В столице Камчатки отопительный сезон начнется 19 сентября
17 сентября, 21:57
Эти 5 загадок из советского детства зря кажутся простыми: по зубам только умным
17 сентября, 21:25
Требуйте свое: пять случаев, когда обязаны сделать перерасчет по ЖКХ
17 сентября, 21:10
Погода на Камчатке 18 сентября: ветрено, прохладно, дождливо
17 сентября, 20:30
Тихоокеанский театральный фестиваль состоится при поддержке ВТБ
17 сентября, 19:00
В столице Камчатки джип заехал на крышу двух автомобилей
17 сентября, 18:49
Сбер заявил о росте количества звонков мошенников через мессенджеры до 60%
17 сентября, 18:30
Дальневосточный банк – лауреат премии "Золотой Меркурий"
17 сентября, 18:00
Камчатские депутаты ознакомились с работой образовательного кластера по подготовке кадров для горной промышленности
17 сентября, 17:51
Мэрские дела: чем запомнился Брызгин на посту главы столицы Камчатки?
17 сентября, 16:58
Новая мера поддержки молодых специалистов сельскохозяйственной отрасли появилась на Камчатке
17 сентября, 16:57
Серия книг о камчатских героях СВО готовится к выпуску
17 сентября, 16:19
Камчатским студентам техникумов из многодетных семей компенсируют стоимость обучения
17 сентября, 15:49
Соглашения на сумму 27 млрд рублей подписала Камчатка на Восточном экономическом форуме
17 сентября, 15:43
На Дальнем Востоке собирают средства для издания исторической книги
17 сентября, 15:13
Мэрские дела: чем запомнился Брызгин на посту главы столицы Камчатки? 17 сентября, 16:58
Серия книг о камчатских героях СВО готовится к выпуску 17 сентября, 16:19
Соглашения на сумму 27 млрд рублей подписала Камчатка на Восточном экономическом форуме 17 сентября, 15:43
Камчатцев приглашают на панельную сессию "Дальний Восток — Земля приключений" 17 сентября, 13:54
Камчатским студентам из многодетных семей будут компенсировать платное обучение в СПО 17 сентября, 11:06
Губернатор ЕАО: Бизнес в регионе получает все необходимые преференции 17 сентября, 10:00
Представителей камчатских предприятий приглашают обучиться в сфере промышленного туризма 17 сентября, 09:58
Глава Петропавловска-Камчатского подал в отставку 17 сентября, 09:02
Камчатские депутаты планируют вынести на общественное обсуждение вопрос о новой памятной дате 16 сентября, 19:41
Камчатские НКО могут подать заявку на участие в региональном конкурсе грантов 16 сентября, 14:42
Делегация Камчатки на ВЭФ-2024 подписала ряд важных соглашений в сфере туризма, образования и логистики 16 сентября, 12:07
Депутаты предложили использовать "лодочки" для сбора покрышек в столице Камчатки 15 сентября, 17:10
На Камчатке будут сформированы новые составы общественных экспертных советов 13 сентября, 18:48
Глава Камчатки инициирует проверки развлекательных заведений в Петропавловске-Камчатском 13 сентября, 14:22
Глава Камчатки раскритиковал работу городских властей по строительству дороги Ларина – Королёва 13 сентября, 13:26

Камчатка 18 августа: Паужетка и начало Курильской десантной операции

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Паужетская геотермальная электростанция Из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. Крашенинникова.
Паужетская геотермальная электростанция
Фото: Из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. Крашенинникова.

Паужетская ГеоЭС

18 августа 1966 года в промышленную эксплуатацию была принята первая в нашей стране геотермальная электростанция — Паужетская. Паужетская ГеоЭС находится на юге полуострова, на территории геотермального месторождения в поселке Паужетка, рядом с вулканами Камбальный и Кошелева. Является первой ГеоЭС в СССР.

Изучение Камбального месторождения парагидротерм (смеси пара с горячей водой) началось в 1950-х годах. В 1957 году пробурили первую разведывательную скважину глубиной 800 м, в 1962 году геологоразведка, подтвердившая наличие значительных запасов парагидротерм, была завершена. Возникла идея строительства геотермальной электростанции.

Условия этому проекту способствовали, так как район предполагаемого строительства с одной стороны изолирован от энергосистемы, с другой — имеет потребителей электроэнергии в виде рыболовецких предприятий. Лучшего места для того, чтобы опробовать новую для СССР технологию, было не найти.

Это сооружение может вырабатывать электричество за счет энергии горячих подземных источников, либо природного тепла Земли.

На Камчатке, где расположено множество вулканов, подземные воды нагреваются довольно быстро и уже на малых глубинах достигают высокой температуры. Через трещины в земной коре, горячие вода и пар выходят на поверхность и проявляют себя в виде гейзеров или фумарол. Это и заложено в принцип работы объекта.

Паужетская электростанция имеет целое рабочее поле, которое представлено сетью скважин. В свою очередь основные скважины делятся на рабочие, экспериментальные и закупоренные. Продуктивных скважин, работающих в пульсирующем режиме — восемь: №103, №108, №120, №122, №123, №131, №ГК-3, №РЭ-1,

От скважин горячая вода и пар движутся по трубопроводу и попадают в сепаратор. Далее она подается в бак-аккумулятор, потом в расширитель, в котором получают пар с более низкими параметрами. Отсепарированный вторичный пар попадает в паровые вакуумные турбины, которые установлены в машинном зале ГеоЭС. Турбина, в свою очередь, вращает генератор, который производит электричество.

Результатом работы гидротермальной станции является не только электричество, но и горячая вода. Последняя является конденсатом, образующимся в процессе работы. Раскаленный пар, с наличием в нем солей, сероводорода и разных кислот, считается вредным для трубопроводов. Поэтому часть образующегося конденсата сразу отделяется, в результате чего образуются кислотные реки. Такого рода речушки считаются натуральным продуктом нашей планеты и не несут вреда человеку.

Также на трубах по территории Паужетской ГеоЭС, нанесены обозначения направления движения пара.

Станцию построили быстро, за несколько лет. Изначально, ее мощность составляла 5 МВт (2 агрегата по 2,5 МВт), в 1980 году добавили еще один агрегат мощностью 6 МВт.

Паужетская ГеоЭС имела экспериментальный характер, рассматривалась как площадка для отработки новых технологий. К сожалению, развитие геотермальной энергетики в СССР этой станцией и ограничилось — в условиях советской экономики было проще возить танкерами на Камчатку мазут, чем строить геотермальные станции.

После распада СССР, ситуация изменилась. Мазут стал дорог, и слова "Камчатка" и "Энергетический кризис" одно время воспринимались почти как синонимы — о приходе очередного танкера с мазутом телевидение сообщало на всю страну. В новой реальности, интерес к геотермальной энергетике возродился — были построены Верхне-​Мутновская и 

Не обошли стороной перемены и Паужетскую электростанцию. В 2006 году вместо одного из старых гидроагрегатов был смонтирован новый, мощностью 6 МВт; в 2009 году второй из первоначально установленных агрегатов был выведен из эксплуатации в связи с износом. Таким образом, на сегодняшний день установленная мощность Паужетской ГеоТЭС — 12 МВт (2х6 МВт), располагаемая же мощность меньше, она лимитируется количеством поступающего из 10 скважин пара и составляет 6,8 МВт.

Перспективы Паужетской ГеоЭС связаны со строительством бинарного энергоблока мощностью 2,5 МВт, который будет использовать не пар, а горячую воду, которая сейчас отделяется в сепараторах от пара и никак не используется.

На сегодняшний день Паужетская ГеоЭС производит и сбывает электрическую энергию в изолированном энергоузле Озерновский.

Из энциклопедии

Один из горячих источников в центральной части парка Налычево. Из энциклопедии

Природные парки Камчатки

История природных парков Камчатки берет свое начало с 18 августа 1995 года. Именно тогда постановлением губернатора Камчатской области на территории Камчатской области было учреждено три природных парка — "Налычево", "Быстринский" и "Южно-Камчатский". Спустя четыре года, в 1999 году, был создан еще один парк — "Ключевской".

Природные комплексы четырех территорий включены в список Всемирного природного и культурного наследия UNESCO в номинации "Вулканы Камчатки" по четырем критериям (VII, VIII, IX, X). Взятые вместе, они отражают практически все основные вулканогенные ландшафты Камчатки, геологические процессы, наглядно отражают важный этап развития Земли, демонстрируют ландшафтное и биологическое разнообразие, но при этом каждый из природных парков обладает яркой индивидуальностью. 01 января 2010 года для оптимизации управления объектами Всемирного наследия UNESCO было создано Краевое государственное бюджетное учреждение "Природный парк "Вулканы Камчатки" (КГБУ "Природный парк "Вулканы Камчатки"), в которое вошли все четыре региональных природных парка.

КГБУ "Природный парк "Вулканы Камчатки" создано с целью сохранения и защиты уникальных природных объектов. Помимо этого, парк ставит перед собой задачи по созданию благоприятных условий для развития и процветания туризма и отдыха, ведет активную работу по экологическому просвещению жителей и гостей Камчатки, а также мониторинг состояния окружающей среды.

Территория природного парка "Вулканы Камчатки" включает в себя множество объектов туристского интереса, таких, например, как вулканы Авачинский, Мутновский, Острый и Плоский Толбачики, Ключевской, Ходутка, горячие источники Налычевской долины, уникальные ландшафты, удивительный растительный и животный мир, культура аборигенных народов полуострова. На территории парка развернута целая сеть маршрутов для разного вида увлекательных и незабываемых путешествий, с учетом сезонности и сложности прохождения.

В августе 2015 года решением Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края в состав КГБУ "Природный парк Вулканы Камчатки" вошел государственный экспериментальный биологический (лососевый) заказник "Река Коль". Лососевый заказник был создан в 2006 году с целью сохранения, восстановления, воспроизводства и рационального использования ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении лососевых видов рыб, а также других представителей животного мира и сохранения среды их обитания, средообразующих естественных природных комплексов.

Общая площадь территорий, находящихся сегодня в ведении КГБУ "Природный парк "Вулканы Камчатки", составляет 2 524 463,67 га.

Из фондов КГБУ ККОМ

Бойцы десанта перед посадкой на суда. Из фондов КГБУ ККОМ

Курильская десантная операция

Курильская десантная операция началась в ночь с 17 на 18 августа 1945 года и закончилась 2 сентября 1945 года. Всего были разоружены и пленены 50 442 японских солдат и офицеров, в их числе 4 генерала, захвачено свыше 300 орудий и минометов, около 1000 пулеметов, 217 автомашин и тягачей. Но главный итог Курильского десанта — полный контроль СССР над всеми Курильскими островами. Южный Сахалин и Курилы стали главным трофеем Советского Союза в войне с Японией. 

В полученном 15 августа послании президента США Г. Трумэна председателю Совета Министров СССР И.В. Сталину имелся общий приказ о деталях капитуляции японских вооруженных сил, подписанный генералом армии Д. Макартуром, назначенным главой военной администрации оккупированной Японии. В приказе говорилось, что все гарнизоны островов в Тихом океане должны сдаться главнокомандующему Тихоокеанским флотом США. 

Таким образом все указывало на то, что американцы не горят желанием видеть Курилы в составе советской территории. Более того, остров Матуа (в центре Курильской гряды) они планировали превратить в собственную военную базу. Чтобы опередить американцев и избежать долгих и сложных переговоров по включению Курильских островов в состав СССР, требовались незамедлительные действия по их овладению. 

В ночь на 15 августа главнокомандующий Советскими войсками на Дальнем Востоке маршал Советского Союза А.М. Василевский по прямому проводу дал указание командующему флотом о немедленной подготовке операции по захвату острова Шумшу — самого северного из островов Курильской гряды. 

Подавляющее большинство десантных операций осуществлялось после разведки боем избранного для высадки района. Десант на Шумшу был брошен без подготовки и практически без разведки. Успех операции зависел от максимальной внезапности атаки для противника. 

Японское командование держало на Курильских островах более 50 тысяч солдат и офицеров. Здесь было оборудовано десять аэродромов, обеспечивавших одновременное базирование 600 самолетов. Несколько пунктов флотского базирования позволяли стоянку большого числа кораблей, до легких крейсеров включительно. 

Шумшу, расположенный всего в 12 километрах от южной оконечности Камчатки — мыса Лопатка, был особенно сильно укреплен. Его гарнизон насчитывал около 8,5 тысячи солдат и офицеров, имел около 60 танков, около 100 полевых и зенитных артиллерийских орудий для ведения огня по морским целям 

На пространстве площадью 20 на 13 километров было сооружено 34 дота и 24 дзота, сосредоточено около 100 орудий разного калибра, более 310 пулеметных точек. Глубина подземных оборонительных сооружений доходила до 50-70 метров.

Группировка японских войск на Шумшу состояла из 73-й бригады 91-й пехотной дивизии, 31-го полка ПВО, Курильского крепостного артиллерийского полка, подразделения 11-го танкового полка, специальных частей и подразделений — всего 8600 человек. 

На Парамушире в непосредственной близости от Камчатки находилось четыре хорошо оборудованных и замаскированных (частично подземных) аэродрома. Впрочем, большую часть авиации с Курил к этому времени японцы уже отозвали для обороны собственных городов от налетов американской авиации. 

С мыса Лопатки (на Камчатке) высадку десанта на остров Шумшу поддержала огнем береговая батарея (четыре 130-​миллиметровых орудия). 

Передовой отряд (первый бросок) состоял из сводного батальона морской пехоты численностью 1000 человек, сформированного из частей Петропавловской военно-​морской базы ТОФ, подразделений 302-го стрелкового полка и саперной роты 119-го отдельного саперного батальона. Ему предписывалось прорвать оборону противника и создать плацдарм на берегу в районе мыса Кокутан-​Саки — мыс Котомари-​Саки, а при слабом противодействии противника развивать наступление вглубь острова Шумшу, что должно было обеспечить высадку первого и второго эшелонов главных сил десанта. 

Бои за Шумшу оказались самыми ожесточенными за всю войну с Японией. Только здесь потери советских войск превзошли японские. Наши войска потеряли 1567 человек убитыми и ранеными против 1018 у японцев. Потери флота составили 290 человек убитыми и пропавшими без вести (скорее всего утонули во время высадки) и 384 человек ранеными (личный состав кораблей потерял соответственно 134 и 213 человек).

Из-за сильного огневого противодействия противника десантники потеряли у берегов Шумшу четыре десантных корабля и сторожевой катер. Еще восемь десантных судов получили сильные повреждения. 

При капитуляции гарнизона островов Шумшу и Парамушир сдались в плен около 13 000 солдат и офицеров противника, было захвачено 45 танков, 66 орудий и большое количество другой техники.

В военно-​морской базе Катаока сложили оружие 1400 японских военных моряков. 

Всего на Курильских островах были разоружены и пленены 50 442 японских солдат и офицеров, в их числе 4 генерала (еще около 10 000 человек японское командование успело эвакуировать в Японию), захвачено свыше 300 орудий и минометов, около 1000 пулеметов, 217 автомашин и тягачей. 

Изначально запланированная высадка на Хоккайдо была отменена по личному указанию И.В. Сталина.

Операция по овладению южными Курилами — островами Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи — началась 28 августа. На этих островах японские гарнизоны сопротивления не оказывали.

На острове Итуруп в плен сдалась дислоцированная здесь 89-я пехотная дивизия общей численностью 13 500 человек вместе со своим командиром генерал-​лейтенантом Кейто Угава. Сложил оружие и кунаширский гарнизон численностью 1250 солдат и офицеров. На острове Шикотан сдалась в плен 4-я пехотная бригада генерал-​майора Дзио Дои численностью 4800 человек. К 5 сентября все Курилы были заняты советскими войсками. 

Сегодня о японском пребывании на Курилах напоминают лишь остатки укреплений, ржавые обломки военной техники и несколько полуразвалившихся зданий. На фото один из немногих японских домов, еще сохранившихся в Курильске. 

После войны США очень хотели заполучить себе остров Матуа, расположенный почти в центре Курильской гряды. Возможной причиной такого интереса стал его отличный аэродром со взлетными полосами, которые можно было использовать при любом направлении ветра. По вполне достоверной версии взлетные полосы подогревались горячей водой с вулкана и могли использоваться круглый год. Однако лукавое предложение Сталина поменять Матуа на один из Алеутских островов Трумэн не принял. 

Матуа — самый загадочный остров Курильской гряды. По мнению Евгения Верещаги и Ирины Витер, многие годы отдавших его изучению, Матуа был законсервирован японским гарнизоном перед сдачей советским войскам и свои тайны хранит до сих пор. 

Гарнизон Матуа сдался 25 августа во главе с командующим полковником Ледо. Однако из японских источников известно, что еще с февраля 1945 года в Японии реализовался план Кэцу, согласно которому было необходимо вывезти с Курильских островов все, что возможно, а что нельзя вывезти, то законсервировать. Оборудование, технику, сырье… В феврале-​марте 1945 года план Кэцу был введен в действие и на Матуа.

Наиболее отличившимся в операции соединениям и частям присвоены почётные наименования Курильских. Орденами были награждены и ряд воинских частей: 101-я стрелковая дивизия, 138-й стрелковый полк, 373-й стрелковый полк, 302-й стрелковый полк, 428-й артиллерийские полки, 888-й истребительный авиаполк, 903-й бомбардировочный авиаполк, сторожевые корабли "Дзержинский" и "Киров".

Из числа участников высадки на Шумшу награждены орденами и медалями более 3000 человек. Девять человек удостоены звания Героев Советского Союза: командующий Камчатским оборонительным районом генерал-майор А.Р. Гнечко, командир Петропавловской ВМБ капитан 1 ранга Д.Г. Пономарёв, командир батальона морской пехоты майор Т.А. Почтарёв, старший инструктор политотдела 101-й стрелковой дивизии — замполит передового отряда десанта старший лейтенант В.А. Кот, боцман плавбазы "Север" старшина 1-й статьи Н.А. Вилков (посмертно) и другие.

В память о советских воинах, погибших в ходе операции, в городах Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск воздвигнуты памятники. 

Из фондов КГБУ ККОМ

Самолеты Шаврова в Халактырском аэропорту, 1930-е.. Из фондов КГБУ ККОМ

Самолёт "Камчатская правда"

18 августа 1934 года вступил в строй первенец камчатской авиации — самолёт "Камчатская правда", построенный на деньги, собранные трудящимися полуострова, отмечал В. В. Бооль.  Это был легендарный У-2, имевший два места и летавший со скоростью сто тридцать километров в час. Управлял самолётом военный лётчик-пограничник Василий Дмитриев. Его показательный полёт с элементами высшего пилотажа восхитил камчатцев. "Делает крутой вираж. Умолк мотор, самолёт перекувырнулся. Ещё раз и ещё. Мёртвая петля следует одна за другой. Вдруг самолёт начал падать как камень, затем плавно выходит из штопора".

В первый день полётов "Камчатская правда" в порядке поощрения покатала тридцать лучших тружеников области. Строго говоря, для жителей Петропавловска это было не впервой. 

К концу года поступило ещё два самолёта У-2, получивших названия "Камчатский профсоюзник" и "Советская Камчатка". Заработала школа пилотов камчатского Осоавиахима. 16 марта 1937 г. над Култучным озером начались практические полёты учеников аэроклуба. Каждый совершил по сорок вылетов. К декабрю авиаотряд АКО насчитывал шесть самолётов. Аэродром площадью сто на двести метров был сооружён в районе современного фонтана против ЦУМа на 6-м километре.

Из книги М. А. Сергеева «Народное хозяйство Камчатского края».

Посевы капусты в петропавловском совхозе. Из книги М. А. Сергеева «Народное хозяйство Камчатского края».

Знакомство жителей Камчатки с огородничеством

По ходатайству Голенищева Аркадия Васильевича (Начальник Камчатки с 1828 по 1835 г.) на Камчатку был отправлен садовник Ридель чтобы ознакомить камчадалов с огородничеством, садоводством и вообще разведением полезных растений, с обязательством обучить несколько человек туземных жителей садоводству и сделать описание тамошней флоры. 

В помощь ему были назначены два воспитанника московской земледельческой школы, пожалованные в коллежские регистраторы. При этом было ассигновано: на заведение в Камчатке сада и содержание садовника 3 840 руб.; на разъезды садовника по Камчатке 800 руб. и, кроме того, министр внутренних дел разрешил Голенищеву употреблять на непредвиденные расходы из экстраординарной суммы по 1 000 руб. в год. Для сельскохозяйственных же расходов было послано из Якутска в Камчатку через Ижигу 50 лошадей, доставка которых обошлась казне в 7 500 руб. 

Ридель прибыл в Камчатку в июле 1829 г. и с особенным усердием принялся за дело. Но постоянная болезнь мешала ему лично наблюдать за успехами огородничества, а потому и труды его не принесли большой пользы краю. Наконец в июне 1833 г. Ридель умер (Ридель после смерти оставил полную коллекцию камчатской флоры, которая попала в руки невежд и была брошена). Голенищев, желая и без него поддерживать земледелие и огородничество, составил сельскохозяйственную компанию на акциях. Всех акций было роздано на 5 700 руб. 

Устав компании 18 августа 1831 г. был Высочайше утвержден. Главнейшие его пункты заключались в следующем: 

1) Дозволяется компании в течение 20 лет занимать удобные земли, никем еще не занятые. 

2) Через 20 лет предоставляется уступить занятые места кому угодно. 

3) Поселить в Камчатке на счет казны 15 семейств хлебопашцев. 

Компания начала свои опыты на р. Аваче и по р. Камчатке. Императорское московское общество сельского хозяйства, несмотря на то, что Рикорд сообщил ему, что земледелие в Камчатке невозможно по климатическим условиям, ассигновало от себя на это предприятие по 1 000 руб. в год. 

Но опыты хлебопашества были неудачны: 22 августа иней повредил яровой хлеб, а стебли ячменя упали, подточенные мышами. Компания утешала себя мыслью, что это случайность, но последующие опыты привели ее к тем же результатам. 

Наконец в 1835 г. начальник Камчатки Шахов донес генерал-губернатору, что компания, кроме неудачных опытов, не принесла никакой пользы краю. Но вольноэкономическое общество в видах поощрения земледелия на Камчатке в 1837 г. назначило директору компании купцу Колмакову золотую медаль и тем компаньонам серебряные. 

Несмотря и на это поощрение, акционеры определили прекратить действие компании, и 12 ноября 1840 года Высочайше повелено упразднить эту компанию. Оставшийся же капитал компании в количестве 1 483 р. был пожертвован на устройство в Камчатке учебного заведения по сельскому хозяйству.

Из фондов ГКУ «Государственный архив Приморского края»

Парад в честь 2-й годовщины Добровольного пожарного общества, июль 1927 года, г. Владивосток.. Из фондов ГКУ «Государственный архив Приморского края»

Камчатское  отделение Добровольной пожарной охраны

ВДПО — самая крупная всероссийская общественная организация пожарных добровольцев. 18 августа 1955 года решением исполнительного комитета Петропавловск-Камчатского городского Совета депутатов трудящихся с целью привлечения населения к участию в проведении противопожарных профилактических мероприятий было создано городское отделение Добровольной пожарной охраны, с годами преобразованное в Камчатское областное, а затем краевое отделение Всероссийского добровольного пожарного общества. 

Позднее, начиная с 1960 года, пожарные общества начали организовываться и в районах. В числе первых были организованы общества в Усть-Камчатском, Усть-Большерецком, Елизовском и Соболевском районах. 

Деятельность Камчатского областного Совета ВДПО была направлена на пропаганду пожарно-технических знаний среди населения. Организовывались лекции и беседы работников пожарной охраны и членов ВДПО, демонстрировались кинофильмы. Практиковался выпуск сатирических газет на противопожарную тематику и выезды агитбригад в районы области. Регулярно проводились смотры противопожарного состояния воспитательных, образовательных, лечебных и прочих учреждений города и области. "В годы советской власти противопожарная пропаганда и безопасность населения находились под строгим контролем государства, им уделялось достаточно большое внимание, — рассказывает Виктор Дышер, председатель Камчатского краевого отделения ВДПО. — Практически на каждом предприятии существовали добровольные дружины пожарной охраны. Народ, можно сказать, поголовно вступал в ряды членов ВДПО. Потом, в период перестройки, когда все стало на рельсы коммерции, вопрос противопожарной безопасности стал менее актуальным, и из двенадцати районных отделений ВДПО осталось только одно, в городе Петропавловске-Камчатском". 

Из энциклопедии

Пароход «Монгугай».. Из энциклопедии

Пароход "Монгугай"

18 августа 1918 года в Петропавловск зашел пароход "Монгугай", отмечает С. В. Гаврилов. На нем приехал инструктор кооперации П. С. Маловечкин, назначенный Союзом приамурских кооперативов представителем в Усть-Камчатск. (в октябре 1919 г., Маловечкин возглавил подпольный ревком, позже сместивший колчаковского управляющего областью и восстановивший советскую власть). Механик "Монгугая" М. Романович получил разрешение областной власти "производить разведки на каменный уголь в пределах стоверстной полосы" для изучения возможности применения его на судах, обходивших побережье, и пополнения запасов топлива на промежуточных бункеровочных базах.

Построен в 1896 году в Германии как товарный пароход "Pronto". Первоначально принадлежал судовладельцу Г. М. Струве и был приписан к Бланкенезе. 27 июля 1904 года был куплен во Владивостоке через местную фирму "Кунст и Альберст" за 170 тысяч рублей для несения транспортной службы при флоте Тихого океана. Был зачислен в списки флота как "транспорт № 4", 7 августа того же года переименован в "Монгугай".

3 июня 1905 года включён в состав отдельного отряда судов для охраны вод Уссурийского края. По окончании русско-японской войны разоружён. 8 декабря 1907 года зачислен как вспомогательное судно в отряд Амурского лимана Действующего флота Тихого океана и вооружён семью 47-мм орудиями.

В 1909 — 1911 годах прошёл капитальный ремонт во Владивостоке с установкой нового котла Ижорского завода. Переоборудован в минный заградитель на 180 мин заграждения. 1 января 1911 года зачислен в состав отряда заградителей Сибирской флотилии. В 1913 году оборудован дополнительный трюм для размещения 130 мин заграждения.

В 1915 году использовался для прохождения штурманской практики воспитанниками Отдельных гардемаринских классов. 2 ноября 1916 года списан во Владивостокский порт, а 9 ноября исключен из списка судов Морского ведомства.

9 февраля 1917 года пароход был передан Добровольному флоту и под тем же названием использовался на каботажных приморских линиях. В июле 1921 года был уведён командой в бухту Ольга и отдан в распоряжение дальневосточных партизан. 14 ноября 1921 того же года был отбит белогвардейскими войсками и возвращен владельцам. 23 октября 1922 года во время эвакуации эскадры адмирала Г. К. Старка был захвачен ледоколом "Байкал" и уведен в Шанхай.

12 апреля 1925 года вернулся во Владивосток и 14 апреля был зачислен в качестве транспорта в состав Морских сил Дальнего Востока. 15 мая 1925 года передан Владивостокскому торговому порту, а затем вошёл в состав Дальневосточной главной конторы АО "Совторгфлот". В конце 1920-х годов был передан во Владивостокский порт на консервацию.

28 ноября 1933 года пароход был передан ВМС РККА для использования в качестве минного блокшива. Некоторое время на корабле находился штаб ОВРа Главной базы Тихоокеанского флота. 8 декабря 1935 года переклассифицирован в плавучую базу.

17 июня 1940 года исключен из списка судов флота. В 1951 году разобран на металлолом во Владивостоке.

Также в этот день

18 августа 1956 года — решением Олюторского райисполкома № 126 от 2.10.1956 г. ликвидированы сс. Тылмай Апуко-Чукотского сельского Совета, Средние Пахачи Пахача-Корякского сельсовета. 

18 августа 1964 года — решением Карагинского райисполкома № 119 в связи с переводом участка колхоза "Ударник" с о. Карагинского на участок Кострома, расположенный в 15 км от центральной усадьбы, и ликвидацией рыбообрабатывающей базы Оссорского рыбокомбината закрыт с 1 октября Карагинский островной сельсовет.

18 августа 1975 года — решением Камчатского облисполкома № 16–39 с. Новоолюторка, из которого население полностью выбыло, исключено из учётных данных населённых пунктов Олюторского района Камчатской области.