К синоптикам у нас часто есть претензии. И если дело касается не совсем верного прогноза, это еще понятно. Но бывает, на людей этой профессии возлагают слишком большую ответственность: то снега нам не хватает, то холодно очень, то лето не такое…
О потеплении и пропавших сугробах, о точности прогнозов, чудесах природы и приметах — в рубрике "Есть такая профессия" корреспондентам ИА KamchatkaMedia рассказала Анна Приходько, начальник отдела метеопрогнозов Камчатского гидрометцентра ФГБУ "Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
— Анна Викторовна, любопытно, а почему вы решили стать синоптиком?
— Никакой романтической истории у меня по этому поводу нет, к сожалению. Я просто была прагматичной девушкой. Когда в школе была профориентация, и нужно было выбирать, с какой профессией идти знакомиться поближе, я выбрала Камчатгидромет, потому что он находится поблизости к моему дому. А уже когда здесь оказалась, мне очень понравилось. Нас тут учили даже азбуке Морзе, хотя тогда уже использовали телетайпную связь для передачи данных… Но на всякий пожарный, если вдруг придется в экстремальных условиях где-то трудиться, мы бы смогли морзянкой информацию передать.
После школы поступила в Дальневосточный государственный университет во Владивостоке на геофизический факультет, получила диплом инженера-метеоролога. И вернулась на Камчатку.
— Люди метеорологов и синоптиков часто путают, в чем разница?
— Метеорологи наблюдают за фактической погодой. Собирают информацию о температуре, давлении, измеряют высоту сугробов и. т. д. Анализируют всё это. А синоптики на основе этих данных уже составляют прогнозы погоды на будущее. Но это смежные специальности, главное иметь базу, а потом уже можно выбирать, кем работать. Я выбрала работу синоптика, для меня прогнозирование интереснее.

Анна Приходько. Фото: Яна Щеголихина ИА KamchatkaMedia
— Как сильно изменились условия работы с тех пор, как вы пришли в Камчатгидромет? Понятно, что морзянкой уже тут не пользуются… А что еще по-другому? И насколько точнее сейчас стали прогнозы?
— За это время произошли глобальные изменения, связанные с развитием технологий. Раньше синоптики составляли прогнозы по карте вручную, очень многое строилось на интуиции. Человеческий фактор играл огромную роль. И ошибок, конечно, было больше. Сейчас мы пользуемся численными прогнозами, в этом помогают современные компьютеры и программы, которые решают сложнейшие уравнения.
На данный момент точность прогноза выросла. Что касается времени, то более достоверный прогноз мы пока можем выдавать на трое суток. А долгосрочными прогнозами Камчатский гидрометцентр не занимается, для этого мы слишком маленькие, коллектив небольшой. Такие прогнозы делают, в основном, крупные научные институты.
— У Камчатского гидрометцентра важные задачи. Вы же не просто народное любопытство удовлетворяете, но и помогаете строить работу в разных сферах, которые от погоды зависят?
— Главное в нашей работе — это то, что мы должны предупредить жителей края о возникновении опасных природных явлений, которые несут угрозу жизни или большой ущерб.
В рамках государственного задания мы работаем для обеспечения безопасности населения и отраслей экономики. Основными задачами гидрометцентра является составление обобщенных прогнозов погоды по нашей зоне ответственности и выпуск штормовых предупреждений об опасных природных явлениях погоды.

Синоптик "колдует" над прогнозом. Фото: Яна Щеголихина ИА KamchatkaMedia
Кроме районов Камчатского края за нами закреплены определенные морские акватории, которые нас окружают. Прогнозы погоды по морям уходят в эфир, моряки могут пользоваться ими бесплатно. Фоновые прогнозы погоды по территории края можно прочитать на сайте Управления, ими пользуются СМИ. Также на сайте размещаются и штормовые предупреждения.
А если вы хотите какую-то более конкретную задачу для какой-то точки, то это уже будет специализированный прогноз погоды, это уже идет по договорам.
Летом мы очень много делаем прогнозов для маломерного флота, для которого опасен сильный ветер. Активно по всей Камчатке работаем с дорожниками. Помимо этого нашими услугами пользуются проектные институты, для них нужно изыскания проводить, чтобы закладывать климатические характеристики в проекты.
— Мы, диванные эксперты, дружно постановили, что климат у нас на Камчатке меняется. В частности, стало заметно теплее. И, конечно, снега стало намного меньше. Согласны ли профессионалы с народными наблюдениями?
— Климат, в общем, на всей планете меняется. И Камчатка не исключение. Однако не со всеми народными умозаключениями мы можем согласиться. Что касается потепления, да. Если брать среднюю годовую температуру, то за последние лет 30 она у нас на полуострове повысилась на 0,5°С.
— Всего-то? А кажется, что гораздо теплее стало…
— А эти 0,5°С, с точки зрения науки, и есть уже заметное потепление. И это уже тенденция. На протяжении многих лет я по Камчатке обновляю только максимумы температур. Когда обновлялись исторические минимумы, мы уже и забыли. То есть по температуре наметилась четкая тенденция на повышение.
— На фоне этого потепления камчатцев неприятно удивило прошлое лето…
— Да, земляки быстро привыкают к хорошему. Про лето, которое было в 2024 году, все подряд говорили, мол, какое холодное лето! Но это как раз было нормальное камчатское лето. Просто до этого было несколько лет подряд теплее, это всем понравилось… И когда наступило обычное камчатское лето, все расстроились.

И такое лето бывает на Камчатке. Фото: Ольга Семенова ИА KamchatkaMedia
— А что со снегом? Нужно уже привыкать, что его будет все меньше и меньше?
— Что касается уменьшения снежного покрова, то тут пока мы таких тенденций не отмечаем. Во-первых, говорить о том, что на всей Камчатке в последние годы выпадает мало снега — в корне неверно. В Петропавловске-Камчатском в прошлом, и в текущем году, действительно, осадков зимой выпадало меньше нормы. А вот в других районах края — больше обычного. Например, в декабре в долине реки Камчатки выпало аж 2,5 нормы осадков. А в январе в Тигильском районе 1,5 нормы.
Но даже про краевую столицу мы не можем сказать, что наметилась тенденция на уменьшение снега. Мы же наблюдаем на протяжении долгих лет, и по количеству снега этот график постоянно скользит то вверх, то вниз.
Память людская имеет свои особенности: в основном, запоминает самые яркие события.

Были у нас не так давно и более снежные зимы. Фото: Ольга Семенова ИА KamchatkaMedia
— Конечно, мы все помним, как в далеком советском детстве сугробов по второй этаж наметало… А сейчас в городе снежком только присыпает слегка. Кажется, такого малоснежного года, как этот, и не было никогда.
— Бывало и меньше снега!
— Не может этого быть…
— А наши наблюдения говорят о том, что может. Снежные годы чередуются с бесснежными. Например, самая малоснежная зима была в 1992-1993 годах. Тогда от нормы выпало порядка 30 процентов осадков. Но после этой зимы было много снежных годов. Последние "урожайные" по снегу годы были точно не в советском детстве, а не так уж и давно.

Скучаете по сугробам?. Фото: Елена Поддубная ИА KamchatkaMedia
Давайте посмотрим наши данные. По снежному покрову за последние 20 лет самым рекордным в Петропавловске-Камчатском был 2005 год. Тогда на нашей метеорологической площадке высота его составляла 289 сантиметров. А из недавних давайте вспомним 2015 год, тогда на той же площадке максимальный покров составлял 252 сантиметра. Тоже очень серьезный показатель! А прошло всего-то 10 лет. С тех пор рекордов не было, но и для того, чтобы говорить, что наметился устойчивый тренд на снижение покрова, этого пока маловато.
— А за эту зиму максимальный снежный покров на площадке в столице края какой был? И сколько процентов от нормы выпало? И что вообще специалисты скажут о завершившейся календарной зиме на всей Камчатке?
— В нынешнем году максимальная высота снежного покрова в Петропавловске-Камчатском была зафиксирована 15 февраля, она составила всего 59 сантиметров. Во все зимние месяцы по осадкам был недобор до нормы. В декабре выпало 80% (но в начале месяца больше дождем), в январе всего 15%, а в феврале — 56%.
Все три зимних месяца на полуострове были теплыми. Распределение осадков было неоднородным, где-то (в том числе и в краевой столице) их выпало меньше обычного, а где-то природа не поскупилась.
— Анна Викторовна, а что больше всего вам нравится в вашей работе?
— Мне очень нравится делать аналитику, различные обзоры погоды — поковыряться в записях за всю историю наблюдений, посмотреть, что да почему.
— Сколько лет этой истории? Как давно за камчатской погодой пристально наблюдают специалисты?
— Есть данные, что в Петропавловске первые наблюдения за метеорологическими параметрами были проведены в 1828 году. Приехала сюда экспедиция, в течение нескольких месяцев поработала и уехала. Вполне возможно, в каких-то архивах эта информация хранится до сих пор . Но мы, конечно, к этим данным не апеллируем, поскольку нам важны основательные, постоянные, непрерывные наблюдения, а не эпизодические. Регулярные наблюдения начались в 1890 году. Но и их мы в расчет тоже не особо берем, потому что место наблюдений менялось, станция переезжала несколько раз (а город у нас очень неравномерный по погоде). И вот с 1946 года наша метеостанция постоянно находится на Рябиковской, на мысе Санникова. Этот ряд наблюдений уже считается основательным, на него и опираемся.
— Обычные люди довольно часто удивляются происходящему за окном. "Такого никогда не было!", — любим мы заявлять. … А у вас есть архивы, в которых, получается, всё уже когда-то было. И снега было меньше, и морозов было больше. А есть что-то за ваш большой стаж работы, что и вас в камчатской погоде по-настоящему удивило? Случались природные чудеса?
— Вы правы, такое редко случается со специалистами. Но всё же бывает. Вот, например, несколько лет назад вдруг ни с того, ни с сего такое чудо природы случилось в поселке Ключи.
Там в августе 2016 года за два часа вылило около 100 (!) миллиметров осадков. Это вообще колоссальное, просто сумасшедшее количество! В округе нигде ничего не было, ничто не предвещало… И тут как будто кто-то включил шланг на полную катушку и прицельно полил Ключи.
А у нас такая схема действует: если мы "промухали" какое-то событие, потом должны разобрать, почему же это произошло. И вот мы начали ломать головы… И сопоставили, что в тот момент извергалась Ключевская сопка…
— А дождь и извержение могут быть как-то связаны?
— Вы же знаете, в Москве, например, чтобы сделать ясную погоду во время парада, специально перед этим рассеивают реагенты, чтобы дождь прошел раньше. Вот мы предположили, что в нашем случае эти "реагенты" выбросил вулкан, поэтому влага и собралась в одном месте и вылилась так интенсивно на Ключи.
— Как вы относитесь к народным приметам? Например, в календаре пишут, что сегодня какая-нибудь условная Матрёна-Отморозница, и если в этот день морозно, то и летом будет холодно…
— На эти приметы мы не ориентируемся, даже не пытаемся их подтверждение в жизни искать, потому что все они относятся к центральной полосе, а там совсем другой климат… У нас здесь другие временные рамки у сезонов.
— А к шуткам и анекдотам о вашей профессии как относитесь?
— Нормально относимся. Мой любимый анекдот у некоторых людей вызывает оторопь, говорят, что жестковатый. Вы, наверняка, его слышали...
Судят на площади синоптика за неправильный прогноз. Один судья говорит: "Нас тут затопило из-за этого негодяя… Давайте его расстреляем, чтобы другим неповадно было людям врать". Другой предлагает: "Лучше давайте его четвертуем". А третий говорит: "Да нет, давайте его повесим, он хотя бы направление ветра будет правильно показывать"…
В общем, с долей самоиронии относимся мы к этому. Ничто человеческое нам не чуждо! Раскладываю пасьянс, например, в обеденный перерыв, чтобы мозгам дать отдохнуть, а сама комментирую, что таким образом проверяю, сбудется ли наш прогноз (смеется).

Камчатский прогноз. Фото: Ольга Семенова ИА KamchatkaMedia
— Поделитесь своими профессиональными секретами... Что в работе синоптика главное?
— Есть у нас с коллегами любимая присказка "Лучше перебдеть, чем недобдеть", которой мы пользуемся во время составления прогноза.
Если есть варианты развития событий, я всегда лучше дам прогноз чуть пострашнее (дождь посильнее, ветер помощнее), чем скажу, что всё будет хорошо. Это я и молодым коллегам внушаю. Да, может обойтись, но тогда удивление будет приятным, а не наоборот.
— Какое любимое время года у вас на Камчатке?
— Зимой, когда всех интересует, куда делся снег, я хочу сказать: "Зачем вам снег? Смотрите, как хорошо!". Вы убейте меня, но я не хочу снега! Я очень люблю лето. Наше камчатское, градусов так плюс 20.

Камчатское лето. Фото: Ольга Семенова ИА KamchatkaMedia
— Мы с вами солидарны, очень уже хочется лета! Понятно, что рановато ещё для точных почасовых данных. Но поделитесь, пожалуйста, что говорят долгосрочные прогнозы насчёт предстоящей весны и лета на Камчатке?
— Официальный прогноз погоды от Гидрометцентра России на теплый период года будет опубликован в конце марта. А по экспериментальному прогнозу ДВНИГМИ (Дальневосточный региональный научно-исследовательский гидрометеорологический институт), весна и первая половина лета на Камчатке ожидаются теплыми и сухими.
— Нам подходит такой прогноз, пусть он сбудется!