Экологические угрозы, численность основных видов представителей флоры и фауны полуострова, а также вопросы популяризации науки обсуждали на Камчатке 1 и 2 апреля 2021 года. В эти дни в Петропавловске проходила научная конференция "Сохранение биоразнообразия Камчатки и прилегающих морей".
Трижды темой обсуждений стало экологическое бедствие, которое произошло осенью 2020 у берегов Камчатки. Говоря о событиях тех дней, учёные избегают слова "катастрофа" — используют слова "происшествие", "случай", "ситуация". В ходе прошедшего во второй день конференции круглого стола спикеры отошли от форматов доклада и вступили в диалог с аудиторией, которая в большей части состояла из представителей научного сообщества. Как выяснилось, не все разделяют официальную позицию по поводу причин произошедшего.
Основная версия
Точного ответа на вопрос, что же в сентябре-октябре 2020 года привело к гибели придонных морских животных, повреждению слизистых у серферов, образованию пены и массовым выбросам беспозвоночных, нет. И, скорее всего, не будет. Основная версия сейчас — так называемые красные приливы. Это значит, что в воде цвели токсичные водоросли, которые и отравили воду, животных, повлияли на воздух на побережье.
Случай 2020 года — необычный, говорит известный ботаник, научный руководитель лаборатории морской микробиоты ННЦМБ ДВО РАН Татьяна Орлова. Она сравнивает это происшествие с другими природными явлениями, например, лавинами, которые становятся причиной проблем, но людям придется к этому привыкнуть.
"Если они [токсичные водоросли — прим. ред.] здесь появились, они уже отсюда не денутся никуда. Семенной материал они оставили. И если будут благоприятные условия для их массового развития, мы будем иметь это явление", — говорит Татьяна Орлова.
Эту версию разделяет и заведующая лабораторией рыбохозяйственной экологии КамчатНИРО Екатерина Лепская. Она уверена, что ситуацию спровоцировало случайное стечение обстоятельств.
"Гибель донных животных, случившаяся в середине сентября 2020, произошла из-за редчайшего, подчеркиваю это, стечения обстоятельств: прогрев воды на 2-4 градуса выше многолетних значений; длительный штиль; господствующее восточное и северо-восточное направление ветров способствовало развитию фитопланктона, а штиль, который последовал за штормом 19 сентября, сконцентрировал его в прибрежной полосе. Эти виды найдены у берегов Камчатки впервые", — рассказала Екатерина Лепская.
Версия "с хвостиком"
Да, это был красный прилив, но свою роль сыграла безалаберность людей, считает доктор биологических наук, проректор по научной работе и международной деятельности КамчатГТУ Татьяна Клочкова. По её мнению, нарушение в прибрежной экосистеме вызвано хозяйственной деятельностью человека. Причем, не точечными сбросами с промышленных объектов, а многолетним загрязнением бухты.
"Вы помните девяностые, когда все хозяйственные стоки прямо поступали в бухту. Корабли, которые у нас базировались, могли сбрасывать свои льяльные воды, нефтепродукты, фенольные соединения. Все это поступало в воды Авачинской губы. Деградация началась как раз с побережья, где находятся Петропавловск-Камчатский и Елизово. Говорить о том, что сейчас у нас грязно — неправильно, у нас было грязно и двадцать лет назад. Так называемый морской лес, который формировался из ламинарии... Нет там леса, только маленькие полянки", — утверждает Татьяна Клочкова.
Она называет вымирание морского дна словом "опустынивание" и отмечает, что в прошлые годы оно происходило на восточной части Авачинской губы, а сейчас вышло уже за "ворота".
Альтернативные версии
Горячая дискуссия развернулась, когда микрофон взял Илья Свирид, научный сотрудник лаборатории геодезии и дистанционных методов исследования Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН, принимавший участие в обследовании Козельского полигона. Свою версию Илья излагал, используя в качестве подтверждения слайды из презентаций оппонентов. Эксперт обратил внимание на снимок прибора, с помощью которого проводили анализ.
"Это газоанализатор, на нем плохо видно, он не показывает превышений, но его спектр чувствительности — это органика, поэтому он показывает норму. А на подъезде к полигону, где-то за полкилометра, это засекла сигнализация [на фото у прибора горит лампочка — прим. ред.], на подъезде к полигону падает на 2 процента содержание кислорода, хотя там был полный штиль", — рассказал Илья Свирид, не уточнив, что к этому могло привести.
Он добавил, что в результатах исследований, которые публиковались на сайте правительства Камчатского края, было указано, что в пробах обнаружен четырёххлористый углерод, а это вещество использовалось в качестве пестицида. Илья Свирид считает, что утечка с полигона все-таки была, просто вещества попали в океан не через реку, а с грунтовыми водами. При этом четырёххлористый углерод легко испаряется, не оставляя следов.
Эта версия поддержки у участников круглого стола не вызвала, а министр природных ресурсов и экологии Камчатского края Алексей Кумарьков припомнил Илье участие в нашумевшем фильме "Что на самом деле случилось на Камчатке? БОЛЬШОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ" Георгия Каваносяна. В итоге ученые предложили Свириду опубликовать свою версию в уважаемом научном журнале, чтобы специалисты могли говорить о ней предметно.
По мнению заведующего лабораторией морских млекопитающих КамчатНИРО Сергея Корнева, ученым стоило бы внимательнее изучить вариант гибели бентоса и некоторых животных из-за сильного шторма. Он уверен, что море могло просто выбросить беспозвоночных.
В целом
Официальной версией остается природная. Ученые много хвалили правительство Камчатского края за открытость в те дни. Ругали иностранных коллег за предвзятость.
Татьяна Орлова рассказала, что всем большим красным приливам в научной среде дают имена. Камчатский назвали "медвежьим" — потому что Россия ассоциируется с этим животным.