На ТЭЦ-1 Петропавловска-Камчатского прошли учения
10:17
На Камчатке начался второй день выборов председателя артели "Колхоз Красный труженик"
10:11
В столице Камчатки начался ремонт дома № 11 по улице Красинцев
09:11
Камчатка 25 сентября: шлюп "Диана", Бичевинка и Толмачевская ГЭС-1
08:50
Окно между ванной и кухней: атавизм времён СССР или полезный элемент?
08:00
25 сентября в календаре: Всемирный день фармацевта
07:40
Экспертом на выборах председателя артели "Колхоз Красный труженик" выступил крайизбирком
24 сентября, 21:09
Погода на Камчатке 25 сентября: в столице – бабье лето, в районах прохладно, местами дожди
24 сентября, 20:30
T2 дарит скидки на посещение скейт-парка, сап-прогулки и экскурсии по Вулканариуму
24 сентября, 20:07
"На Дальнем Востоке есть и поэты-глыбы, и талантливая молодежь"
24 сентября, 19:15
Скидка на электроэнергию: как можно сэкономить 7% на услугах ЖКХ
24 сентября, 18:00
Новая метла, криминальный фон и золотая рыба
24 сентября, 18:00
Вы окончили школу с золотой медалью, если уверенно наберете 7/8 — ТЕСТ
24 сентября, 17:50
На Камчатке будут судить парня, вымогавшего у подруги больше 100 тысяч за ее интимные фото
24 сентября, 16:12
Филиал детской стоматологии в столице Камчатки откроют по поручению губернатора
24 сентября, 14:57
Новая метла, криминальный фон и золотая рыба 24 сентября, 18:00
Владимир Солодов: Театр кукол в столице Камчатки должен быть сдан в 2025 году! 24 сентября, 12:20
Губернатор поручил и.о мэра столицы Камчатки достроить дорогу Ларина–Королёва в 2025 году 24 сентября, 12:08
Дальневосточным авиакомпаниям уже не хватает самолётов. А Китай ждет на посадку 24 сентября, 11:20
Выборы председателя артели "Колхоз Красный труженик" начались на Камчатке 24 сентября, 10:11
Глава Камчатки поручил сформировать план развития северных районов края 24 сентября, 09:39
Вячеслав Володин высказался за поддержку регионов в вопросах тепло- и водоснабжения 23 сентября, 22:15
Управляющий директор "Авито" Влад Федулов: Изменения невозможно остановить 23 сентября, 19:35
В Петропавловске -Камчатском начал работу новый Молодёжный парламент 22 сентября, 10:20
Временный мэр столицы Камчатки Евгений Беляев собрал чиновников на первое совещание 20 сентября, 17:21
Международный молодежный урбанистический форум пройдет во Владивостоке 9-11 октября 20 сентября, 11:55
"Единая Россия" провела первый Совет первичных отделений партии 20 сентября, 11:12
Краевые депутаты направили в Правительство РФ обращение в защиту рыбаков Камчатки 20 сентября, 10:47
Архангельская область и ВАРПЭ усилят сотрудничество для развития рыбной отрасли в регионе 19 сентября, 14:50
Первый этап конкурса на нового главу Петропавловска-Камчатского завершится 12 ноября 19 сентября, 13:46

Камчатка 25 сентября: шлюп "Диана", Бичевинка и Толмачевская ГЭС-1

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Обзорная карта по итогам Второй Камчатской экспедиции, заверенная Алексеем Чириковым "Русская Америка в географических описаниях и на картах, 2000 г."
Обзорная карта по итогам Второй Камчатской экспедиции, заверенная Алексеем Чириковым
Фото: "Русская Америка в географических описаниях и на картах, 2000 г."

Окончание Второй Камчатской экспедиции

25 сентября 1743 года вышел указ Сената о прекращении деятельности Второй Камчатской экспедиции. За её время в Петропавловской гавани были построены солеварня, амбары и казармы. Со време нем все строения пришли в негодность или сгорели.

Великая северная экспедиция (Вторая Камчатская экспедиция) — комплекс географических экспедиций русских исследователей вдоль арктического побережья Сибири к берегам Северной Америки и Японии.

Первый из девяти походов экспедиции состоялся в 1733 г., последний — в 1743 г. Инициатором проведения экспедиции был Витус Беринг.

Основной задачей экспедиции было исследование севера России от Печоры до Чукотки и составление его географического, геологического, ботанического, зоологического и этнографического описания. Кроме того, планировались морские походы к берегам Японии и Северной Америки.

В результате деятельности Великой северной экспедиции была впервые произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, открыт американский берег и подтверждено наличие пролива между Азией и Америкой, открыты и нанесены на карту Южные Курильские острова, доказано отсутствие каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой, обследованы побережье Камчатки, Охотского моря и отдельные участки побережья Японии.

Экспедиция поспособствовала началу строительства почтового тракта от Москвы до Иркутска — Московско-Сибирского тракта.

Из фондов КГКУ ГААК

Подводные лодки в бухте Бичевинской. Из фондов КГКУ ГААК

Бухта Бичевинская

В середине XVIII века богатый иркутский купец Иван Бечевин организовал несколько промысловых экспедиций на новооткрытые в ту пору тихоокеанские острова "в восточную сторону от Авачинской губы" (т. е. к востоку от Камчатки) и обратился к правительству с просьбой одобрить данное предприятие. Его поддержал сибирский губернатор Фёдор Соймонов. В январе 1758 г. он даёт Бечевину разрешение на отправку в плавание двух судов, снабдив его специально созданной "запретной" картой с "линией", где были записаны условия ограничений "до которых мест повелено иркутскому купцу Бечевину ходить" и "означено граничною линиею... восточнее которой до указу Сената ходить запрещено".

Такие карты и указания составлялись для частных судов с целью "избежать гибели вследствие незнания мест" и иметь представление о том, как строить взаимоотношения с жителями островов. Купец решил одно судно направить на север к Анадырскому заливу, а оттуда, по возможности, "вокруг Чукотских мысов до рек, впадающих в Ледовитый океан", другое — к Алеутским островам. На постройку судов Бечевин денег не пожалел: одно из них — бот "Святой архистратиг Гавриил" — имело в длину одиннадцать саженей по килю (23,76 м.). Таких больших судов ещё не было на Восточном море, а по ходовым качествам бот заметно превосходил корабли, ходивших в то время по тихоокеанским просторам.

Так как Иван Степанович был арестован и заключён под стражу, данную экспедицию не успели отправить для исследования. Пытки подорвали здоровье Ивана Степановича и явились причиной его смерти в декабре 1759 г. Но он успел полностью снарядить экспедицию и отдать приказ об её отправке.

Камчатская администрация отправила на Алеутские острова в 1760 г. лишь бот "Св. Гавриил" под командой морехода Гавриила Пушкарёва, ходившего ещё с Витусом Берингом на "Св. Петре" и пережившим трагическую зимовку на острове Беринга. Бот вышел 31 июля из Большерецка, миновал Второй Курильский пролив и 25 сентября прибыл "для зимовки и промыслу зверей" к острову Атка. Здесь произошла его встреча с судном компании тульского купца Семёна Красильникова "Св. Владимир". Команды провели зимовку и промышляли сообща. "Через зимовку, — писал в своём рапорте Гавриил Пушкарёв, — по недаче более тамошними народами промысла и за опасностию от них отправились они с оного Атхи острова на второй по званию Аляска майя 26-числа". Судно Красильникова осталось продолжать промысел.

Во время пребывания у берегов полуострова Аляска, который был принят за остров, Пушкарёв и его команда восстановили против себя местных жителей. Опасаясь вполне заслуженного возмездия с их стороны по причине пленения им 20 девушек-алеуток, мореход с наступлением лета ушёл к острову Умнак, где продолжал жестоко обращаться с алеутами. Поиски новых земель не дали результатов, и Пушкарёв решил возвратиться на Камчатку.

25 сентября 1762 года бот бурей занесло в небольшую гавань на камчатском побережье, которую и назвали впоследствии Бечевинской. Однако это не первое её название. По возвращении из плавания в Охотск Пушкарёв доставил чертёж и сообщил первые гидрографические сведения об открытой бухте Тимофею Шмалёву — администратору и исследователю края, который через несколько лет даёт бухте название "Св. архистратига Гавриила", тем самым отдав приоритет её открытия Пушкарёву. В пояснении к карте Камчатки, составленной в 1764-1765 годах, Шмалёв подчёркивает, что название бухте дано в честь зимовки в ней "судна "Св. Гавриил", бывшего компании иркутского купца Ивана Бечевина". Но название, данное бухте Тимофеем Шмалёвым, не прижилось. Уже в конце XVIII века мореходы начинают именовать её по фамилии владельца судна "Св. Гавриил" и организатора экспедиции Ивана Бечевина.

Много исследователей побывали затем в этой бухте. В 1791 году морскую съёмку здесь осуществил известный русский мореплаватель и гидрограф Гавриил Сарычев. В 1830 году этот район был описан с байдары капитаном корпуса флотских штурманов Петром Ильиным. В 1900 году бухту обследовал владивостокский шкипер Фридольф Гек, командовавший в то время шхуной "Сторож". Он составил план южной части бухты, который был в следующем году уточнён и дополнен мичманом Вернером Драхенфельсом, офицером военного транспорта "Якут", проводившего гидрографические работы у восточного побережья Камчатки.

А в середине XX века на бухту обратили внимание военные. В начале 60-х это укромное место было выбрано для временного маневренного базирования советских подводных лодок. На берегах Бечевинской началось строительство — здесь появилась мощная инфраструктура, включающая в себя причалы, дороги, вертолётные площадки и многочисленные строения для размещения военных подразделений.

Появился и посёлок, впоследствии получивший название Финвал. Он был полностью изолирован от внешнего мира. Единственным средством сообщения, доставки товаров, продуктов и почты служило судно "Авача". Вход в Бечевинку тщательно охранялся с одной стороны артиллеристами, а с другой — зенитчиками и ракетчиками. Строгий режим секретности не позволял открыто использовать географическое название бухты, поэтому и было придумано название Финвал. Даже в официальных документах и переписке данное место именовалось строго по почтовому индексу "Петропавловск-Камчатский-54".

После распада СССР жизнь в посёлке ухудшилась — новой России было непосильно содержать проекты подобного рода. Многие моряки попали под сокращение. В 1996 г. имущество базы перевезли на новое место.

Из энциклопедии

Плавания В. М. Головнина на шлюпе «Диана» (синий путь) в 1808—1811 гг. и шлюпе «Камчатка» (красный путь) в 1817—1819 гг.. Из энциклопедии

Шлюп "Диана"

25 сентября 1809 года в Петропавловска порт зашёл шлюп "Диана", совершавший кругосветное плавание из Кронштадта под командованием лейтенанта Василия Михайловича Головнина.

Шлюп перестроен корабельными мастерами И. В. Курепановым и А. И. Мелеховым из транспорта для перевозки леса, построенного в 1805 году на Олонецкой корабельной верфи в Лодейном Поле на реке Свирь. Далее переправлен в Санкт-Петербург, где зимой 1806—1807 годах под руководством мастера Мелехова перестроен для океанского плавания и в конце весны 1807 года налегке переведён в Кронштадт для окончательного вооружения.

Водоизмещение 300 тонн, длина 27,7 м, ширина по миделю 7,6 м. Парусное вооружение — трёхмачтовое полное с прямыми парусами. Артиллерийское вооружение — 14 шестифунтовых пушек, 4 восьмифунтовых карронад, 4 трёхфунтовых фальконета.

25 июля 1807 года, после необходимого довооружения, шлюп "Диана", имея на борту экипаж в 64 человека, покинул Кронштадт и отправился на Камчатку для доставки военного груза в бухту Петра и Павла и в Охотский порт, а также для исследования северной части Тихого океана.

20 декабря 1807 года "Диана" пересекла экватор и направилась к берегам Бразилии. В. М. Головнин с гордостью отмечал, что это был первый случай, когда русский военный корабль отечественной постройки оказался в Южном полушарии.

Пройдя по маршруту Кронштадт — мыс Горн — мыс Доброй Надежды, в Саймонстауне (Южная Африка), в 1808 году из-за начавшейся англо-русской войны шлюп был захвачен англичанами. В 1809 году, после 13-месячного пленения, команда шлюпа, воспользовавшись туманной штормовой ночью, сумела вывести его из бухты, избежав преследования английских военных кораблей, превосходящих русский шлюп и по огневому, и по парусному вооружению.

Чтобы уклониться от встречи с английскими крейсерами, Головнин повёл "Диану" в стороне от обычных морских путей, намного южнее, по "ревущим сороковым" и "неистовым пятидесятым" градусам южной широты.

Обогнув Тасманию с юга, и сделав остановку на острове Танна в архипелаге Ново Гебридские острова, "Диана" 25 сентября 1809 года прибыла в бухту Петра и Павла на Камчатке (ныне г. Петропавловск-Камчатский).

В конце мая 1810 года "Диана" отправилась в плавание к берегам Русской Америки для доставки грузов в Ново-Архангельск и в другие русские поселения, а также для гидрографического исследования северо-восточных берегов Тихого океана. Кроме того, по уведомлению российского генерального консула в Филадельфии А. Я. Дашкова, следовало принять меры для защиты компанейских поселений от английских корсаров.

В 1811 году с борта "Дианы" производилась опись Курильских островов. После пленения японцами командира шлюпа Головнина, штурмана Андрея Хлебникова, мичмана Фёдора Мура, четырёх матросов — Дмитрия Симанова, Спиридона Макарова, Михаила Шкаева и Григория Васильева — и переводчика курильца Алексея, в командование шлюпом вступил старший помощник П. И. Рикорд.

Под его командой "Диана" вернулась в Охотский порт, а затем совершила три спасательных экспедиции в 1812 и 1813 году, закончившиеся освобождением русских моряков из японского плена. В ноябре 1813 года "Диана" совершила последний рейс, после чего служила складом на отмели в Петропавловской гавани.

Из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова

Судейский городок, 1914-1916 годы. Из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова

Камчатка пытается вооружиться

Камчатский губернатор Николай Владимирович Мономахов, назначенный на эту должность 18 июня 1912 г., встал перед неизбежной и трудноразрешимой проблемой усиления военной охраны островов.

Вспомнив о том, что его предместник В. В. Перфильев в мае 1909 г. добился отправки на Командоры "двух пушек с принадлежностями" и испрашивал разрешения ещё на два пулемёта "облегченного типа, которые можно было бы брать в охранные лодки", Николай Владимирович возобновил хлопоты. Ему удалось выяснить, что в ответ на ходатайство В. В. Перфильева, Главным артиллерийским управлением было разрешено безвозмездно передать в распоряжение администрации Командорских островов двенадцать пулемётов Гарднера, восемь пулемётов Гочкиса и к ним десять миллионов патронов.

Мономахов вновь запросил Приамурский военный округ по этому вопросу, и в конце мая 1914 г. получил ответ, что "вышеозначенные пулемёты с патронами отпущены быть не могут вследствие их непригодности". 

25 сентября 1914 года Мономахов письменно изложил суть дела Приамурскому генерал-губернатору Н. Л. Гондатти и просил того ходатайствовать за Камчатку перед военным ведомством "об отпуске других пулемётов с патронами, взамен оказавшихся негодными". 

Через месяц на обращении Николая Владимировича появилась резолюция: "Сообщить о положении дела; до окончания войны, кажется, ничего получить нельзя. 30 октября 1914 г. Н. Гондатти". В условиях начавшейся Первой мировой войны и грядущих революций, Командоры, как и Камчатка в целом, оставались беззащитными.

Сергей Венедиктович Тимонькин

25 сентября 1914 года родился Тимонькин Сергей Венедиктович (25 сентября 1914 года − 10 декабря 2009 года). Заслуженный работник Камчатского морского пароходства, единственный алеут − капитан дальнего плавания. 

Родился на командорском острове Медном в с. Преображенском в семье офицера таможни. В 1930 г. приехал в Петропавловск, здесь окончил советско-партийную школу. По окончании учебы попросился добровольцем в пограничные войска, в 1932 г. был зачислен в экипаж легендарного сторожевого корабля "Воровский". 

После демобилизации Тимонькин по путевке областного комитета комсомола был направлен в Ленинградский институт народов Севера, окончить который не смог по состоянию здоровья. Вернулся во Владивосток. 

В 1938 г. окончил полугодичные курсы гидрографов и был определен смотрителем маяка "Мыс Чаплина" на Чукотке, на котором проработал до начала Великой Отечественной войны. В 1941 г. молодой полярник прибыл во Владивосток и добровольцем ушел на фронт. Командовал отделением автоматчиков гвардейского десантного танкового корпуса, участвовал в битве за Сталинград. За мужество и героизм был награжден орденами и медалями, среди которых два ордена Отечественной войны и орден Красной Звезды, медаль "За отвагу". 

В 1945 г. старшим сержантом вернулся во Владивосток. Работал учеником штурмана на ледоколах "Северный полюс", "Адмирал Макаров" Арктического морского пароходства. Морские походы совмещал с учебой во Владивостокском высшем мореходном училище. В 1947 г. получил диплом штурмана. 

В 1953 г. Тимонькин был приглашен на работу в Камчатское морское пароходство. Ходил сначала штурманом, затем старшим помощником капитана на теплоходе "Иван Тургенев". По окончании учебы на заочном отделении Сахалинского мореходного училища, получил диплом капитана дальнего плавания. В 1960 г. впервые выступил в роли капитана на морском буксире "Изыльметьев". В 1962 г. участвовал в перегоне из Финляндии транспортника "Камчатсклес", который впоследствии и возглавил. 

Профессионализм и умелое руководство капитана было отмечено высокой правительственной наградой − орденом Трудового Красного Знамени. Несколько лет Тимонькин работал в Усть-Камчатском порту, позже − капитаном на транспортнике "Леналес". 

В 1970 г. по состоянию здоровья вынужден был оставить море. Вскоре опытному мореходу была предложена работа в лоцманской службе Петропавловского порта, с которой Тимонькин блестяще справлялся последующие 18 лет. В 1988 г. он ушел на заслуженный отдых. 

25 сентября 1994 года за большой вклад в развитие морского транспорта на Дальнем Востоке и Камчатке, за личную доблесть и мужество, проявленные в годы Великой Отечественной войны, и в связи с 80-летием со дня рождения Сергею Венедиктовичу были присвоены звания "Почетный гражданин города Петропавловска-Камчатского" и "Почетный гражданин Алеутского района". Портрет капитана дальнего плавания занесен в областную галерею "Скрижали Камчатки". С 2008 г. имя С. В. Тимонькина носит средняя общеобразовательная школа № 18 г. Петропавловска-Камчатского

Из энциклопедии

Илларион Васильевич Рябиков. Из энциклопедии

Селение Рябиково и Илларион Рябиков

Селение Рябиково значительной роли в истории Камчатки не сыграло, а о его существовании сейчас мало кто знает, даже старожилы не помнят такого села. 

Оно располагалось на левом берегу реки Камчатки. Отсюда до Среднекамчатска, лежавшего ниже по течению, насчитывалось 40 км, а до старинного села Машуры, находившегося выше, — 70 км. Между собой они сообщались летом по реке на катерах и батах, а зимой — на собачьих упряжках. Названо село в честь Иллариона Васильевича Рябикова, "борца за установление советской власти на Камчатке". Авторы публикаций о нем обычно сообщали, что в "сентябре 1922 г. Илларион Васильевич Рябиков был расстрелян", иногда называлась другая дата гибели — октябрь 1922 г. 

Илларион Рябиков родился в 1892 г. (по другим данным, в 1894 г.) в семье железнодорожного рабочего на станции Борзя Забайкальской железной дороги. Окончил Иркутское техническое училище. Участвовал в революционном движении, находился под надзором полиции. На Камчатку приехал в 1910 г., трудился на строительстве телеграфной линии Петропавловск — Большерецк. По ее завершении остался в Большерецке, затем переехал в Тигиль. 

Занимался самообразованием, читал много политической литературы. Работал начальником почтового отделения, организовал Тигильский кооператив, был его председателем. Выпускал на пишущей машинке в нескольких экземплярах небольшую газету, расклеивал ее на столбах возле церкви и школы. Входил в число немногих камчатских фотографов. 12 апреля 1922 г. в селе Мильково открылся Второй чрезвычайный Петропавловский уездный съезд, И. В. Рябикова избрали его председателем. Затем он вместе с двумя делегатами отправился в Петропавловск для переговоров с белыми властями. В городе их арестовали. И. В. Рябиков с мая по сентябрь 1922 г. содержался в трюме военного судна "Свирь". 

В документах, хранящихся в архиве ЗАГСа, указана дата его смерти — 25 сентября 1922 года, но ее причина и место захоронения не названы. Очевидно, тело Иллариона Рябикова было сброшено в Авачинскую губу. 

Селение Рябиково возникло, видимо, незадолго до 1926 г. Сюда переселились, по косвенным данным, камчадалы из селения Толбачик, в связи с тем, что последнее закрылось. Часть селян обосновалась в местечке Макарка, другая разъехалась по селам долины реки Камчатки, а четыре семьи основали Рябиково. По данным 1926 г. здесь было всего четыре хозяйства и 21 житель: 12 мужчин и 9 женщин, все камчадалы. Селение просуществовало недолго, последний раз оно было обозначено на географических картах в 1934 г. В списке населенных пунктов Мильковского района за 1938 г. селение Рябиково уже не упоминается.

Из энциклопедии

Толмачёвская ГЭС-1. Из энциклопедии

Толмачевская ГЭС-1

25 сентября 1999 года была торжественно пущена и дала первый промышленный ток 2-мегаваттная Толмачевская ГЭС-1.

Толмачёвская ГЭС-1 — гидроэлектростанция на реке Толмачёва (в 3,6 км от истока реки) в Усть-Большерецком районе, Камчатского края. Входит в Толмачёвский каскад ГЭС, являясь его верхней, регулирующей ступенью. 

Толмачёвская ГЭС-1 представляет собой плотинную электростанцию с приплотинным зданием ГЭС. Установленная мощность электростанции — 2,2 МВт (по существующий в России классификации относится к малым ГЭС), проектная среднегодовая выработка электроэнергии — 8,1 млн кВт·ч, фактическая среднегодовая выработка электроэнергии — 2,2 млн кВт·ч. 

Напорные сооружения ГЭС образуют Толмачёвское водохранилище, включившее в себя озеро Толмачёва (уровень которого был поднят на 12 м). Площадь водохранилища при нормальном подпорном уровне 33,45 км², длина 8,4 км, ширина 4 км. Полная и полезная ёмкость водохранилища составляет 255 и 145 млн м³ соответственно, что позволяет осуществлять многолетнее регулирование стока. Отметка нормального подпорного уровня водохранилища составляет 627 м над уровнем моря (по Балтийской системе высот), форсированного подпорного уровня — 627,3 м, уровня мёртвого объёма — 622 м.

Планы по строительству каскада ГЭС на реке Толмачёва начали обсуждаться в начале 1990-х годов. Задачей станций предполагалось энергоснабжение изолированного в те годы от центрального энергоузла Камчатки Усть-Большерецкого района. Решение о необходимости строительства каскада малых ГЭС на р. Толмачева, в качестве первоочередных опытно-экспериментальных объектов малой гидроэнергетики на Дальнем Востоке, утверждено Президентом РАО "ЕЭС России" А. Ф. Дъяковым в 1993 году. 

Проект строительства каскада ГЭС на реке Толмачёва был утверждён Правительством России в 1995 году. Институтом "Ленгидропроект" был спроектирован каскад из трёх станций: головной ГЭС-1 с регулирующим водохранилищем и деривационных ГЭС-2 и ГЭС-3, на которых сосредоточена основная мощность и выработка каскада.

Строительство Толмачевских ГЭС началось в 1997 году, в качестве первоочередного объекта была выбрана ГЭС-1, введённая в эксплуатацию 25 сентября 1999 года. Заполнение водохранилища началось в 1999 году и шло медленными темпами, поскольку фильтрационные свойства грунта оказались выше запроектированных. 

Строительство станции велось за счет средств нескольких рыболовецких предприятий и регионального бюджета, после ввода в эксплуатацию Толмачёвская ГЭС-1 зарегистрирована в долевую собственность пропорционально объёму вложенных средств. До 2006 года Толмачёвская ГЭС-1 обеспечивала энергоснабжение Усть-Большерецкого района, с 2006 года станции Толмачёвского каскада были соединены линией электропередачи 110 кВ с Центральным энергорайоном Камчатки и работают по пиковому графику. 

До декабря 2019 года эксплуатировалась ПАО "Камчатский газоэнергетический комплекс" по договору доверительного управления, позднее эти функции перешли к ПАО "Камчатскэнерго".

Также в этот день

25 сентября 1754 года шхербот "Елисавета", командиром-штурманом являлся И. Балакирев, следуя в Гижигу с казною, артиллерией, провиантом и командою Секретной экспедиции (48 человек, посылаемых в Анадырск), приблизился к Камчатскому берегу с намерением зимовать на нём, для своих корыстных видов "и по непорядочным поступкам" разбит, причём не принимал никаких мер для спасения казённого груза. Команда спаслась.

25 сентября 1932 года — на заседании президиума Корякского окрисполкома принято решение о присоединении Укинского сельского Совета Усть-Камчатского района к Карагинскому району Корякского национального округа.

25 сентября 1930 года на улице Ленинской в помещении бывшего молочного киоска заработало камчатское представительство Государственного всесоюзного фотокинообъеди нения "Союзкино" при Высшем Совете народного хозяйства СССР. Его задачами стали прокат фильмов для всех киноустановок Камчатского округа, обслуживание клиентуры, продажа фото— и киноматериалов, а также съёмка местной хроники для общесоюзных киножурналов. Но "главной, основной задачей" объявлено открытие в городе кинотеатра.

25 сентября 1932 года — на заседании президиума Корякского окрисполкома рассмотрен вопрос о строительстве районной больницы в с. Тиличики.

25 сентября 1933 года камчатское отделение Союзпечати открыло приём подписки на приближающийся 1934 г. на все газеты и журналы, выходящие в СССР. Стоимость годового комплекта главной газеты страны "Правда" на год составляла 36 рублей, "Известий" и "Труда" 30, журнал "За рубежом" стоил 24, "За рулём" 7,2, "Моды сезона" 24, "Огонёк" 6, "Вокруг света" 9, "Наука и техника" 6 руб. Годовая подписка "Камчатской правды" обходилась в 48 рублей.

25 сентября 1934 года начался набор на пятьдесят мест в вечерний университет пролетарской культуры. В его состав входили отделения рабочего университета и заочного обучения взрослых, а также предметные кружки физики, химии, математики, цикловых лекций для коллективов. Принимали рабочих и служащих от восемнадцати до сорока лет с четырхклассным образованием. Срок обучения два года. Университет формально заработал в конце октября. На испытания и на первое занятие явились тридцать желавших учиться. Но деятельность университета захромала с первых же дней: то не было освещения, то ясности с помещениями для занятий.

25 сентября 1942 года — решением Пенжинского райисполкома № 104 открыты фельдшерские пункты в сс. Микино, Парено-Ламутск.

25 сентября 1970 года — решением Камчатского облисполкома № 537 в связи с переездом населения в с. Ильпырское закрыт Кичигинский сельский Совет, его территория передана Тымлатскому сельсовету.

25 сентября 1970 года — решением Камчатского облисполкома № 553 исключено из учётных данных Олюторского района с. Усть-Пахачи, территория которого слилась с территорией рабочего посёлка Пахачи.

25 сентября 1991 года — решением № 182 Корякского окрисполкома зарегистрировано ЗАО "Горнорудная компания Корякии", которое изменило свой юридический адрес 5.11.1996 г.

25 сентября 2000 года Татьяне Флоровне Романовой — солистке Корякского национального ансамбля танца "Мэнго" Корякского автономного округа Указом Президента Российской Федерации за большие заслуги в области искусств присвоено почётное звание "Народный артист Российской Федерации"

25 сентября 2015 года — в Пенжинском районе выплавлен первый слиток золота на горно-обогатительном комбинате "Аметистовый".