Полк для усиления обороны Камчатки и эпидемия горячки
В 1796 г. началась губернская реформа Павла I. В её рамках для усиления обороны Камчатки 3 октября 1798 года было решено сформировать из батальона полковника А. А. Сомова полк и расположить его шефскую роту в Нижнекамчатске, по одной роте при штаб-офицерах — в Петропавловской гавани, Охотске и Удском остроге.
На сформирование полка, его укомплектование и достав ку потратили огромные суммы. Но они оказались несравнимы с несчастьями для населения Камчатки и убытками для казны, произошедшими после прихода полка и ставшими результатом его содержания там. Солдаты сомовского полка завезли эпидемию горячки. Уже на переходе из Охотска умерли тридцать человек.
Вместо Нижнекамчатска Сомов приказал направиться в Петропавловскую гавань, откуда в зиму 1799-1800 гг. началась перевозка роты с багажом на собачьих упряжках через всю Камчатку в Нижнекамчатск. Болезнь распространилась по полуострову и унесла жизни более двух тысяч человек, в том числе трёхсот пятидесяти русских. Вымерли целые селения. По масштабам это бедствие было сопоставимо с эпидемией оспы 1768-1769 гг. Ведь к этому времени население Камчатки едва превышало четыре тысячи человек.
Перевозка самих солдат, продовольствия, прибывшего для них, опять лишила камчадалов половины собак. Были заброшены промыслы. Кроме того, чтобы солдаты не торговали казённым порохом, Сомов запретил продавать его частным лицам. Привезённого провианта не хватало, Сомову пришлось урезать пайки вдвое, заменив вторую половину порсой (порошком из сушёной рыбы), а затем и вчетверо.
Солдатам было негде жить. Многие из них завели собак и разъезжали по селениям для торговли. И тогда у иркутских чиновников возникла идея перевести камчатский гарнизон на самообеспечение продовольствием.
Иркутский военный губернатор Б. Б. Леццано вышел с предложением: "С одной стороны, по великим издержкам казны на доставку полку Сомова провианта и амуниции, по изнурении якутов (перевозивших грузы из Якутска в Охотск) и по неверной, а нередко гибельной перевозке провианта чрез море на транспортных судах, а с другой, по удобству камчатского климата к размножению хлебопашества и скотоводства (эти неверные сведения Леццано получил от бывшего нижнекамчатского городничего Воеводского), весьма полезно было бы обратить гарнизонный Сомов полк по примеру бывших ландмилицких полков (военных поселений); от чего впоследствии вознаграждались бы все издержки казны, и не только одно войско тамошняго края вкушало бы хлеб от своего земледелия, но и все жители безбедно могли бы оным довольствоваться".
Вот таким мечтателем был военный губернатор, генерал от инфантерии Б. Б. Леццано. Он даже рассчитал выгоду от этого, которая обещала расходы лишь в первый год эксперимента в сорок одну тысячу рублей, в то время как трёхгодичная доставка провианта на Камчатку обошлась в двести двадцать пять тысяч, и дальше расходы оставались бы на том же уровне. Леццано предполагал занять хлебопашеством две трети солдат, а остальных оставить для несения караулов. Но чтобы солдаты-хлебопашцы не забыли службы, они должны были ежегодно проходить трёхнедельные военные сборы. Надо ли говорить, что из этой затеи ничего не вышло?
Петропавловск, 1920-1922 гг. Из фондов КГБУ ККОМ
Земство на Камчатке
3-м октября 1920 года датировано письмо укома, направленное Приморскому обкому РКП(б), где содержатся аргументы (в том числе "недоверчивый взгляд населения") против введения земства на Камчатке.
Земства (земские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в Российской империи и Российской республике в 1864-1919 годах на уровне губернии, уезда и (с 1917 года) волости. Земства были введены земской реформой 1864 года. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях Европейской части России.
Камчатка, 1920-е гг. Из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова.
Экспедиция Академии наук СССР
3 октября 1929 года профессор П. Ю. Шмидт на соединённом заседании правления краеведческого общества и членов КОИК сделал сообщение о предстоящей работе на Камчатке экспедиции Академии наук СССР.
При академии под председательством профессора В. Л. Комарова был организован Тихоокеанский комитет, одной из задач которого было исследование Камчатки. Совнарком предложил комитету составить план всестороннего изучения полуострова, для чего была организована специальная комиссия под председательством академика Ф. Ю. Левинсона-Лессинга. Экспедиция, ввиду грандиозности её задач, рассчитывалась на пятилетний срок. Она должна была продолжить систематическое изучение полуострова, начало которого было положено в 1908 г. экспедицией, организованной на средства Ф. П. Рябушинского.
Два десятка лет тому назад П. Ю. Шмидт пребывал на Камчатке в составе зоологического отдела экспедиции Рябушинского, составив большой том "Работы зоологического отдела на Камчатке в 1908-1909 гг.".
Краеведы поздравили телеграммой Академию наук и Тихоокеанский комитет с "великим делом — началом исследования Камчатки", обещали всяческое содействие и просили распространить работу экспедиции на Пенжинский и Чукотско-Анадырский районы.
Вскоре пришёл ответ за подписью "непременного секретаря Ольденбурга и председателя ТОК Комарова": "Академия наук СССР благодарит Камчатский окрисполком, краеведов и представителей общественности за приветствие в связи с планами Камчатской экспедиции. Академия наук придаёт важное значение исследованиям Камчатки и стремится всесторонне поставить эти работы, рассчитывая на помощь и содействие окрисполкома и местных общественных сил".
Также в этот день
3 октября 1925 года по ходатайству Николаевского сельского общества, при поддержке ГубОНО и Елизовского волревкома, местную церковь передали под школу.
3 октября 1975 года в поселке Усть-Камчатске открылся 12-й фестиваль молодежи Усть-Камчатского района. Как писала усть-камчатская районная газета "Ленинский путь", фестиваль продолжался в течение трех дней; в программе были "и спортивные соревнования по различным видам спорта, и многочисленные концерты, выступления участников художественной самодеятельности".