На севере Камчатки пропали двое снегоходчиков
10:02
Пропавшие на севере Камчатки снегоходчики найдены
13:03
На Камчатке на поиски Ан-2 отправился вертолёт из Оссоры
10:55
Камчатка 22 декабря: первая кругосветная экспедиция и создание архивного отдела
08:50
22 декабря в календаре: День образования Пенсионного фонда России
07:40
Сергей Шишкарёв предложил решать проблему дефицита кадров "на поколение вперед"
21 декабря, 19:15
Сергей Шишкарёв предложил решать проблему дефицита кадров "на поколение вперед"
21 декабря, 19:15
Кухонный хаос: как неудачная расстановка предметов увеличивает ваши счета за ЖКХ
21 декабря, 19:15
Мудрец в строгом костюме: загадка о профессии, меняющей жизни
21 декабря, 19:10
На Камчатке поиски пропавшего самолета АН-2 приостановлены до утра 22 декабря
21 декабря, 18:30
На Камчатке наградили призёров и участников конкурса детских рисунков "Лес — наш главный интерес"
21 декабря, 17:50
Большая часть лесных пожаров на Камчатке в 2024 году была потушена в первые сутки
21 декабря, 15:51
В столице Камчатки состоялось итоговое заседание Совета судей региона
21 декабря, 13:57
Самолёт, летевший на Камчатку, экстренно сел в Магадане
21 декабря, 12:01
На Камчатке продолжаются поиски пропавшего самолета АН-2
21 декабря, 11:25
В рамках Народной программы Владимира Солодова проводится обновление морского и речного флота Камчатки
21 декабря, 10:39

Камчатка 13 сентября: Григорий Лангсдорф и шлюп "Сенявин"

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Шлюп "Нева" в гавани святого Павла на острове Кадьяк Рисунок Ю. Ф. Лисянского, 1 января 1804 года
Шлюп "Нева" в гавани святого Павла на острове Кадьяк
Фото: Рисунок Ю. Ф. Лисянского, 1 января 1804 года
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Григорий Иванович Лангсдорф

13 сентября 1806 года из Ново-Архангельска (Русская Америка) в Петропавловск на зимовку прибыло судно Российско-американской компании "Ростислав". На нём вернулся из поездки с Н. П. Резановым в Русскую Америку учёный и путешественник Григорий Иванович Лангсдорф. 

Натуралист в экспедиции И. Ф. Крузенштерна, член российского посольства в Японии, исследователь Камчатки, Русской Америки, Калифорнии, позднее он был организатором и руководителем первой русской экспедиции в Бразилию, российским генеральным консулом в Рио-де-Жанейро. 

Г. И. Лангсрдорф известен и как автор проектов административно-хозяйственных преобразований. Он писал о перспективах нашего полуострова в будущем: "Камчатка заслуживает особенное внимание. Здесь могли бы быть произведены самые прекраснейшие и плодороднейшие долины. Естественных произведений здесь много, но несравненно более могло бы быть добыто чрез обрабатывание земли. Картофель и горох весьма хорошо здесь родятся. Щедрая в сие годовое время природа требует не иначе как многих и трудолюбивых земледелателей. 

Из энциклопедии

Григорий Иванович Лангсдорф. Из энциклопедии

Первая потребность для сей страны состоит в том, чтоб более заселить оную и иметь добрых землепашцев, ремесленников и промышленников. Весьма бы нужно завести здесь гончарную работу, кирпичные заводы, варение мыла и соли и иметь искусных людей в ловении китов и сушении рыбы и прочее. Также весьма полезно бы устроить мельницы, обсушить болотистые места и прочее. По изобилию различных физических предметов, здесь найденных, делаю я общее заключение, что земля сия способна к большему усовершенствованию и заслуживает особенное внимание". 

Зимой 1806-1807 гг. Лангсдорф совершил ещё несколько поездок по Камчатке и 14 мая 1807 г. покинул её на том же "Ростиславе", который доставил его в Охотск.

Из энциклопедии

Шлюп "Сенявин".. Из энциклопедии

Шлюп "Сенявин"

13 сентября 1827 года в Петропавловске прибыл шлюп "Сенявин" под командой капитан-лейтенанта Ф. П. Литке. Он пребывал в порту до 19 октября.

"Сенявин" — шлюп, военно-морское исследовательское судно Российского императорского флота. Построен на Охтенской верфи в 1826 году. Имя получил в честь выдающегося флотоводца адмирала Д. Н. Сенявина.

В 1826-1828 годах под командованием капитана-лейтенанта Ф. П. Литке совершил кругосветное путешествие. При выходе из Кронштадта 24 сентября 1826 года на борту находилась команда из 8 офицеров (в том числе юнкер П. И. Крузенштерн), 7 старшин и 43 матросов. Кроме команды, на судне были 3 учёных: геолог и географ А. Ф. Постельс, ботаник и зоолог А. К. Мертенс, а также зоолог и орнитолог капитан прусской армии в отставке барон Китлиц.

Плавание "Сенявина" принесло немало географических открытий у берегов самой России. Летом 1828 года Ф. П. Литке определил точные координаты важнейших пунктов восточного побережья Камчатки. Были исследованы большой Карагинский остров и пролив, отделяющий его от Камчатки. Теперь этот пролив носит имя Литке.

О своей экспедиции Литке написал в книге "Путешествие вокруг света… на военном шлюпе „Сенявин“ в 1826-1829 годах", которая была издана в 1835-1836 гг. в Петербурге.

В 1835 году "Сенявин" переоборудован под брандвахту в Кронштадте. Разобран в 1844 году.


Из энциклопедии

Мыс и залив Хромченко. Из энциклопедии

Капитан-лейтенант Хромченко

С 14 июня по 13 сентября 1832 года в Петропавловске находился совершавший кругосветное плавание военный транспорт "Америка" под командой капитан-лейтенанта В. С. Хромченко.

Василий Степанович Хромченко (1792–1849) родился в 1792 году в небогатой семье. В 1815 году окончил Кронштадтское штурманское училище и был зачислен штурманским помощником унтер-офицерского чина в экипаж брига "Рюрик", водоизмещением 180 тонн. Снаряженный на средства канцлера России графа Н. П. Румянцева под командой О. Е. Коцебу "Рюрик" отправился в продолжительное плавание с целью поисков прохода из Тихого океана в Атлантический вдоль арктических берегов Северной Америки, так называемого Северо-Западного прохода. 

За время почти трехлетнего кругосветного плавания Василий Хромченко приобрел океанский опыт, развивая своё навигаторское искусство возле берегов Аляски, среди коралловых атоллов Центральной Океании, в штормах в проливе Дрейка.

Служба в РАК началась для Хромченко с двух плаваний на бриге "Головин" с целью исследования, описания и нанесения на карту западного побережья Аляски и прилегающих к нему островов. Материалы обеих экспедиций получили самую высокую оценку в Морском ведомстве. Исследования в восточной части Берингова моря, проведенные экспедицией, явились основой для составления самых точных карт западного побережья Аляски на многие годы.

Несколько лет прослужил Хромченко в Русской Америке, выполняя различные ответственные поручения руководства РАК. В 1824 году его назначили командиром того самого брига "Рюрик", на котором он совершил первую кругосветку.

В 1828–1830 гг. лейтенант Хромченко совершил свое второе кругосветное плавание, командуя кораблем "Елена". Путь из Кронштадта в Ситку на Аляске, следуя вокруг мыса Доброй Надежды, был проделан за 11 месяцев, а обратный мимо мыса Горн — за 9 месяцев, что было рекордом плавания восточным путем, который так и не был превзойден. Это было одно из самых образцовых кругосветных плаваний во всей истории нашего флота, выполненное предельно четко и эффективно, на блестящем профессиональном уровне. 

Из Русской Америки доставили товаров на рекордную по тем временам сумму 1 млн 200 тыс. 200 рублей, причем судно не имело людских потерь и повреждений. Хромченко был удостоен весьма почетной императорской награды — бриллиантового перстня.

И в этой образцовой кругосветке он оставался верным себе, произведя по пути следования уточнение положения целого ряда островов в центральной части Тихого океана.
В 1831–1833 гг. Хромченко на военном транспорте "Америка" в третий раз обогнул земной шар. Зная исследовательские склонности командира, ему предоставили право также заняться и гидрографическими работами, в той степени насколько позволит главная цель — доставка груза.

Плавание оказалось весьма сложным. Уже начиная с меридиана мыса Доброй Надежды, "Америка" была встречена крепкими штормами. Непрерывные двухмесячные шторма так потрепали транспорт, что почти месяц пришлось ремонтироваться в Порт-Джексоне. Тем не менее, и в этом плавании удалось выкроить возможности для гидрографических и навигационных наблюдений. В Тихом океане были определены координаты о-вов Пейстер, о. Гендервиль, некоторых островов архипелага Гильберта и Маршалловых островов. За этот поход Хромченко был награжден орденом Св. Анны 2 степени.

В 1835–1842 гг. Хромченко плавал на разных кораблях, крейсировал в Балтийском море. В 1843 году он был произведен в капитаны 2 ранга и уволен со службы. Поселился в Ораниенбауме. В его честь названы мыс Хромченко на восточном побережье северного острова Новой Земли и залив Хромченко на восточном побережье северного острова Новой Земли. 

Из энциклопедии

Пароход «Симферополь».. Из энциклопедии

Пароход "Симферополь"

Пароход "Симферополь", построен в 1913 году в России, на Невском судостроительном и механическом заводе в Петербурге. С того же года в Доброфлоте, впоследствии — ДВМП.

У "Симферополя" была долгая дальневосточная история. Он был специально заказан и построен Доброфлотом для обслуживания охотской и камчатской линий. Этим, собственно, пароход и занимался первые девять лет своего существования. В октябре 1922 года в числе нескольких других судов Доброфлота был угнан в Шанхай, увозя сотни и тысячи эмигрантов, навсегда покидавших российскую землю. Однако в начале 1923 года "Симферополь" по настоянию судовой команды возвратился во Владивосток и продолжил работу на дальневосточных, в том числе зарубежных, линиях. С середины 30-х из-за ряда серьезных аварийных повреждений был выведен из эксплуатации и стоял во Владивостоке на приколе.

13 сентября 1917 года из Петропавловска во Владивосток ушел "Симферополь", на котором в действующую армию выехали 25 солдат местной воинской команды. 

Членам семей, призываемых в армию, желающим выехать с Камчатки, вручались удостоверения на право бесплатного проезда на пароходах ДФ. Выдавать их 27 сентября 1915 г. распорядился губернатор Н. В. Мономахов, уполномочивший заниматься этим начальника Петропавловского уезда. Расчеты с флотом затем производила губернаторская канцелярия. В 1917 г. этот порядок сохранялся, но за проезд семей военнослужащих теперь расплачивалась областная казна. 

После ухода "Симферополя" по городу распространилось известие о том, что он вывез "три воза муки". 19 сентября местная газета, опровергая этот слух, сообщала, что "продовольственная управа доводит до сведения граждан, что на вывоз муки во Владивосток разрешение управой не выдавалось, и по наведенным справкам оказалось, что действительно на пристань было привезено для погрузки на пароход "Симферополь" несколько возов груза в белых мешках, но это была не мука, а почтовые посылки, упакованные в белые мешки". 

Этот факт свидетельствовал о напряженном состоянии с продовольствием, сложившемся в областном центре. Спустя месяц, 10 октября областная продовольственная управа приняла постановление, запрещающее булочным и кондитерским выпекать и продавать кондитерские изделия "всех сортов, а также и саек (французские булки), за исключением весового хлеба белого и черного". 

В ноябре могло наступить некоторое улучшение положения с продуктами: в середине месяца в Петропавловске ожидался пароход ДФ с "40 000 пудами груза продовольственной управы для 34 продажи и распределения такового среди населения области". Информация о том, что пароход (им стала "Тверь") 1 ноября направился в Петропавловск, дошла сюда спустя четыре дня.

duma.pkgo.ru

Сергей Иванович Новоселов. duma.pkgo.ru

Сергей Иванович Новоселов

Сергей Иванович Новоселов родился 13 сентября 1923 года в д. Фрейчанка, Усть-Ишимского района Омской области в семье крестьянина. На Камчатке проживал с 1937 года, с 1942 по 1946 год служил в армии. С конца 1946 года его жизнь была связана с активной работой в системе рыболовецких колхозов Камчатки.

С 1950 года по 1960 год был председателем рыболовецкого колхоза "Красная связь" (село Авача). С объединением рыболовецких колхозов, находившихся в акватории Авачинской губы, в колхоз имени В. И. Ленина (1960) Новосёлов работал заместителем председателя колхоза по добыче рыбы, а с 1971 года по 1981 год — председателем этого колхоза.

За вклад в развитие рыболовецких колхозов, работу в системе рыбного хозяйства и общественную работу награжден орденами Трудового Красного Знамени, Знаком почета, медалями.

В 1997 году ему присвоено звание "Почетный гражданин города Петропавловска-Камчатского". Ушёл из жизни 8 апреля 2006 года. 

Из фондов КГБУ ККОМ

Члены Камчатского краеведческого общества, 1929 год. Из фондов КГБУ ККОМ

Поездка Прокопия Новограбленова на север полуострова

13 сентября 1929 года, в пятницу, в семь вечера в здании КОИК на собрании членов краеведческого общества камчатский краевед и педагог Прокопий Трифонович  Новограбленов рассказал о своей поездке на север полуострова, показал фотоснимки и собранные коллекции. 

Поездка, точнее экспедиция, длилась три месяца. Основная работа по сбору коллекций для музея шла в центральной части Срединного хребта. Кроме ботанического материала составлены разнообразные коллекции по каменному веку, геологии, вулканологии, палеонтологии (отпечатки листьев, окаменелости) и этнографии. 

На обратном пути естествоиспытатель прочитал рабочим усть-камчатского рыбоконсервного завода АКО № 1 лекцию "Среди вулканов и кочевников Камчатки".

Из фондов Камчатской научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова

Пароходы «Лейтенант Шмидт» и «Свердловск». Из фондов Камчатской научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова

Пароходы "Лейтенант Шмидт" и "Колыма"

13 сентября 1932 года в Петропавловск из полярного рейса прибыли пароходы "Лейтенант Шмидт" и "Колыма" под командованием капитанов Миловзорова и Сергиевского. 

В Северный Ледовитый океан они вошли ещё 24 июля 1931 года, везя разные грузы и продовольствие для Колымского края. Получилось так, что судам пришлось зимовать в проливе между островом Раудан и мысом Певек. Попутно выяснилось, что этот пролив судоходный, чего раньше мореходы не знали. 

Зимовка продолжалась до 8 июля 1932 г. В этот день сломало лёд, и суда вышли на чистую воду. У мыса Ванкарем закончились запасы угля, но тут подоспели другие суда Колымской экспедиции, передав бункер. 

31 августа "Лейтенант Шмидт" был в бухте Провидения. "Колыма" на обратном пути зашла в бухту барона Корфа, где на местном промысле приняла 1 050 т рыбы. После Петропавловска "Шмидт" намеревался зайти в Жупаново для погрузки рыбной продукции и далее следовать во Владивосток.

Михаил Плехов и хозрасчет на флоте

13 сентября 1937 года Анастас Микоян назначил начальником АКОфлота Михаила Михайловича Плехова. Бывший начальник флота Владимир Михайлович Слободенюк, занимавший эту должность с 1 февраля 1936 г., стал директором ПСРВ. 

Михаил Михайлович Плехов родился в 1890 году в Архангельске, русский, образование среднее техническое, член ВКП(б), являлся начальником АКОфлота. 

Ещё до его назначения, весной и летом 1937 года на Камчатке бурно обсуждалась красная путина. Так 9 и 10 мая в политотделе АКО прошло совещание по подготовке к путине 1937 г. Его значительная часть вновь была посвящена обсуждению проблем, сопутствующих работе морского транспорта. Выступивший здесь помполит "Ительмена" Н. Н. Сильянов, указывая, что флот действует неэффективно, назвал одним из способов улучшения показателей его работы введение хозрасчета. Но двухлетние эксперименты в этой области успехами не увенчались.

Вопрос о переводе АКОфлота на хозрасчет рассматривался и 25 июня 1937 г. на заседании у недавно назначенного заместителя начальника АКО А. С. Абарбарчука, до этого трудившегося управляющим Кработрестом. Присутствующие решили поручить Михаилу Плехову пересмотреть штаты экипажей судов в сторону их сокращения, не нарушая законодательства в части трудоемкости выполняемых ими работ. Порядок перевода судов на хозрасчет было решено разработать и представить на утверждение руководства АКО и НКПП СССР к 15 июля 1937 г.

Плехову в срочном порядке предписывалось разработать методику сдельной оплаты плавсостава, в соответствии с которой при выполнении плана он получал бы зарплату в утвержденном размере. В случае перевыполнения задания выплаты увеличивались, при невыполнении — снижались. Ставки рекомендовалось пересмотреть постепенно, предварительно согласовав их с профсоюзом и "проработать на общих собраниях каждого парохода".

К застарелым проблемам относилось и регулярное отсутствие жидкого топлива в комбинатах и угля в Петропавловском порту. Ввиду отсутствия собственного танкера Н. Н. Сильянов предлагал использовать для завоза горючего на побережье "Ительмен" — единственное судно АКОфлота, имевшее большую цистерну, пригодную для этой цели. "Пять рейсов Петропавловск — Владивосток мы обязательно делаем в год, я считаю, это можно сделать. Мы можем горючее завозить в течение года". Для регулярного снабжения углем порта следовало выделить специальный "угольщик" и использовать его исключительно на линии Сахалин — Владивосток — Петропавловск.

12 июня 1937 г. газета "Камчатская правда" опубликовало письмо командования "Ительмена". В нем делался упор на сознательный развал работы флота за счет деятельности так называемых "врагов народа". Призывы к их активному "разоблачению" прозвучали на прошедшем в Москве в конце февраля — начале марта 1937 г. пленуме ЦК ВКП (б).

"В начале февраля текущего года команда "Ительмена"… взяла на себя обязательство обойтись без специальной стоянки для ремонта и произвести его на ходу. Одно это обязательство гарантировало перевыполнение плана грузоперевозок. Благодаря усилиям команды улучшены ходовые качества судна. "Ительмен" может идти девятиузловым ходом, что превышает норму, предлагаемую экипажем "Симы".

Казалось бы, все обстояло, как нельзя лучше. Но вредительская рука, действовавшая в АКО и, в частности, во Владивостокской конторе, приложила усилия к срыву работы экипажа. Нужно сказать, что врагу народа Амбеликопуло (Иван Николаевич, заместитель начальника Рыбснаба Владивостокской конторы АКО, казнен 17 марта 1938 г. — С. Г.) это отчасти удалось. В ожидании угля "Ительмен" с 5 000 т груза простоял во Владивостоке около трех месяцев.

Не обошлось без вредительства и в самом Петропавловске, куда судно пришло 11 апреля. По распоряжению управления АКОфлота, запасы угля "Ительмена" были разделены между ним и "Чавычой". Имея двадцатисуточный запас топлива, два судна направились в рейс на западное побережье, имея задание выгрузить по 5 000 т и снять рыбопродукцию. Конечно, это задание не было выполнено. "Чавыча" сожгла 470 т угля, а выгрузила только 18 % всего груза и возвратилась в порт за углем; возвратился и "Ительмен", успевший выгрузить 4 600 т и не снявший ни одной тонны продукции. В Петропавловске, куда судно прибыло 24 мая, "Ительмен" подвергся издевательствам со стороны АКОфлота. Сегодня, скажем, назначают его в рейс на западное побережье, а завтра — во Владивосток".

Закончилась эта история трагически. Михаил Плехов был арестован 30 октября 1937 года, 16 марта 1938 года приговорен к высшей мере наказания по печально известной статье 58-1а-7-8-11 УК РСФСР. Мето захоронения — Владивосток. Реабилитирован 3 декабря 1957 года определением Военной коллегии СССР.

Также в этот день 

13 сентября 1953 года — открыта Красная яранга в с. Манилы.

13 сентября 1962 года на стадионе "Труд" (первое название стадиона "Спартак" в Петропавловске) поднят флаг VII областной легкоатлетической спартакиады. В четырёхборье первенствовал Борис Толстов, в беге на длинные дистанции пять и десять километров Валентин Щелчков. 

13 сентября 1967 года на ул. Владивостокской в Петропавловске открылся специализированный спортивный магазин "Старт".

13 сентября 1994 года — постановлением Правительства Российской Федерации № 1050 утверждён список водно-болотных угодий, имеющих международное значение: Парапольский дол, остров Карагинский, река Морошечная, мыс Утхолок.

231409
18
112