ниже опускает свои ветви, вслушиваясь в деловые разговоры людей, в слова и музыку бодрой песни.
"...И кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет..."
Да, мы с песней шагаем. Разве мы уже не достигли такого состояния, что труд считаем удовольствием. Все знают, что в пробеге будет много трудностей, но все идут к ним с веселой песней. Все знают, что мы едем не кататься по асфальтированному шоссе, а в тяжелую авторазведку.
Перед сном фотографы пробега дали веселое представление. Они быстрее всех поужинали и спешили заснять первую стоянку. Расставили на штативах три фотоаппарата, приготовили из случайно обнаруженной оглобли и лопаты подставку, всыпали на нее магний и предупредили всех, что будут снимать. Все напряженно приготовились, долго ждали, но магний не загорелся. Под дружный насмешливый хохот, сконфуженные фотографы подготовили вторую вспышку, и в ней принимал участие третий участник пробега. Он принес фотографам охапку бересты и сказал: "Попробуйте бересту, она обязательно загорится". На этот раз магний дал феерическую вспышку, но фотографы в волнении забыли открыть шторки кассет.
Погасли фары, догорают угли костра. Все спят. Ночь окутала стоянку. Медленно плыл по звездному небу яркий серп луны, его лучи, прорезываясь сквозь листву, скользили по машинам. Бурная речка баюкала сидящих своей бесконечной журчащей песней.
В пять с половиной часов следующего дня утреннюю тишину прервала сирена. Проснулись люди. Раздалась команда командора. Под звуки веселого марша, раздающегося из патефона, зашевелилась стоянка. Уложены вещи, осмотрены и заправлены машины. Освежились люди, с фырканьем умываясь в ледяной воде. Короткий завтрак, и в путь. Загудели моторы, и машины одна за другой покатились вперед, оставляя за собой росистый след. Теплым приветом солнце с горизонта бросило нам розовые лучи и спряталось за деревья.
Бездорожье. Фото: Из фондов ККГА
Начался второй день пробега — день первых трудностей. Дорога до Начик была тяжела. Прошли обильные дожди, сильно размочившие почву и оставившие большие лужи. Машины при малейшем подъеме буксовали, зарываясь в грязь до самого кузова. Люди, вооружаясь лопатами и топорами, откапывали машины, рубили деревья, подкладывали под колеса бревна и помогали моторам толкать машины вперед.
Напрягались мышцы, злобно рычали моторы, буксующие колеса, обволакиваясь синеватым ядовитым дымом, выбрасывали подложенные бревна, оставляя машины на месте. Раздавалась команда "стой", люди и моторы отступали, чтобы после распоряжения командиров пробега наступать снова. Наконец, машины выбирались, чтобы впереди засесть вновь, а здесь тянули вторую, а затем третью машину.
Иногда люди были бессильны вырвать машину из липких объятий грязи и тогда через длинный или короткий буксир приходила на помощь вторая машина, а иногда и третья и после дружных усилий людей и моторов колонны двигались вперед, километр за километром побеждая бездорожье.
В три часа колонна в Начиках. Осмотр и заправка машин. Короткий обед и снова в путь. Двенадцатикилометровая дорога до базы совхоза нас порадовала и дала отдохнуть. Дождя здесь не было, машины шли с большей скоростью.
Сейчас же за базой совхоза автомобили вброд впервые перешли реку Плотникова. Сначала пришли по воде водители машин, исследовали дно, а затем осторожно одна за другой прошли реку разгоряченные машины, освежаясь в ледяной пене бурных потоков.
За рекой Плотникова долина и сопки впервые слушают рокот автомобильных моторов. Здесь, по существу, начало нашего пробега или, вернее оказать — авторазведки, здесь начало наших трудностей. Но мы бодро, с веселой песней, идем им навстречу. Впереди самая интересная дорога, а вернее, бездорожье.
По пути в Малки. Фото: Из фондов ККГА
Долиной реки Быстрой
Едем в Малку по проселочной дороге, никак не приспособленной для автомашины, пересекаем склоны гор, покрытых березняком, пади, заросшие шеломайником, скрывающим собой машины до самого верха. Приветливо кивают бегущим машинам рябины своими спелыми ярко-красными гроздьями, иногда так низко склоняясь, что попадают в открытое окно кабины.
Солнце, купаясь в белом пухе кучевых облаков, показывает нам прекрасную радугу красок окружающего ландшафта.
Мы едем, словно по живописному ковру, шитому фиолетовой далью хребтов с сияющими на них туманами, по серебру змеящихся речек — своеобразную от темно-красного до темно-зеленого цвета растительностью.
Несмотря на то, что машины впервые идут в Малку и нам приходилось часто садится в оврагах — физически мы не измотались так, как перед Начиками. Засевшие машины мы легко вытаскивали на буксире. Топкие места обходили, прокладывая новую колею через шеломайник, прорубаясь через заросли тальника, настилая гати в самых опасных местах. А на последнем отрезке дороги, километров на 10, за нас все это сделали колхозники села Малки. Они хорошо подправили мостики, срыли косогорчики, выровняли и расширили подъемы из оврагов, прорубили узкие места в тайге и на разветвлениях поставили показатели пути.
Переправа через Плотикова. Фото: Из фондов ККГА
Затемно пришли в Малку. У клуба выстроились машины рядом с примитивной аркой, на которой полощется кумачный плакат с надписью: "Счастливого пути дорогим товарищам, выполняющим заветы тов. Сталина, осваивающим дороги Камчатки". Несмотря на то, что к нашему приходу деревня спала, гул моторов разбудил почти всех. На квартире у зав. медпунктом тов. Коллегина, приготовлен хороший ужин.
К 11 часам все приготовились ко сну. Заснули быстро и крепко.
* * *
Сон крепко держит в своих сладких объятиях. До сознания доходит музыка, сначала непонятная, далекая, затем она постепенно приближается, организуется в бодрый марш. Вот уже ясно слышится:
"Тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет..."
Включено сознание — мы в пробеге. Открываются глаза. 5 часов утра. Начинается новый день. Заправляются к осматриваются машины. Умываться едем в горячие ключи, находящиеся в 5 километрах. Дорога идет по ровной долине, заросшей березняком и тальником.
В долине, окруженной с трех сторон сопками на берегу речки Ключевской, совершенно на ровном месте, разбросаны небольшие воронки 40–90 см в диаметре. Они заполнены клокочущей крупными пузырями водой, с температурой 93 градуса, сбегающей небольшими ручейками к самой реке и собираются здесь в небольшие водоемы, называемые ваннами. Вода в этих водоёмчиках настолько горяча, что купаться в них невозможно. Чтобы сделать воду терпимой для человеческого организма, люди сделали из реки отводы и пустили в водоемы холодную воду. Через эти отводы температуру можно регулировать как угодно.
Как приятно в холодно-осеннее утро сидеть в горячей воде и наслаждаться прекрасным пейзажем, освещенным только что поднявшимся из-за сопок солнцем. Как хороша Камчатка! Как красива она своими вулканами и долинами, морями и реками, солнечными днями и долгими туманами! Сколько дикой мощи в ветрах и горах снегов! Сколько богатств таят ее неизведанные недра.
Купание в Малкинской луже. Фото: Из фондов ККГА
Мы в Малках. Здесь в живописной долине могут быть прекрасные огороды. Реки и ручейки богаты рыбой. Здесь на базе горячих ручьев могут быть построены здравницы. Кроме того, мы здесь же вчера за ужином пили крепкий нарзан, большой источник которого находится всего в 3 километрах от Малки. А сколько здесь еще неизведанных ценностей таится в непроходимой тайге и сопках. Где-то недалеко здесь есть "ржавые" ручьи. Откуда они идут и что несут — пока никто не знает.
Как необходим этот пробег — помогающий освоению богатейшей окраины нашей страны! Как радостно перенести трудности в таком большом деле!
* * *
Вернувшись с ключей и вкусно позавтракав — снова тронулись в путь. Взяли 200 кг почты. Провожала нас вся деревня. Большинство видело машины в первый раз. Один старик до слез радовался, что он, прожив 68 лет, впервые увидел автомобиль и прокатился на нем (выезжая из деревни, мы на каждую машину сажали человек по 10 камчадалов и провозили их километра 3).
Отъезд из Малок. Фото: Из фондов ККГА
Матери и отцы держали на руках младенцев, показывая им детали автомобилей, словно желая, чтобы в сознании детей навсегда запечатлелась эта чудесная машина.
Машины идут черев тайгу и тундры, неся в себе новые крупицы борьбы с остатками дикости и бескультурья на наших окраинах и неудивительна радость камчадалов, впервые встречающих у себя автомобиль!
За пробегом будут дороги, за дорогами потянутся караваны машин с газетами, книгами, людьми, овладевшими высотами науки и техники, с промышленным оборудованием и ширпотребом и навсегда сотрется разница между центром и "дикой" страной.