Первый созыв Думы Корякского автономного округа (1994–1996 гг.)
4 января 1994 г. глава администрации Корякского автономного округа С. Г. Лёушкин подписал Постановление "О дальнейших мерах по конституционной реформе органов государственной власти в Корякском автономном округе", которым утвердил Положение о системе органов государственной власти в КАО, Положение о выборах депутатов в Корякскую окружную Думу и предписал провести выборы 6 марта 1994 года.
Выборы состоялись в указанный срок. В результате были избраны 8 депутатов, как и требовалось по Положению.
На первом заседании первого созыва Корякской окружной Думы, состоявшемся 28 марта 1994 г., депутаты изменили название своего государственного учреждения органа власти. Отныне он назывался Думой Корякского автономного округа, а не Корякским окружным Советом народных депутатов, как было до этого, и не Корякской окружной Думой, как её назвали в 1993 году.
Поздравляя депутатов с избранием и началом работы, председатель окружной избирательной комиссии В. И. Урывский отметил, что в округе появилась и эффективно обозначила себя на выборах новая политическая сила — Ассоциация коренных малочисленных народов Севера.
Ей впервые было предоставлено право выдвижения своих кандидатов, и Ассоциация выдвинула семь человек, из которых в Думу прошли четверо — половина её состава. Это корячки М. П. Пен и Э. Г. Попова, эвенка А. Я. Ключникова и чукчанка О. С. Кутык.
"Налицо — возрождение национального самосознания, — продолжал В. И. Урывский. — И это факт, с которым придётся считаться всем. Но ни о каком национализме речи, конечно, не идёт".
Отметил председатель избиркома и общее снижение активности избирателей КАО на прошедших выборах. Он сравнил их с выборами депутатов Совета Федерации и Государственной Думы, состоявшимися ранее, и пришёл к неутешительному выводу: в тех выборах один только сенатор С. Г. Лёушкин набрал голосов немногим меньше, чем в сумме все депутаты округа на этих выборах (4026 у Лёушкина и 4869 у всех депутатов округа на этих выборах). В. И. Урывский объяснил это резким снижением уровня жизни населения и, как результат, политической апатией.
"Для большинства людей не столь уж важно, кто ими руководит, их волнует другое: как руководит, — продолжал председатель избиркома. — Становится ли от этого руководства легче жить, или наоборот — труднее?".
Самому старшему депутату первого созыва Думы Александру Сергеевичу Суворову исполнилось 45 лет, состав получился молодым.
Суворов и провёл первое заседание. Он же был избран председателем Думы КАО первого созыва. Заместителем председателя избрана Ольга Семёновна Кутык.
Глава администрации Корякского автономного округа С. Г. Лёушкин назначил своего представителя в Думе — Евгению Геннадьевну Тынетегину.
1 апреля 1994 г. в составе Думы были образованы 6 постоянных комиссий:
1. Комиссия по бюджету, налогам, вопросам приватизации и контролю за использованием государственной собственности КАО. Председатель — Александр Вячеславович Денисов;
2. Комиссия по социальным вопросам. Председатель — Александра Яковлевна Ключникова;
3. Комиссия по законодательству и соблюдению законности. Председатель — Валерий Сергеевич Волков;
4. Комиссия по делам народностей Севера. Председатель — Мария Петровна Пен;
5. Комиссия по вопросам землепользования и охраны окружающей среды. Председатель — Леонид Георгиевич Александров;
6. Комиссия по вопросам владения, пользования и распоряжения природными ресурсами КАО. Председатель — Эльвира Геннадьевна Попова.
Характеризуя в целом работу Думы Корякского автономного округа 1-го созыва, надо отметить, что она началась в достаточно сложной обстановке. Во-первых, сами депутаты были совершенно неопытны и поначалу плохо представляли законодательную работу и сам процесс депутатской деятельности. Во-вторых, Дума не имела собственного помещения, не говоря уже о мебели, средствах связи, аппарате сотрудников и т.д. Эти вопросы начали решаться лишь к началу 1995 года. Тем не менее, депутаты в течение первого года деятельности провели 29 заседаний и рассмотрели 146 вопросов, из них — 6 законов, из которых 4 были подписаны главой администрации КАО.
Это следующие законы:
"О выборах депутатов Думы КАО";
"Об окружном бюджете на 1994 год";
"О сроках представления Думе Корякского автономного округа проекта бюджета Корякского автономного округа на 1995 год";
"О статусе депутата Думы Корякского автономного округа".
Законы приняты депутатами повторно, после отклонения их главой администрации округа.
Отчитываясь о деятельности Думы КАО за 1994 год, председатель Думы А. С. Суворов коснулся Устава округа: "Наш проект Федерального Закона "о Корякском автономном округе" остаётся без движения и будет дальше "пылиться" в Государственной Думе до тех пор, пока нами не будет принят Устав округа".
Необходимо отметить, что над Уставом Корякского автономного округа депутаты работали весь период первого созыва Думы, но так и не приняли его, разрабатывая и обсуждая бесконечные поправки. Как результат, и Государственная Дума РФ постоянно откладывала рассмотрение Закона "О Корякском автономном округе".
19 мая 1994 г. председатель избирательной комиссии Камчатской области В. Т. Броневич обратилась с письмом к главе администрации и к Думе Корякского автономного округа с предложением принять участие в подготовке и проведению выборов в Законодательное Собрание Камчатской области 23.11.1994 г. Для этого округу было необходимо рассмотреть вопрос о формировании составов избирательных комиссий и до 20 июня 1994 г. подготовить смету расходов по финансированию выборной компании и предоставить её Камчатскому областному избиркому.
Депутаты Думы КАО рассмотрели это предложение и проголосовали за нецелесообразность участия округа в избирательной кампании Камчатской области.
Из стенограммы этого обсуждения:
"Депутат О. С. Кутык: Смогут ли два депутата иметь весомый голос при принятии решений? Ведь будут решаться вопросы и округа.
Депутат А. В. Денисов: Конечно, смогут. Но, смотря кто будет избран.
Депутат Л. Г. Александров: Эти депутаты будут просто сторонними наблюдателями, ничего для округа они не добьются.
Депутат Э. Г. Попова: Будучи депутатом от округа, Вереницкий приезжал и был разочарован: никто к мнению депутатов от округа не прислушивается. Получится так, что они будут решать вопросы области, но не округа.
Депутат М. П. Пен: Я думаю, что мы должны иметь своих представителей в областном Законодательном Собрании. Но почему нас ограничивают двумя депутатами?
Л. Г. Александров: Да сколько бы ни было депутатов, они ничего не смогут сделать для округа. Мы самостоятельны и не имеем права вмешиваться.
А. В. Денисов: Деятельность депутатов будет финансироваться из областного бюджета. На окружном бюджете это не отразится. Я предлагаю голосовать поимённо, чтобы потом не было недоразумений".
Проголосовали поименно. В результате посчитали нецелесообразным участвовать в выборах депутатов в Законодательное Собрание Камчатской области.
В сентябре 1994 г. депутаты вернулись к этому вопросу. Оказалось, что глава администрации КАО уже принял свое постановление, в котором соглашался с проведением выборов двух депутатов от округа в ЗС области. Тогда и депутаты изменили свой подход к вопросу и проголосовали за выборы. Но подготовиться в ним, которые состоялись в области 21 октября 1994 г., округ уже не успел.
Или не захотел, так как руководители КАО того времени упрямо утверждали, что округ — не просто самостоятельный, а отдельный от области субъект Федерации, хотя это было не так, КАО продолжал оставаться в составе Камчатской области, будучи субъектом Федерации.
Такие субъекты получили в среде политиков название "матрёшечных". Глава Корякского автономного округа Сергей Лёушкин, будучи членом Совета Федерации, предлагал одного из заместителей председателя Совета Федерации избирать от автономий, чтобы было, по его мнению, справедливо: один — от республик, второй — от краёв, третий — от областей, и четвёртый — от автономий. Но его предложение не прошло. Лёушкину объяснили, что все автономные округа, за исключением Чукотского, который единственный успел оформиться, как самостоятельный и отделившийся от Магаданской области, находятся в составе краёв и областей, и этого достаточно.
Как бы то ни было, а в первый созыв Законодательного Совета Камчатской области депутаты из округа избраны не были.
Дума КАО первого созыва продолжала работу. К началу 1995 года в аппарате Думы уже работали 11 сотрудников. Как отмечал председатель Думы А. С. Суворов, "в аппарате трудятся достаточно квалифицированные специалисты, имеющие большой опыт и достаточный профессиональный уровень знаний". Самым опытным был назван руководитель аппарата Н. И. Лошаков, который "трудится 24 года в органах государственной власти и местного самоуправления, знает хорошо работу депутата, поскольку сам много лет избирался депутатом районного и окружного Совета народных депутатов". Были отмечены и другие работники аппарата: Л. С. Шкуропацкая, Т. В. Зуева, Т. Ф. Попок, С. Н. Цуля, А. Н. Гаура, Н. Д. Трошина, С. Р. Побералис, Р. Г. Рафиков.
Большую тревогу у депутатов вызывал Устав округа, над которым, по сути, работал один единственный человек — депутат Леонид Александров. Недаром прокурор округа А. В. Кривуля забил тревогу по этому поводу, выступив на одном из заседаний Думы:
"Депутатам нужно привлекать специалистов к работе постоянных комиссий. Я не понимаю, как может в комиссии работать всего один депутат? Так ни одного толкового закона невозможно подготовить. Меня тревожит Устав. Нужно к его разработке подключать институты, районные администрации, ведь Устав, это, по сути дела, конституция округа. И считаю, что в Думе должно быть не 7 депутатов, а больше. При таком количестве депутатов трудно работать".
Прокурор не оговорился, когда назвал цифру семь. Депутат Думы Денисов участвовал в заседаниях, но не имел права голоса, так как в результатах его победы на прошедших год назад выборах засомневались, в подсчет голосов, похоже, вкралась ошибка, и шло разбирательство. Поэтому в Думе теперь официально числились семь человек.
Устав округа, как уже было сказано выше, этим созывом Думы так и не был принят. Собственно, и не был доработан. Одной из причин явилось то, что к 1996 году в Думе осталось только пять депутатов, так как трое народных избранников один за другим перешли на работу в администрацию округа.
В урезанном, практически неработоспособном состоянии, и подошла Дума Корякского округа 1-го созыва к очередным выборам 1996 года.
Информация дана по книге Александра Смышляева "История законодательной власти Камчатки. Четверть века камчатского парламентаризма".