Пакетбот "Святой Павел"
"Св. Павел" вернулся в Авачинскую губу 11 октября 1741 года, потеряв двадцать четыре из семидесяти пяти членов экипажа.
"Святой Павел" — парусный пакетбот Охотской военной флотилии, построен в 1737-1740 годах на Охотской верфи корабельным мастером ластовых судов М. Ругачёвым и мастером шлюпочного и ботового дела А. И. Кузьминым, участник Второй камчатской экспедиции (1740—1742) под руководством капитана полковничьего ранга А. И. Чирикова, в ходе которой экипаж достиг тихоокеанских берегов Северной Америки, открыл архипелаг Александра, ряд островов Алеутской гряды и Командорские острова.
"Святой Павел" представлял собой парусный деревянный пакетбот водоизмещением 200 тонн и грузоподъёмностью 100 тонн, был одним из двух судов одноимённого типа. Длина пакетбота составляла 24,4 метра, ширина — 6,7 метра, а осадка — 2,9 метра. На судне были установлены 14 орудий малого калибра: девять 3-фунтовых и пять 2-фунтовых пушек. Экипаж пакетбота состоял из 75 человек.
Пакетбот нёс парусное вооружение брига — на каждой мачте располагались по две реи, на которых поднимались нижние паруса — фок и грот, над ними фор-марсель и грот-марсель. На фок-мачте также имелись косые паруса — стаксель и кливер (фор-стеньги-стаксель), а на грот-мачте — грот-стаксель и грот-стеньги-стаксель, имелся кормовой косой парус — бизань, на бушприте ставился прямоугольный парус — блинд.
Каюта командира находилась на корме пакетбота, в интрюме располагалась кают-компания, она же использовалась, как офицерская каюта. На носу судна помещался камбуз, слева от него располагалась шкиперская камора. Внутренние части пакетбота были раскрашены в белый, зеленый, красный и лазоревый цвета участником экспедиции Ф. Х. Плениснером.
Камчатка, начало 1900-х гг. Из фондов КГБУ ККОМ
Капитан Шахов
В тридцатых годах Камчаткой управляли с 1829 по 1835 годы капитан 1 ранга Аркадий Васильевич Голенищев. 11 октября 1835 года его сменил офицер — капитан 1-го ранга Яков Иванович Шахов, старший адъютант Штаба инспектора Балтийских ластовых экипажей с производством в капитаны первого ранга.
Яков Шахов по происхождению из дворян, в 1799 г. окончил Морской кадетский корпус с производством в гардемарины, в 1801 г. произведён в мичманы, в 1815 году был уволен со службы по болезни в чине капитан-лейтенанта. Был архитектором, надзирателем Казанских соборов, откуда был уволен по болезни в 1826 г. с возвращением военного чина.
Шахов доложил генерал-губернатору Восточной Сибири, что "вся заслуга Голенищева заключается в том, что он перед своим домом распланировал место для сада, расположил дорожки и куртины, развёл цветы и посадил молодых тополей".
В 1837 году, когда к берегам Камчатки не пришла рыба, камчадалы были вынуждены "употреблять в пищу своих собак и всякую падаль". На помощь жителям пришли не российские власти и начальник Камчатки Шахов, а соседи-коряки:
"В особенности голодали жители Лесновского острожка. Коряцкий старшина Этек, чтобы спасти их от голодной смерти, подошёл со своим табуном оленей к острожку и дозволил несчастным страдальцам пользоваться его оленями безвозмездно, до тех пор, пока не миновал голод".
Генерал-губернатор прислал в помощь Шахову двух специалистов по сельскому хозяйству, Сорокина и Рычагова, чтобы наладить земледелие. Но одного тот использовал в качестве секретаря, а второй оказался ни к чему не пригоден, поскольку был запойным пьяницей.
В августе 1837 года в Петропавловске случился переполох: в Авачинскую губу вошёл 54— пушечный французский фрегат "Venus". Шахов, не зная, в каких отношениях находятся Россия и Франция, не на шутку перепугался.
Вместо того чтобы послать к фрегату шлюпку для выяснения цели прихода незваного гостя, Шахов достал чертежи Рикорда и, как написал один дореволюционный исследователь, "с особенной энергией занялся он постройкой временных батарей по чертежам Рикорда, и приготовил их к действию".
Однако паника оказалась напрасной. Французы прислали с фрегата шлюпку, присланный с корабля офицер представился Шахову и объяснил, что цель прихода фрегата — географические исследования.
Офицеры фрегата попросили разрешение у Шахова поставить в гавани памятный знак в честь Лаперуза, который побывал в Петропавловске в сентябре 1787 года, а затем трагически погиб во время последующего плавания.
Шахов сделал жест: взял у французов чертежи памятного знака и заявил, что поставит его сам и за свой счёт. Успокоенные гости, пробыв в Петропавловске семнадцать дней, отправились дальше, а Шахов тут же благополучно забыл об обещании, данном французам, поскольку тратить свои деньги на памятник иностранцу он и не собирался. Данный памятник был установлен при губернаторе Страннолюбском.
Будучи начальником Камчатки, он не нашёл общего языка с притоиереем П. Громовым, со многими чиновниками, которые характеризовали его как человека заносчивого, строптивого. Насколько эта характеристика верна, трудно сказать, всё дело могло быть в том, что Шахов был осторожным и ко всему прочему, больным человеком. Именно осторожностью можно объяснить переписку его по поводу некоторых самоличных распоряжений Голенищева, таких как: "Поднимать на Сигнальном мысу гюйс, как приличествующий пограничному порту, и делать выстрелы при захождении и восхождении солнца из зоревой пушки".
Жалобы на Шахова привели к тому, что генерал-губернатор Восточной Сибири Руперт предписал сменить Я. И. Шахова на посту начальника способнейшему офицеру Глебу Семёновичу Шишмарёву. Смене начальника способствовали и просьбы самого Шахова об отставке, ввиду его болезненного состояния.
Берег Кроноцкого озера, пемзовый мыс с плоской террасой наверху и песчаный пляж бухты у устья Второй речки. Из книги Комарова Владимира Леонтьевича «Путешествие по Камчатке в 1908-1909 гг.»
Научные исследования на Камчатке в начале 1930-х
11 октября 1932 года в окрплане "по почину директивных организаций" созвано совещание по вопросам планирования научных исследований в Охотско-Камчатском крае и создания здесь единого центра для их производства.
Собралось семнадцать человек, в том числе представители научно-исследовательских учреждений Камчатки, Дальнего Востока, Москвы и Ленинграда. Они выслушали доклад профессора В. И. Огородникова, работавшего в АКО с 1929 г., об исследованиях полярных и приполярных областей Дальневосточного края за пятилетку.
Решено открыть весной 1933 г. в Петропавловске Камчатское отделение Всесоюзного Арктического института (КОВАИ). Директором этого института был профессор О. Ю. Шмидт.
Владимир Иванович Ворошилов. Из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова.
Художник Владимир Ворошилов
Камчатский художник и преподаватель Владимир Иванович Ворошилов родился 11 октября 1943 года в Петропавловске-Камчатском. Окончил художественное училище имени Савицкого в городе Пензе (1974). Впервые ярко заявил о себе как художник в начале 1980-х годов. Серия работ В. И. Ворошилова, посвященная людям Севера, свидетельствовала о тонком психологизме автора, его стремлении с любовью и восхищением передать незаурядные характеры коренных жителей Камчатки. Особенно выделялись такие полотна В. И. Ворошилова, как "Знатный оленевод Коялхот", "О нас говорят", "Агитбригада прилетела" и др.
В 1990-х годах в творчестве художника произошло существенное обновление художественного мироощущения и живописной техники. Сюжеты его работ стали более объемными, цельными, разнообразными. В них преобладали философские и фольклорные мотивы, в которых переплетались абстрактные и реальные герои, события. На выставках художника большой интерес вызывают такие работы, как "Битва гигантов", триптих "Путь разума", полотна "Спас нерукотворный" и "Гармония", в которых автор рассуждает о совершенстве и вечности, о духовной силе, влиянии первозданной красоты природы на искусство.
К 300-летию Российского флота и 300-летию присоединения Камчатки к России В. И. Ворошилов создал для портретной галереи выдающихся личностей полуострова "Скрижали Камчатки" большую серию портретов русских мореплавателей ("С. А. Сарычев", "О. Е. Коцебу", "Адмирал Макаров", "П. И. Рикорд", "В. М. Головнин") и портреты современников ("Художник С. А. Степанов", "Писатель Е. Гропянов", "Профсоюзный лидер Е. Ханин"), оставивших заметный след в развитии полуострова.
Одна из ярких работ художника В. И. Ворошилова — серия иллюстраций к книге камчатского поэта Георгия Поротова "Крылатый Кутх, или Песнь о любви". Самобытная культура коренных народов Камчатки, осмысленная и прочувствованная автором, по-новому передает зрителю навеянные фольклором сюжеты.
В. И. Ворошилов — лирик. Наиболее ярко это ощущается в пейзажах художника, созданных под впечатлением природы Налычевской долины. Работы "Весна в Налычево", "Красивый пейзаж", "Когда цветут рододендроны" пронизаны светом, теплотой и необыкновенным очарованием.
Пристальное внимание художник уделяет творческому развитию детей. Владимир Иванович — деятельный участник научно-практических конференций Камчатского государственного университета имени В. Беринга; преподавал на курсах института повышения квалификации, принимал участие в работе международной практической конференции "Культурно-историческое развитие народов Камчатки" в 1999 году и межрегионального научного семинара "Человек на Севере: проблемы качества жизни" в 2002 году. Художником разработаны и получили высокую оценку такие темы, как "Приемы, формы и методы, способствующие развитию у учащихся способности к творчеству", "Этнокультура народов Камчатки и изобразительное искусство в школе".
В. И. Ворошилов, начиная с 1967 года, участвовал во многих выставках. Полотна художника занимали видное место на областных художественных выставках Камчатской организации Союза художников России в 1999–2005 годах, на региональной выставке в Хабаровске в 2003 году. Высокую оценку полотна Владимира Ворошилова получили за рубежом. На выставках "Русские художники в Америке" (г. Сиэтл, США), "Русские художники" (г. Веллингтон, Новая Зеландия") в 1993 году, "Художники Камчатки", состоявшейся в Японии в 1994 году, отмечались самобытность и высокий духовный уровень художника. Работы В. И. Ворошилова находятся в Камчатском областном художественном музее, портретной галерее выдающихся личностей полуострова "Скрижали Камчатки", Музее Пограничных войск, в частных коллекциях России и за рубежом.
Также в этот день
11 октября 1920 года — начало работы III Камчатского областного съезда (11-27), который провозгласил, что "Камчатка чужда областному сепаратизму и желает объединения всего Дальнего Востока с Советской Россией". На съезде избран Камчатский облисполком под руководством Ивана Емельяновича Ларина.
11 октября 1939 года — на заседании Корякской окружной комиссии по оседанию и переселению при Президиуме Корякского национального окрисполкома организованы постоянно действующие районные комиссии по оседанию (Райкомсед); определена очередь по оседанию кочевого населения Тигильского, Карагинского, Олюторского и Пенжинского районов.
11 октября 1940 года — в с. Тиличики зарегистрирована Корфская моторно-рыболовецкая станция (МРС) для добычи рыбы механизированными судами и орудиями лова.
11 октября 1945 года был образован бывший главный пограничный госпиталь Камчатки, ныне — медико-санитарная часть управления ФСБ по Камчатскому краю.
11 октября 2006 года вышел первый номер газеты "Камчатский край — Единая Камчатка".