На севере Камчатки пропали двое снегоходчиков
10:02
Появились первые кадры найденного на Камчатке Ан-2
15:35
На Камчатке найден пропавший самолет Ан-2
14:47
Пропавшие на севере Камчатки снегоходчики найдены
13:03
На Камчатке на поиски Ан-2 отправился вертолёт из Оссоры
10:55
Камчатка 22 декабря: первая кругосветная экспедиция и создание архивного отдела
08:50
22 декабря в календаре: День образования Пенсионного фонда России
07:40
Сергей Шишкарёв предложил решать проблему дефицита кадров "на поколение вперед"
21 декабря, 19:15
Сергей Шишкарёв предложил решать проблему дефицита кадров "на поколение вперед"
21 декабря, 19:15
Кухонный хаос: как неудачная расстановка предметов увеличивает ваши счета за ЖКХ
21 декабря, 19:15
Мудрец в строгом костюме: загадка о профессии, меняющей жизни
21 декабря, 19:10
На Камчатке поиски пропавшего самолета АН-2 приостановлены до утра 22 декабря
21 декабря, 18:30
На Камчатке наградили призёров и участников конкурса детских рисунков "Лес — наш главный интерес"
21 декабря, 17:50
Большая часть лесных пожаров на Камчатке в 2024 году была потушена в первые сутки
21 декабря, 15:51
В столице Камчатки состоялось итоговое заседание Совета судей региона
21 декабря, 13:57
Самолёт, летевший на Камчатку, экстренно сел в Магадане
21 декабря, 12:01

Камчатка 18 сентября: самолёт "Страна Советов" и пароход "Мусоргский"

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Мыс Станицкого на карте Из карты ГШ ВС СССР
Мыс Станицкого на карте
Фото: Из карты ГШ ВС СССР
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Начальник Камчатки Фёдор Станицкий и маяк его имени

18 сентября 1822 года в должность начальника Камчатки вступил капитан 2-го ранга Фёдор Ефимович Станицкий. В высочайшем указе о его назначении ему было повелено: " При управлении Камчаткою, соображаться правилам флота капитана Рикорда и воздерживаться от всяких перемен".

При Ф.Е. Станицком была освящена в порту церковь во имя Апостолов Петра и Павла. (1826 г.) 28 сентября 1828 года Ф. Е. Станицкого заменил очередной начальник Камчатки — капитан 2-го ранга Аркадий Васильевич Голенищев.

Маяк Станицкого 3 класса установлен на юго-восточном берегу Камчатки, на мысе Станицкого, на западной стороне пролива, соединяющего Авачинский залив и Авачинскую губу. Вместе с находящимся на восточной стороне этого пролива маяком Петропавловским он обеспечивает плавание судов по створу Авачинских маяков из океана в Авачинскую губу и обратно в океан. Этот пролив до сих пор не имеет собственного названия. Длина пролива около 4,1 мили (7,6 км) и ширина в самом узком месте около 1,5 мили (2,8 км).

Штатный номер маяка Станицкого по книге "Огни и знаки Тихоокеанского побережья России" издания 2010 года — № 3210. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней — № М 8070.5.

Мыс Станицкого, как описывает его Лоция Берингова моря, часть I, "…представляет собой две скалы, отделённые одна от другой и от берега неширокими расщелинами. Мыс окружён рифом с надводными и осыхающими камнями, простирающимся к востоку на 2,3 кабельтова (430 м)".

Маяк Станицкого установлен на высоте 94,50 м над уровнем моря, в расстоянии 7,00 м от края берегового обрыва и 70,00 м от береговой черты.

Маяк назван по наименованию мыса, на котором он установлен. Первоначально, в 1740 году на карте, составленной штурманом Иваном Елагиным (? — 1766) — участником Второй Камчатской экспедиции под руководством В. И. Беринга, мыс был назван "Каюмы". Возможно его якутское происхождение, что в переводе означает "скалы", "высокий скалистый обрыв". Это название мыса использовалось до конца XIX века.

Нынешнее название мыс носит в память о начальнике Камчатки в 1822 — 1828 годах капитане 1 ранга Фёдоре Ефимовиче Станицком (1773 — 1828). Предположительно, так назвать мыс предложил капитан английского судна "Блоссун" Фредерик Уильям Бичи, который заходил в Петропавловский порт в 1826 и 1827 годах.

Маяк Станицкого находится на территории Елизовского района Камчатского края.

Маяк связан грунтовой дорогой длиной 2 км с местом разгрузки маячных грузов с плавсредств на пляж в бухте Станицкого, а также с посёлком Богатырёвка и причалом в бухте Богатырёвка в Авачинской губе — длиной 7 км.

Расстояние между маяками Станицкого и Петропавловский — 2,45 мили (4,54 км).

Из фондов КГБУ ККОМ

Дом вице-губернатора с канцелярией. Из фондов КГБУ ККОМ

Казначейство Камчатки в середине XIX века

18 сентября 1853 года Адмиралтейский совет предоставил камчатскому губернатору более широкое право в экстренных случаях использовать деньги, выделяемые Морским министерством, и перераспределять их по статьям расходов, предписав В. С. Завойко, чтобы "на будущее время, в случае необходимости в заготовлении для Петропавловского порта припасов и вещей по распоряжениям тамошнего местного начальства", он доносил Комиссариатскому департаменту Морского министерства "как о сделанном распоряжении к заготовлению, так и о причинах заготовления".

К слову, надо сказать, что ожидание ревизии камчатских финансовых дел и изолированность финансового управления на полуострове, вероятно, накладывали свой отпечаток и на культурную жизнь Камчатки того времени: в Петропавловске был поставлен первый любительский спектакль бессмертная комедия Н. В. Гоголя "Ревизор". 

Дошедшие до нас архивные источники сообщают, что в 1850-1852 гг. Петропавловское окружное казначейство было представлено казначеем титулярным советником Станиславом Бельским (служившим ранее бухгалтером, а с 1848 г. окружным казначеем), канцелярским служителем 3-го разряда бухгалтером Игнатием Смирновым, канцелярским служителем 2-го разряда писцом (коллежским регистратором, исправляющим должность журналиста должностного лица, делавшего ежедневные записи в специальных книгах-журналах) Яковом Ляве, а также присяжными из отставных чинов Егором Дюковым и Иваном Малковым. 

Согласно типовым штатам того времени, жалованье окружного казначея составляло 500 руб. серебром в год и 250 руб. столовых. По должности казначей относился к 8-му классу табели о рангах и 8-му разряду шитья на мундире. Годовое жалование бухгалтера составляло 300, журналиста 200 и присяжного 150 руб.

Из энциклопедии

АНТ-4 «Страна Советов». Из энциклопедии

Самолёт "Страна Советов" на Камчатке

Вопрос о возможности дальнего перелета на АНТ-4 неоднократно обсуждался в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт), но лишь в начале 1929 года был окончательно решен. Инициатором выступило руководство Осоавиахима. В апреле 1929 года Совет труда и обороны принял постановление об организации перелета советского самолета в США. Цели преследовались в основном чисто пропагандистские.

Для перелета приказано было подготовить один из первых серийных ТБ-1, получивший имя "Страна Советов". Но, учитывая несовершенство техники того времени, предусмотрели и запасную машину, в качестве которой выступил "дублер". Именно ему суждено было добраться до Америки. На поспешно изъятом из НИИ ВВС самолете провели контрольный перелет Москва — Орел — Брянск — Москва, чтобы установить истинный расход горючего.

Поскольку значительная часть маршрута перелета пролегала над морем, решили использовать поплавковое шасси. В ЦАГИ спроектировали крепления для установки на ТБ-1 поплавков от немецкого бомбардировщика ЮГ-1. Предназначенная для перелета машина, кроме узлов под поплавки, отличалась усиленными лонжеронами центроплана, дверями в фюзеляже и дополнительными бензиновыми и масляными баками. Вооружение на ней не устанавливалось, проемы турелей в хвостовой части зашили. Самолет получил все положенное электро— и радиооборудование (на бомбардировщиках предусмотренное, но реально отсутствовавшее) и значительное количество дополнительных приборов иностранного производства.

Срок готовности машины установили 15 мая, затем сдвинули на 26 июня. Задержки вызывались опозданием с подготовкой чертежей дополнительных баков и поплавкового шасси. 22 июня ТБ-1 вывезли на аэродром. Он стал первым серийным самолетом этого типа. Пробный полет совершили 14 июля. Моторы перегревались. Дело в том, что полетный вес у рекордной машины был существенно больше, чем у опытного образца. В ЦАГИ срочно спроектировали и изготовили радиаторы увеличенной площади. Через пять дней их уже смонтировали на "Стране Советов".

Экипаж состоял из командира С.А. Шестакова (тогда личного пилота начальника УВВС), второго пилота Ф.Е. Болотова, штурмана Б.В. Стерлигова и бортмеханика Д.В. Фуфаева. От ЦАГИ подготовкой перелета занимался В.М. Петляков. Самолет должен был пролететь почти всю страну, на Дальнем Востоке сменить колеса на поплавки и продолжить путь вдоль побережья Тихого океана. Океан собирались пересечь в самом узком месте — через Берингов пролив. Далее маршрут лежал вдоль восточного побережья Северной Америки, после чего планировалось пересечь США от океана до океана.

Рассматривались и два альтернативных варианта: через Европу и Северную Атлантику и через Западную Африку и Южную Америку, но их сочли более сложными. Предлагался даже проект кругосветного перелета, при котором Берингов пролив пересекался в обратную сторону (с Аляски). Основным аргументом за выбранный маршрут было прохождение большей его части над территорией СССР, что облегчало подготовку.

В расчетные точки перелета завезли горючее и запасные части. Надо сказать, что из-за высокой по тем временам степени сжатия двигатели BMW VI работали не на чистом бензине, а на бензин-бензольной смеси, являвшейся в то время редкостью; бензол импортировали из Германии.

8 августа 1929 г. экипаж Шестакова стартовал с Центрального аэродрома. На подлете к Уралу "Страну Советов" атаковал орел, в результате на передней кромке правого крыла осталась заметная вмятина. До Красноярска добрались без особых проблем. На взлете забарахлил мотор, но вскоре обороты пришли в норму. Очередная посадка предполагалась в Верхнеудинске, однако Шестаков при поддержке Болотова принял решение лететь дальше, в Читу. Стерлигов возражал, поскольку, по расчетам, прибыть туда можно было только ночью. И оказался прав — в темноте экипаж заблудился. Когда сожгли весь бензин, пришлось садиться на склоне сопки. Летчики не пострадали, но машина была искорежена.

В ближайшем селе узнали, что находятся в 80 км от Читы. Шестаков получил приказ срочно прибыть в Москву и был отправлен туда самолетом. Остальные ехали поездом. На вокзале их встретил командир, сообщивший: "Готов другой самолет, завтра с рассветом вылетаем!"

Остается неясным, были ли обе машины заранее сделаны внешне идентичными, или "дублер" спешно доводили, пока поезд шел от Читы до Москвы. Во всяком случае, на фотографиях разницы между двумя экземплярами "Страны Советов" совершенно не заметно.

23 августа, уже без особой помпы, Шестаков с товарищами вновь взял курс на восток. Над Уралом засбоил левый мотор, пришлось садиться в Челябинске. За ночь его починили, но на аэродроме не оказалось бензина. Понадобился незапланированный "крюк" в Курган. Чтобы наверстать график, Омск пролетели и сели в Новосибирске. На подходе к Иркутску отказал один двигатель — еле дотянули до аэродрома. Три дня меняли мотор, затем пошли дожди и низкая облачность затянула сопки. График летел ко всем чертям. Но "роковую" Читу миновали благополучно. В Хабаровске сменили колеса на поплавки. 9 сентября первый раз попробовали взлететь с воды. Машина взад и вперед носилась по Амуру, но подниматься в небо не хотела. Лишь оставив на берегу часть снаряжения и частично слив горючее, 12 сентября экипаж смог продолжить путь.

18 сентября 1929 года жители Петропавловска-Камчатского торжественно встречали экипаж самолета АНТ-4 "Страна Советов", совершавший агитационный перелет Москва — Нью-Йорк через Камчатку. Вечером 18 сентября самолет АНТ-4 "Страна Советов" приводнился в Авачинской бухте. Было выдержано первое серьезное морское испытание [перелет Охотского моря]. Областная газета донесла до нас атмосферу большой теплоты и энтузиазма, с которыми жители Петропавловска встречали посланцев Осоавиахима. Играл оркестр, маршировали пионеры, повсюду виднелись флаги. Митинг собрался возле памятника славным героям 1854 года. Перед горожанами выступил С. А. Шестаков.

С Камчатки самолёт отправился на о. Атту (Алеутские о-ва). Взлету с Атту мешали рифы. Стоявший в бухте корабль "Красный вымпел", подстраховывавший перелет, принял на борт часть груза и двух членов экипажа. На облегченной машине остались Болотов и Стерлигов. Через семь часов они сели у о. Уналашка. Летчиков перевез на берег военный катер. Но вернуться на нем они не смогли: начался отлив, и катер оказался на песке. Выручили местные рыбаки со своими лодками.

На следующем этапе погода испортилась — к Ситхе подходили в тумане и дожде. Вдобавок из-за падения давления масла пришлось отключить левый мотор. Болотов приказал подать сигнал SOS, но радиостанция не работала — аккумулятор разрядился. За борт выбросили весь груз, якорь и слили часть бензина, но до места назначения все-таки добрались. От Ситхи экипаж опять летел в полном составе.

Но до Сиэтла не дотянули. Левый двигатель еще раз отказал. Сели в первой попавшейся бухте и стали ждать, пока привезут мотор. Менять его пришлось на плаву, потратив на ремонт 10 дней.

В Сиэтле "Страну Советов" встречали В.М. Петляков и моторист М.М. Егоров. Машину переставили на колеса. Вылетели благополучно, но до Сан-Франциско не добрались — вышел из строя мотор (причем опять левый). На аэродроме в Портленде определили, что сломалась масляная помпа. Американцы ее быстро починили. В Сан-Франциско задержались ненадолго, вскоре взяв курс на Чикаго. Там советских летчиков встречали с оркестром при большом скоплении народа. Дальше Петляков летел на самолете. Перелет завершили в Нью-Йорке.

В Европу машина и ее экипаж возвращались на пароходе "Мавритания". Через месяц в Москве всех участников первого перелета советского самолета в США наградили орденами Боевого Красного знамени и почетными грамотами ВЦИК.

из книги «Усть-Камчатское морское пароходство»

Теплоход "Мусоргский" Камчатского морского пароходства. 1972 год. из книги «Усть-Камчатское морское пароходство»

Теплоход "Мусоргский"

18 сентября 1951 года на основании приказов ММФ СССР от 9 и 11 июня 1951 г. в состав КЧГМП считались принятыми: теплоход "Мусоргский", теплоход "Бородин", теплоход "Углегорск" и теплоход "Сергей Тюленин".

Теплоход "Мусоргский" являлся сухогрузом типа "Тисса". Эти суда строила Венгрия, начиная с конца 1930-х годов. Суда типа "Тисса" второй серии строили с 1949 года. Всего было построено 34 теплохода, к этой серии относится и теплоход "Мусоргский". Основные характеристики: длина 70,18 м, ширина — 10 метров, осадка — 3.81 метра, скорость хода — 9 узлов максимально. Силовая установка — два дизеля по 400 л.с., экипаж 29 человек, грузоподъемность 1100 тонн.

Суда работали в Камчатском, Сахалинском, Каспийском, Эстонском и других пароходствах СССР, использовались в ВМФ. В настоящее время все суда типа "Тисса" разделаны на металл.

Также в этот день

18 сентября 1922 года — состоялся Тигильский волостной съезд, на котором был избран революционный волостной комитет. Председателем избран В. Пенизин, секретарём — П. И. Юшин. В апреле 1926 г. были проведены выборы делегатов на районный съезд, на котором был избран Тигильский райисполком.

18 сентября 1931 года — в системе АКО организован совхоз "Пенжинский". В начале 1932 г. перешёл в систему оленеводтреста наркомзёма. С 1936 г. центральная усадьба совхоза — с. Слаутное. Первым директором совхоза "Пенжинский" был Иванов. При директоре Александре Дмитриевиче Давыдове в 1967 г. за достигнутые успехи в сельском хозяйстве совхоз "Пенжинский" награждён орденом Трудового Красного Знамени.

18 сентября 1942 года — зарегистрировано Олюторское районное отделение кинофикации, старший киномеханик М. В. Степанов. 

18 сентября 1959 года — решением Тигильского райисполкома № 177 открыт медицинский пункт в с. Ковран.

18 сентября 1976 года — решением Камчатского облисполкома № 17–4 заслушан отчёт о работе женсовета с. Карага по внедрению советских обрядов и привитию культуры в быт местного коренного населения.

231409
18
112