В минувший вторник в Камчатской краевой научной библиотеке им. С. П. Крашенинникова состоялась научно-популярная лекция доктора биологических наук, директора Камчатского филиала Тихоокеанского института географии (КФ ТИГ) ДВО РАН, председателя Камчатского краевого отделения Русского географического общества Алексея Михайловича Токранова "Красные приливы" — мифы и реальность". Ученый рассказал об истории явления и о том, что произошло у берегов Камчатки осенью 2020 года. Корреспонденты ИА KamchatkaMedia побывали на лекции в качестве слушателей.
Грозное природное явление
В сентябре 2020 года Камчатка прозвучала во всех средствах массовой информации, российских и зарубежных. Случилась экологическая катастрофа. Версий было очень много, все хотели найти виновных. Выяснять причины и последствия приехали представители научных учреждений, общественных организаций: "Greenpeace", "WWF", "Русское географическое общество" и других.
"Проверяли разные факторы: вулканизм, сейсмику, природу, антропогенные, техногенные факторы. Грешили на военных, что якобы ракетное топливо — гептил разлили. Захоронения ядохимикатов? Реально ничего не доказано", — вспоминает ученый.
Виновница токсичного "красного прилива". Фото: Анастасия Табачинская/ИА KamchatkaMedia
Специалисты обнаружили аномальное развитие водорослей. Но исследования начали с опозданием, пик трагедии уже прошел. Позже наиболее вероятной причиной катастрофы объявили так называемые красные приливы — бурное развитие или "цветение" токсичных водорослей.
На снимке из космоса области ярко-красного цвета показывают повышенное содержание хлорофилла на побережьях.
Резкое увеличение хлорофилла в воде. Фото: Анастасия Табачинская/ИА KamchatkaMedia
"Мы живем в достаточно прохладных широтах. Там, где пожарче — Флорида, Мексиканский залив, внутреннее море Японии, Австралия, — с таким явлением хорошо знакомы, оно происходит регулярно", — рассказывает Алексей Михайлович.
Красные приливы могут быть разного цвета — желтого, кирпичного, зеленого, все зависит от того, из каких именно там организмов они состоят.
Цвета "красных приливов". Фото: Анастасия Табачинская/ИА KamchatkaMedia
Непоправимый ущерб
Помимо гибели всего живого, красные приливы несут за собой и огромный и непоправимый ущерб экономике, рассказывает ученый. Так, в 1947 году у берегов Флориды во время одного из красных приливов погибло около 50 миллионов рыб. В другом географическом районе, во внутреннем море Японии в 1971 году убытки от этого явления составили свыше 7 миллиардов йен. В южной части Мексиканского залива в 2013 году погибли 276 ламантинов и несколько сотен морских черепах. В 2011 году на почти 100-километровом побережье Калифорнийского побережья произошли выбросы, очень напоминающие наши.
Так выглядит грандиозное и величественное зрелище — красный прилив в Китае. Здесь на побережья регулярно выбрасывает морских обитателей. Но к таким событиям в Китае готовы: рабочие сразу чистят берег, чтобы не было зловония.
"Красные приливы" в Китае. Фото: naked-science.ru
В сентябре-октябре 2021 года явление наблюдалось в Тихоокеанских водах острова Хоккайдо в Японии. На фермах погибло более двухсот тысяч тонн морских ежей, 21 000 особей поздних китов.
"Ученые Камчатки на вопросы ученых из Японии, откуда же пришли к ним водоросли, отвечают, что водоросли теплолюбивые и в холодных водах Камчатки жить не могут. Велика вероятность, что в 2020 году водоросли все-таки пришли из Японии к нам. Но точно трудно сказать", — говорит Токранов.
На Сахалине и в Приморье также наблюдаются красные приливы, но степень их выраженности в разных местах разная.
"Красный прилив" в бухте Новик на острове Русском во Владивостоке. Фото: ИА PrimaMediа
"Красные приливы" в истории полуострова
По имеющимся архивным записям, красные приливы были замечены на Камчатке еще в 18 веке. Ученые отмечают, что явления происходили и раньше, но документальных подтверждений не сохранилось.
"Двустворчатые моллюски, мидии являются фильтратами — они питаются, пропуская воду, и отцеживают все, что в ней содержится. Когда начинается бурное развитие фитопланктона, для них это пища, они ее засасывают и осаждают. Так как это животные хладнокровные, на них этот яд и большинство токсинов действует либо слабо, либо вообще не действует. А для теплокровных животных и человека яд губителен. Зависит, конечно, от количества съеденной пищи и состояния здоровья, но все может закончиться либо сильным отравлением, либо летальным исходом", — говорит Алексей Михайлович.
В 1799 году у берегов Аляски за два часа в мучениях умерло 15 местных охотников, затем по дороге от места трагедии погибло еще 20 человек. Причина — съеденные ядовитые мидии.
В середине 40-х гг. в Олюторском районе Камчатки члены экипажа судна китобойной флотилии "Алеут" высадились в бухте Павла и съели приготовленных на костре мидий. В результате шесть человек отравилось, а капитан и штурман умерли от остановки дыхания.
Как сообщал в журнале "Рыбное хозяйство" капитан дальнего плавания Лебедев, в сентябре 1945 года часть прибрежной акватории Берингова моря оказалась совершенно безжизненной и на несколько миль была покрыта коричнево-красными полосами.
В 70-х годах о подобном явлении в Авачинской губе сообщал научный сотрудник КамчатНИРО И.И.Куренков, который одним из первых начал активно заниматься изучением проблемы "красных приливов". В августе 1973 года в результате употребления в пищу вареных и печеных мидий отравилось 12 человек, двое из них умерли. В основном это дети и подростки, которые гуляли по бухте.
В 1985 году сотрудники КамчатНИРО проводили подводное исследование кормовой базы каланов. Участок — от мыса Сивуча до Лопатки, восточная Камчатка и Кроноцкий залив, общая протяженность 500 миль. По их свидетельству был замор почти 100 % всех гидробионтов. Заморная зона распространялась на глубину 20-25 м далеко на юг. На глубине 10-20 м было зафиксировано много погибших крабов и двустворчатых моллюсков. Аналогичную картину водолазы наблюдали и на других участках.
"Произошедшая осенью 2020 года массовая гибель морских донных организмов не была чем-то сверхъестественным. Такое уже было. В большем или меньшем объёме — трудно сказать. Но это не хорошо и не плохо. Это жизнь, природа. Водоросли — такие же живые организмы", — резюмирует Токранов
Подобные события, по прогнозам морских биологов, будут повторяться. Чтобы в дальнейшем минимизировать дальнейший ущерб от этого грозного природного явления в прибрежных регионах, необходимо вести мониторинг и постоянное наблюдение прибрежных морских сообществ, как это делается в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Европейском союзе.
"Это делается не из-за того, что они богатые или трусливые, просто они понимают, что жизнь человека дороже всего, несмотря на очень большие затраты", — уверен ученый.
Лекция А.М.Токранова. Фото: Анастасия Табачинская/ИА KamchatkaMedia
Чего ожидать?
По мнению ученого, предотвратить явление мы не можем. Прогнозировать и предсказать шанс есть благодаря сопутствующими исследованиям. Самое важное в период таких катастроф — предупредить людей, чтобы они не выходили купаться, не использовали в пищу морские организмы. Необходимо создать специальную службу, несмотря на дорогостоящие исследования. На Камчатке специалистов в области красных приливов сейчас нет. Нужны специальные приборы — микроскопы, подводные квадрокоптеры и др., специальные морские суда.
Глава минприроды Камчатки рассказал о красных приливах, Козельском полигоне и новой системе экомониторинга
Проводить исследования побережья необходимо регулярно по принципу посещения врача, который укажет пациенту, на что нужно обратить внимание или вовремя направит на операцию.