С вводом санкций и "прыжками" валют пришло опасение, что нас всех ждет ощутимое повышение цен. Люди реагируют на эти прогнозы по-разному: кто-то по привычке скупает сахар и гречку, кто-то просто вздыхает и готовится затянуть пояс потуже, а кто-то, наоборот, полон оптимизма, мол, выше покупательских возможностей цены не задерут, да и государство не даст в обиду. В предпринимательской среде тоже нет единства в этом вопросе. Одни подняли цены еще вчера, другие держатся, третьи задумываются о закрытии бизнеса. А есть и те, кто поднимать цены и вовсе пока не собирается. Здесь на разницу во мнениях влияют как жизненные установки, так и степень зависимости конкретного бизнеса от доллара, импорта и настроений поставщиков.
Руководитель камчатской крафтовой сыроварни "Аристель" Наталия Урсол объяснила корреспондентам ИА KamchatkaMedia свою позицию.
Наталия Урсол -— руководитель крафтовой сыроварни "Аристель". Фото: Архив Н. Урсол
— Наталия, было приятно, интересно и странно в эти времена прочитать в соцсетях у вас на странице сыроварни "Аристель" комментарий о том, что вы не будете повышать цены. Скажите, что вам дает оптимизм на это решение? Какой здесь экономический расчет? Или это какая-то позиция в убыток себе?
— По своей сыроварне я сегодня просто не вижу оснований повышать цены. Мы работаем на молоке местных камчатских фермеров, и они пока не заявляли об удорожании своей продукции.
Наши коровы питаются сеном и комбикормами, а не долларами! И я не предвижу здесь большого роста цены. Молоко относится к товарам первой необходимости, у государства эта сфера — в зоне особого внимания. Наши фермеры получают помощь — субсидии, компенсации и пр. И, уверена, они не вольны сильно играть с ценами.
Страница "Аристель" в Инстаграм. Фото: Скрин
Если будет повышение, то оно будет разумным и согласованным с властью. Пока будет сохраняться государственное регулирование в этой сфере, мы не собираемся поддаваться истерике и на этой волне прикидываться пострадавшими и взвинчивать цены. У нас нет на это ни причин, ни желания.
— Молоко — это основа вашего производства, но есть же еще какие-то дополнительные ингредиенты, которые не изготавливаются на Камчатке? Здесь повышение цен или санкции вас не коснулись?
— Да мы используем бактерии производства Дании и Франции. К сожалению, аналогов в России на сегодня не выпускается. И, конечно, мы покупаем эти бактерии за евро. Естественно, повышение цены тут нас коснулось, но оно произошло совершенно не в тех масштабах, чтобы повлиять сильно на наше ценообразование. И это не заставило нас сделать наши продукты дороже.
— У вас на странице некоторые пишут в комментариях, что, мол, вы не повышаете цены, потому что уже некуда их повышать, и так слишком дорого…
— Сыры у нас правда не дешевые, потому что они качественные и натуральные. И они стоят ровно столько, сколько стоят. Но ведь эти дорогие сорта сыров и не являются товаром первой необходимости. А что касается кисломолочных продуктов, то здесь мы держим доступные цены, продаем некоторые позиции даже дешевле других местных производителей. Продукция эта пользуется хорошим спросом. И мы могли бы расширить производство.
Питьевые йогурты "Аристель". Фото: Архив Н. Урсол
Для нас санкции со стороны зарубежных больших молочных корпораций — это не повод плакать, а, наоборот, — возможность наращивать объемы производства и занимать эти ниши.
У нас, например, разработаны уже питьевые йогурты, которые могут тут составить конкуренцию. Тем более, они будут натуральными, без всяких ненужных консервантов и загустителей. При определенной поддержке государства мы бы могли развивать это направление и закрывать образовавшийся дефицит. Сегодня в России много производств, которые имеют опыт, желание и амбиции занимать этот рынок своей интересной качественной продукцией.