Прибытие Карла фон Дитмара на Камчатку
16 сентября 1851 года на Камчатку в качестве чиновника особых поручений по горной части при камчатском губернаторе прибыл Карл фон Дитмар, автор классического труда "Поездки и пребывание в Камчатке в 1851—1855 гг.". За пять лет Дитмар "объездил, изучил и успел полюбить" Камчатку. Он не только обнаружил месторождения многих полезных ископаемых — серы, меди, угля, пемзы, составил географическую карту, но и оставил красочные описания природы, этнографические заметки, обращался к истории края, который искренне любил до конца жизни.
Главной задачей экспедиции Дитмара было открытие полезных ископаемых. На основе собранной коллекции горных пород был составлен первый обзор геологии Камчатки и первая подробная геологическая карта полуострова. В книге Дитмар также представил свои взгляды о геологическом развитии Камчатки. В отличие от многих других исследователей Дитмар считал, что геологическая граница полуострова проходит по 62-й параллели северной широты. Он также обнаружил, что перешеек, Парапольский дол, соединяющий полуостров с материком, не пересекается высоким горным хребтом, как это изображалось на картах России. Кроме этого Дитмар более точно описал Срединный хребет и уточнил границы береговой линии на карте Камчатки.
Описывая растительный мир полуострова, естествоиспытатель отметил, что из древесных пород наиболее распространена на Камчатке береза Эрмана (каменная береза). В 1854 г. установил и описал на юго-восточном побережье Камчатки уникальный лесной массив — Пихтовую рощу. "Мы ехали через березовый лес…и увидели там фитогеографическую достопримечательность Камчатки. Именно посередине березового леса стоит здесь совершенно замкнутый лесок прекрасных высоких деревьев безо всякой примеси других…Кора деревьев бурая и довольно гладкая. Древесина мягка и смолиста, в особенности в местах выхода ветвей; твердые, имеющие темный цвет, хвои достигают одной линии в ширину и одного дюйма в длину и покрывают все ветви очень густо. Сверху они темно-зеленоватого цвета и блестящи, на обратной стороне покрыты слабым голубоватым налетом. Шишки стоят прямо, невелики, очень красивы, гладки и на обоих концах почти одинаково закруглены, как будто выточены. Люди называли это дерево пихтой…".
В трудах Дитмара описаны и многие географические объекты Камчатки, в том числе населенные пункты; быт жителей полуострова и масштабные исторические события, например, оборона Петропавловска порта 1854 г. от англо-французского десанта.
Объемный труд Карла фон Дитмара был по достоинству оценен учеными-современниками. Не потерял этот труд своей значимости и в настоящее время.
Транспортировка леса во время войны
За годы войны АКОфлот (флот Акционерного Камчатского Общества) освоил новый вид перевозок транспортировку леса, заготовленного Ключевским и Сахалинским Пограничным лесокомбинатами в виде морских плотов ("сигар").
Проведение подобных операций требовало немалого мужества. Вот что докладывало командование парохода "Якут" об одном из таких рейсов: "Исключительно большая работа была произведена палубной командой при буксировке плота из Усть-Камчатска в Петропавловск. Несмотря на свежую штормовую погоду (до девяти баллов) и неоднократный обрыв плота, последний был в целости доставлен в Петропавловск, за что часть коллектива начальником АКО была премирована, части объявлена благодарность и отпущены средства для премирования команды".
За 1943 г. флот отбуксировал 26 сигар общим объемом 18 900 куб. м. В 1943 году Ключевской лесокомбинат сплавил 14 и доставил на рыбокомбинаты восточного берега Камчатки и Петропавловск 12 сигар общим объемом 8 900 куб. м.
За навигацию 1944 г. из Усть-Камчатска были отправлены 11 сигар общим объемом 6 171 куб. м (шесть в Петропавловск, по одной в Анапку, Карагу и Хайлюлю и две в Корф). Первая из них вышла 11 июля в Петропавловск, последняя объемом 359 куб. м прибыла в Петропавловск 18 октября 1944 г. на буксире "Анатолия Серова". Из сигары № 5 объемом 454 куб. м было потеряно 346 куб. м, то есть 76 %. Сигара № 10 объемом 428 куб. м, предназначенная в Анапку, полностью разбилась в пути. Сигару № 9 из Петропавловска лесовоз "Коккинаки" отбуксировал в Микояновск, куда она благополучно прибыла 16 сентября 1944 года. Это стало первым случаем доставки леса морем с восточного берега Камчатки на западный через Петропавловск.
Флаг Вилючинского городского округа. viluchinsk-city.ru
Также в этот день
16 сентября 1933 года — постановлением Президиума Корякского национального округа уточнены границы Корякского национального округа по соседству с Якутской АССР и Охотско-Эвенским и Чукотским округами.
16 сентября 1934 года заседала областная комиссия по подготовке к празднованию семнадцатой годовщины Октябрьской революции под председательством заведующей культпропом обкома ВКП(б) С. С. Шамардиной (женой начальника АКО И. А. Адамовича).
В основу подготовки решили положить выявление достижений в культурно-хозяйственном строительстве, пропаганду знатных людей, организацию культпоходов, развёртывание выставок к годовщине Октября и двенадцатилетию советизации Камчатки. Утверждён состав комиссии по художественному оформлению города: председатель Поспелов, члены Знаменский и Вахмин.
16 сентября 1958 года — решением Олюторского райисполкома № 93 в связи с малой наполняемостью классов закрыты Промкомбинатовская, Новоолюторская, Корфская № 3 школы.
16 сентября 1958 года — решением Карагинского райисполкома № 171 открыты сберегательные кассы в сс. Тымлат, Анапка, Карага.
16 сентября 1961 года начались передачи камчатской телестудии. Диктор Инга Бочанова объявила, что они будут выходить в эфир четыре раза в неделю.
16 сентября 1968 года в 21.00 при заходе в реку Палану навалило на скалу катер "Доброжанский" Хайрюзовского рыбокомбината. Катер получил пробоину и быстро затонул. Из семи человек спаслись трое, их подняла из воды шлюпка парохода "Аральск", стоявшего на рейде в море.
16 сентября 2001 года в Петропавловске-Камчатском выпал самый ранний за всю историю официальных метеонаблюдений снег.