Камчатская прокуратура отстояла права матери ребенка с ОВЗ на получение жилья
11:27
Инициативы Камчатки вошли в итоговое решение парламентских слушаний в Государственной Думе
17:38
В формирующийся бюджет Камчатского края на 2025 год поступят дополнительно почти 23 млрд
17:16
Обокрали покойника: на Камчатке транспортная бригада сняла золото с умершего
16:59
Доллар выше 100 рублей: как взлет валюты ударит по россиянам
16:35
Авито Услуги: россияне все чаще делегируют домашние дела специалистам
16:20
Владимир Солодов поручил разобраться с оскорблением ветерана СВО и его семьи в Вилючинске
16:02
С начала года диспансеризацию и профосмотры прошли более 115 тысяч жителей Камчатки
15:53
На Камчатке мигрантов проверят на знание произведений Александра Пушкина
15:34
Около 700 жителей Камчатки воспользовались услугами социальных туров в 2024 году
15:20
На Камчатке осенью вырос трафик на криптобиржи
14:40
На Камчатке горе-мать погибшего от ожогов малыша отправится в колонию
13:50
Евгений Беляев: главный финансовый документ принят в столице Камчатки
13:16
"Единая Россия" поздравила камчатских мамочек, родивших детей в День матери
12:37
Спортсмены Камчатского края завоевали 2 золота, серебро и 2 бронзы на Чемпионате и Первенстве России по серфингу
11:45
В 2025 году на Камчатке завершается эксперимент по маркировке некоторых видов бакалейной продукции
10:51

Камчатка 16 августа: перелёт Линдберга и плаванье Головина

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Вид Петропавловской гавани в конце XVIII в. Старинная гравюра из фондов ККОМ
Вид Петропавловской гавани в конце XVIII в. Старинная гравюра
Фото: из фондов ККОМ

Доклад Резанова

Оживление экономической жизни Петропавловской гавани связано с началом деятельности Российско-Американской компании (РАК), основанной в 1799 году. Порт стал использоваться как промежуточная база на пути из материковой России к русским владениям на побережье Америки. В 1804 г. в нем располагался склад РАК, здесь же жил комиссионер компании, отмечал С. В. Гаврилов.  

Один из руководителей РАК граф Николай Резанов 16 августа 1804 г. докладывал императору Александру I о том, что "Петропавловская гавань может быть средоточием всей торговли Российско-Американской компании, а особливо когда торг с Японией открыт будет, и сделаться важным городом. Я приступил уже здесь к учреждению фактории… Вот уже на первый раз для японской торговли три неисчерпаемые источника: рыба, жиры и замша…". Тем самым Резанов одним из первых предвосхитил экономическое будущее Камчатки. 

Значительный личный вклад в развитие общего, профессионального и морского образования на полуострове в 1820—1850-х гг. внесли, определявшиеся сюда начальники Камчатки, избиравшиеся из высокообразованных морских офицеров. За единственным исключением, это были талантливые администраторы, искренне заботившиеся о развитии порученной им территории и благе ее населения. 

В 1818 г. в Петропавловске открылась ремесленная школа. Ее основателем является начальник Камчатки П. И. Рикорд, назначенный на должность в 1816 г. и вступивший в нее в мае 1817 г. "Сразу после прибытия в порт он открыл ремесленное училище с двенадцатью учениками столярному, плотничьему, токарному и слесарному мастерству". 

из фондов КГКУ ККОМ

Перелёт Америка-Япония через Петропавловск-Камчатский. Самолёт «Сириус», лётчик Линдберг. из фондов КГКУ ККОМ

Прилёт Линдберга в Петропавловск

16 августа 1931 года в Петропавловске совершил посадку американский летчик Линдберг, совершавший перелет через Тихий океан на гидросамолете, с целью изучения условий полета в "малоизведанную северную часть океана".

Авиация в начале XX века была молода, как зачастую и сами авиаторы. Не был исключением и Чарльз Линдберг. На момент главного перелета своей жизни будущему герою Америки было всего 25 лет.

Семья Линдберга была не из простых — дед, прежде чем переехать в Соединенные Штаты, заседал в шведском парламенте. Отец избирался конгрессменом уже в Америке. Казалось, Чарльзу будет логично использовать наработанные связи и идти по стопам предков. Но молодой Линдберг любил технику, а не политику, и увлеченно копался в механизмах.

Покинув родительский дом, он долгое время совмещал работу механиком с воздушным циркачеством — вначале проводя показательные прыжки с парашютом, а потом и летая сам. Какую-то известность Линдберг получил уже тогда. Но ничуть ей не упивался. Чарльз был скромным малым, и гнался вовсе не за этим — ему просто нравилось летать и делать то, что до него не делал никто.

Еще он занимался доставкой почты на самолете. Дело это было более серьезное, чем казалось — "почтовики" летали в любую погоду и имели громадный опыт по ориентированию с воздуха. Временами доходило до того, что потерявшийся летчик снижался как можно ниже, летел как можно медленнее, и старался прочитать надписи на указателях.

Многие так разбивались. Зато те, кто оставался в живых и с полным набором конечностей, становились мастерами своего дела.

Скоро Линдбергу выпала возможность проявить себя.

В 1919-м году Реймонд Ортейг — американский бизнесмен, у которого водились лишние деньги — предложил специальный приз в 25 тысяч долларов тому, кто первым беспосадочно перелетит из Нью-Йорка в Париж — или в обратном направлении. Сделать это надо было в течение 5 лет — до 1924 года.

Это бы не стало первым пересечением Атлантики — в том же 1919-м два британца уже летали из Ньюфаундленда в Ирландию. Но то был полет через северные широты, между двумя почти что "крайними и прибрежными" точками. Путь на приз Ортейга был почти в два раза длиннее — более 5,8 тысяч километров.

Правда, до 1924-го никто даже не пытался осуществить такое безумие. Тогда Ортейг повторил свое предложение. И дело зашевелилось — авиация за прошедшие 5 лет заметно продвинулась вперед. Увеличились как дальность, так и надежность самолетов. И с новыми достижениями приз вполне мог быть выигран.

Правда, сделать это было не так уж и просто. Многие пробовали и терпели неудачи.

К одной из попыток приложил руку наш соотечественник — эмигрант Игорь Сикорский. Тот самый, что в свое время создал знаменитого "Илью Муромца". Разработанный им трехмоторный красавец S-35 использовал французский летчик-ветеран Рене Фонк. Проблема была только одна — Фонк и его спонсоры торопили Сикорского, стремясь успеть в наилучшее погодное "окно". В результате испытания самолета не были доведены до конца. И в сентябре 1926-го чрезмерно перегруженный S-35 рухнул и сгорел еще на старте. Погибло 2 из 4 членов экипажа.

В апреле 1927-го упал еще один самолет. Причем не успев даже стартовать на сам приз. Два американца, Ноэль Дэвис и Стэнтон Вустер, хотели загрузить в машину как можно больше топлива. И их самолет упал еще во время испытаний на максимальную загрузку. Дэвис и Вустер погибли.

А в мае взлетели и пропали Нунжессер и Коли — два француза, пытавшиеся получить приз, пролетев из Парижа в Нью-Йорк. Во время Первой мировой Нунжессер сбил 45 самолетов противника — это был третий результат среди всех французов. Но против коварной Атлантики военный опыт помогал мало — и к списку жертв затеи Ортейга добавилось еще две фамилии.

Океан пожирал пилотов одного за другим, но попытки продолжали предприниматься.

Никто, конечно же, не рассчитывал что-то заработать на самом призе. Предлагаемые 25 тысяч долларов были значительной суммой, но для такого серьезного мероприятия, как перелет через Атлантику, в 1927 году требовались куда более серьезные деньги. Самолет, экипаж, аренда аэродрома, обслуживающий персонал, штабы перелета. Все это стоило денег, причем очень серьезных.

Одним из самых знаменитых претендентов на приз Ортейга был Ричард Бэрд. Считалось, что он первым долетел до Северного полюса (десятки лет спустя выяснится, что это не так — Бэрд подделал полетные журналы) — у него имелась масса спонсоров. Нижняя планка его расходов оценивается в полмиллиона долларов. Что превышало потенциальный выигрыш в 20 раз.

Нет, основные деньги планировалось заработать потом, на многочисленных турне по Штатам и Европе, книжных тиражах и газетных публикациях. А также на личной известности — в Америке она уже тогда превосходно монетизировалась.

Казалось, что из всех претендентов только сам Линдберг ограничивался весьма скромным бюджетом — ему удалось достать всего 13 тысяч долларов. Спонсорами были бизнесмены города Сент-Луиса. Поэтому и самолет Линдберг окрестил соответствующе: "Дух Сент-Луиса". Предполагалось, что успех подстегнет известность города, а на этом уже можно было заработать.

Правда, денег на лучшие образцы авиации того времени денег не хватало. К счастью для Чарльза, авиакомпания "Райан" находилась на грани банкротства и бралась за любую работу за весьма гуманные деньги. По его запросу был немного изменен один из почтовых самолетов — "Райан М-2". Переделки касались, в основном, дальности полета — впереди был поставлен здоровенный бак, исключавший передний обзор, кроме как через перископ. Ну и, чтобы взять больше топлива, экипаж уменьшался с двух до одного человек.

Впрочем, Линдберга перспектива лететь в одиночку через Атлантику не пугала.

Линдберг взлетел 20 мая 1927 года. Через 33 с половиной часа он сел в Париже. Дело это было нелегкое. За исключением борьбы с постоянно подкрадывающимся сном, Линдберг воевал с туманами, ветрами, обледенением и необходимостью самостоятельно прокладывать курс. Успешное приземление в нужной точке при том, что летел он один — заслуга его немалого опыта, приправленного какой-то толикой везения.

Сразу же после приземления Линдберг мог забыть о какой-либо личной жизни на следующие несколько лет. Конечно, он заработал немало денег — карьера Чарльза после его знаменитого перелета пошла в гору. Но платить за это приходилось настойчивым вниманием общественности и репортеров. Последние стремились поймать Линдберга везде — даже в ванной, чтобы запечатлеть, как тот чистит зубы.

Несколько лет спустя ажиотаж, конечно, ослаб, и Чарльз смог вздохнуть спокойно — теперь он на долгие годы вперед стал самым известным летчиком Америки. Но при этом мог пожить "для себя" — череда турне, журналистов и ликующих толп наконец-то подошла к концу.

Впереди была "авиационная" работа — но уже рангом повыше, чем развозка писем. Линдберг прокладывал воздушные трассы для международных авиакомпаний. А также активно интересовался наукой и принимал участие в ряде экспериментов.

Линдберг прожил 72 года, скончался в 1974-м.

из энциклопедии

Плавания В. М. Головнина на шлюпе «Диана» (синий маршрут) в 1808-1811 годах и шлюпе «Камчатка» (красный маршрут) в 1817-1819 годах. из энциклопедии

Плавания Василия Головнина на шлюпе "Диана"

Василии Михайлович Головнин (1776-1831) был военным моряком. До того, как отправиться в кругосветное плавание, он приобрел большие навыки в кораблевождении, совершал походы на английских кораблях и участвовал в военных сражениях. Он совершил два плавания: полукругосветное на шлюпе "Диана" (1807-1809) и кругосветное на "Камчатке" (1817-1819). Обе экспедиции, так же, как и многие последующие, должны были доставить для восточных русских поселенцев необходимые материалы и продовольствие, оградить осваиваемые русскими земли от внешних посягательств и произвести в этих районах научные исследования: в первое плавание — описать Курильские острова, во второе — районы Русской Америки.

В 1817-1819 гг. Головнин, командуя шлюпом "Камчатка", совершил кругосветное плавание с заходом на Камчатку и в Русскую Америку. Ему было поручено доставить в Охотск и Петропавловск различное морское и военное снаряжение и другие группы, а затем произвести опись северо-западных берегов Северной Америки от 60 до 63° с. ш. и определить астрономически ряд пунктов на островах и на материке русских владений. Кроме этого, он должен был изучить отношение служащих Российско-Американской компании к местным жителям.

16 августа 1817 года началась долгожданная экспедиция и судно вышло из Кронштадта. 

"Камчатка" шла вокруг мыса Горн, подходила к западному побережью Южной Америки, в порт Кальяо (Перу), и в мае 1818 г. благополучно прибыла на Камчатку. Здесь Головнин узнал о том, что лейтенант Коцебу обследовал в течение двух последних лет (1816—1817) предусмотренную в плане Головнина северную часть Тихого океана.

Свои исследования Головнин решил начать с уточнения положения некоторых Алеутских островов. Он прошел к Командорским островам и определил с помощью астрономических наблюдений положение островов Беринга и Медного, а затем направился вдоль Алеутской гряды, где проводил те же исследования. Несмотря на неблагоприятные условия погоды, частые туманы и штормы, Головнину удалось описать острова Атту, Тихниняк (из Шумагинской группы), Укамок (остров Чирикова), Ситкинак (близ острова Кадьяк) и др. На острове Кадьяк была проведена гидрографическая опись Чиниакского залива и составлена подробная его карта. Так же, как и Лисянский, Головнин описал природные условия острова, изучил экономические возможности, быт и культуру его жителей.

В. М. Головнин посетил Калифорнию и составил географическое описание страны, показав ее природные условия с богатыми естественными ресурсами. "Калифорния, — писал он, — есть одна из тех благославенных стран земного шара, на которые природа излила все дары свои, могущие способствовать народному богатству, величию и счастью". Он хорошо понимал, что для того, чтобы вызвать бурное развитие этого края, необходимы коренные политические преобразования. Головнин отмечал изобретательность и трудолюбие калифорнийцев, верил в их национальное саморазвитие и доказывал, что индейцы по своим способностям не уступали просвещенным народам Европы и Америки.

Отстаивая приоритет русских в исследованиях Калифорнии, Головнин протестовал против притязаний испанцев, которые считали эту территорию своею собственностью. Русские, как отмечал он, первыми исследовали эти земли. Они открыли две большие реки, впадающие в залив Сан-Франциско, которые "испанцам вовсе не были известны, даже и пределов сего самого залива они не знали"; "от мыса Медиосино до залива Троицы находятся 4 больших и три малые реки; на испанских же картах обозначена только одна, под именем Рио-де-лас-Тортолас (река Горлиц). Сие явно показывает, сколь мало страна сия известна испанцам; между тем они делают на оную притязание, как на свою законную собственность!".

Он выступал также против колониальной политики Испании, которая держала в повиновении и рабстве индейцев Калифорнии, а когда встретился с местным населением в Сан-Франциско, то еще сильнее возвысил свой голос в их защиту. Он сравнивал взаимоотношения русских и испанцев с индейцами и отмечал, что взаимоотношения первых построены на дружбе и человечности, переходящей порой в родственные, испанцы же были в постоянной вражде с местными жителями.

"Дружеское расположение сего парода, — писал Головнин, — до сего времени продолжающееся к русским, явно свидетельствует, что они не насильно завладели сею землею. Русские промышленники по одному и по два ходят стрелять в леса диких коз, часто ночуют у индейцев и возвращаются, не получив от них ни вреда, ни обиды. Напротив того, испанцы в малом числе и без оружия показаться между ними не смеют, иначе все будут убиты. Индейцы сии охотно отдают дочерей своих в замужество за русских и алеут, поселившихся у них; и в крепости Росс теперь их много. Через сие составлялись не только дружество, но и родственные связи".

Местные племена, испытывающие варварское отношение со стороны испанцев, искали защиты у русских. Но этому не суждено было осуществиться. Царское правительство боялось свободного заселения земель даже в Сибири. На западное побережье Северной Америки стали претендовать США. После изгнания испанцев они заняли эти территории, коренное же население было почти полностью уничтожено.

С большой симпатией Головнин описывает жителей Гавайских островов, где он выполнил обширную программу исследований и дал их географическое описание. Особый интерес он проявил, так же, как и при изучении других племен, к общественному устройству гавайцев, их культуре и обычаям.

На Марианских островах Головнин определил правильное положение главного острова Гуахам (Гуам), помещенного на карте Арросмита 58 милями восточнее, и составил планы лучших гаваней на острове Айры.

5 сентября 1819 г. "Камчатка" бросила якорь на Кронштадтском рейде, завершив кругосветное плавание в два года и десять дней. Двухтомным сочинением о своем плавании на "Камчатке" в 1817—1819 гг., вышедшим в 1822 г., В. М. Головнин умножил научные открытия и достижения русских мореплавателей.

Его работа представляла собой сводку подробных гидрографических описаний всех мест, посещенных "Камчаткой" и вместе с его дневником являлась важным пособием в кораблевождении для мореплавателей. Головнин использовал в своем труде наблюдения и исследования других моряков, считая особенно ценными сочинения Ванкувера, Крузенштерна, Лисянского, Васильева. Он развивал методику описания берегов с помощью байдар (в особенности побережий в северной части Тихого океана и островов) и подчеркивал в своей работе, что открытие островов "не должно представлять одним только нечаянным или счастливым случаям, но можно отчасти также руководствоваться некоторыми правилами: все острова на сем море суть верхи гор, возвышающиеся из моря и большая часть из них, лежит грядами по направлению выдавшихся от матерой земли гористых мысов".

Так, например, он считал, что Камчатка является продолжением Курильской гряды, полуостров Аляска — Алеутских островов и т. д. Головнин пытался систематизировать знания о постоянных течениях в океане, но они были еще не полны и отрывочны. Он высказал мнение о том, что постоянное течение в проливах Алеутских островов имеет направление к югу, в сторону экватора, и объяснял это явление относительной замкнутостью Берингова моря и наличием притока сточных вод.

из фондов КГКУ ККОМ

Петропавловское церковное училище, 1865-1900 гг. из фондов КГКУ ККОМ

Открытие церковного училища в Петропавловске

Летом 1865 года архиепископу Иннокентию было отправлено представление об открытии в Петропавловске церковного училища. Учителем назначался соборный дьякон И. Малахов, который к тому времени занимался обучением детей духовного звания. В случае отлучки или болезни его мог заменить соборный дьякон А. Черных.

Наконец состоялось долгожданное событие: 16 августа 1865 года в Камчатском Петропавловском соборе была совершена божественная литургия в честь открытия училища, а с сентября 1865 года начались занятия.

На 1 января 1866 года в [Петропавловском церковном] училище обучались 13 мальчиков и 12 девочек под руководством И. Малахова. Занятия были самые обыкновенные: с уроками и переменами, с экзаменами и каникулами и, конечно, с оценками. Только оценки в школьных свидетельствах были непривычными для современных школьников: "хорошо", "порядочно", "не худо". Дети находились в школе ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, по пять часов в день, до и после полудня. В летние месяцы ученики увольнялись от учения для помощи родителям по хозяйству и отдыха. В учебное время дети осваивали чтение по церковной и гражданской печати, краткий катехизис, священную историю, церковное пение, письмо, молитвы, а по мере успехов — первую часть арифметики, счисление на счетах и прочие науки.

10 января 1872 года это учебное заведение было изъято из ведения духовенства и по желанию городского управления передано в ведение городского общества.

1 сентября 1893 года — преобразование в Петропавловское городское одноклассное училище.

В 1900/01 учебном году — преобразование в Петропавловское городское двухклассное училище.

1 сентября 1908 года — преобразование в Петропавловское городское четырехклассное училище (которое было "единственным учебным заведением в области, где дети могли продолжать свое образование по окончании начальной школы").

1 января 1913 года — преобразование в Петропавловское высшее начальное училище.

1 декабря 1922 года — переименование в Петропавловскую советскую школу II ступени, которая со следующего учебного года стала пятигодичной.

При Петропавловском городском училище существовали:

— интернат для учеников из других населенных пунктов Камчатки — с 8 октября 1910 года по 19 апреля 1919 года;

— двухгодичные педагогические курсы для подготовки учителей — с 20 сентября 1911 года по 1 мая 1919 года.

из энциклопедии

Остров Верхотурова. из энциклопедии

Остров Верхотурова

Остров Верхотурова находится в северо-западной части Берингова моря, в Карагинском заливе. Длина острова — 3.5 км, ширина — 0,5 км. Расстояние до мыса Ильпинский на одноимённом полуострове на север — 21 км, до мыса Голенищева на острове Карагиский на юг — 39,2 км.

Остров имеет всхломленную поверхность, над которой возвышаются три верши ны, высота наибольшей из них — 367 м. Берега острова преимущественно высокие, скалистые и обрывистые. В южной части остров понижается и образует невысокое плато с обрывистым берегом, закачивающимся м. Южный и Юго-Восточный. Северный берег острова низкий, с песчано-галечным пляжем. У большинства мысов от острова стоят кекуры и рифы.

На береговых обрывах и крутых склонах гнездятся 14 видов морских колониальных птиц: глупыш, берингов баклан, тихоокеанская чайка, моевка, тихоокеанский и очковый чистики, толстоклювая и тонкоклювая кайры, белобрюшка, большая конюга, конюга-крошка, топорок, ипатка, обыкновенная гага. Общая численность этих видов птиц достигает 250–300 тыс. пар. На скалистых склонах гор острова гнездится сапсан. На пролете и кочевках встречаются белая сова и белоплечий орлан. У м. Южный на камнях-островках размещается лежбище сивучей, численность которых определялась в 1982 г. в 1 300 особей, в 2004 г. — 90, в 2010 — 250 особей. На рифах вокруг острова формируются лежбища ларги. Численность ее достигает 400–600 особей. Летом 1979 г., впервые с конца XIX в., на северной стороне острова образовалось лежбище тихоокеанского моржа. Тогда его численность достигала более 1 тыс. особей, но с 1994 г. (учтено 455 животных) численность неуклонно падала: в 2002 г. здесь встречено только 137 животных, а в 2009–2012 гг. наблюдатели отмечают полное отсутствие моржей на этом лежбище.В холодный период года в прибрежных водах о. Верхотурова встречаются акиба, крылатка и лахтак. На острове постоянно обитают полевка-экономка, горностай. Исключительный интерес для науки представляет факт существования на острове микропопуляции белого песца.

Поверхность острова покрыта травяно-кустарничковой и кустарниковой растительностью. Флора острова отличается большим богатством и содержит 285 видов сосудистых растений, относящихся к 145 родам и 53 семействам. Отмечены виды, занесенные в Красную книгу Камчатки: ива овальнолистная, родиола розовая, горечавка простертая, одуванчик Тамары и другие.

16 августа 1976 года — во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 11.04.1975 г. организован заказник областного значения "Остров Верхотурова" Олюторского района. О. Верхотурова входит в число ключевых орнитологических территорий глобального и регионального (общеазиатского значения) по программе "Ключевые орнитологические территории".

Памятник природы образован в 1981 году по представлению сотрудников Управления охотничье-промыслового хозяйства. Природоохранительная задача продиктована необходимостью охраны уникальных гнездовий морских колониальных птиц острова (в соответствии с советско-японской и советско-американской конвенциями по охране перелетных птиц), островной популяции белого песца и лежбищ морских зверей: моржа, сивуча, ларги, а также среды обитания животных. Научная задача основывается на эталонном значении всего уникального фаунистическо-флористического комплекса этого острова. Исключительный интерес для науки представляет факт существования на острове Верхотурова микропопуляции белого песца.

из энциклопедии

Река Белая. из энциклопедии

Заказник "Река Белая"

Река Белая — левый приток реки Пенжиной бассейна Охотского моря (залив Шелихова), длина реки — 304 км. Река образуется из слияния рек Пенжинского района Пальматкина и Эссовеем. Берет начало и протекает до среднего течения по низменности Парапольского дола, далее разделяет в средней части Пенжинский хребет и впадает в реку Пенжина.

Вдоль реки Белой произрастают высокоствольные леса, состоящие из лиственницы, чозении с примесью ольхи, ивы и кедрового стланика. В подлеске — красная смородина, жимолость и шиповник. Этот приречный лес — урему — окружают кустарниковые и кочкарниковые мохово-осоковые тундры, где гнездятся разные виды куликов, белые куропатки, краснозобые гагары, лапландские подорожники и многие другие. В самой уреме гнездятся овсянки-ремезы, малые дрозды, лутки, гоголи, гнездящихся в дуплах, и другие птиц лесной зоны. Здесь, на одной территории встречаются представители двух разных авифаун — тундровой северной и сибирской лесной. Долина реки Белой — места обитания восточносибирского лося, кречета, белоплечего орлана, беркута, чеглока, ястреба-тетеревятника.

16 августа 1976 года — решением Камчатского облисполкома № 15–22 организован заказник областного значения "Река Белая"

Памятник природы был образован в целях охраны объектов животного мира, прежде всего колымского лося, акклиматизированной в 1960-х гг. ондатры и американской норки, а также водно-болотных и хищных птиц и среды их обитания. Попытки вселения ондатры закончились неудачей. Долина р. Белой — место обитания крупнейшего представителя своего вида — колымского лося. Р. Белая — левый приток р. Пенжина бассейна Охотского моря (впадает в зал. Шелихова), длина реки —304 км. Образуется при слиянии рр. Пальматкина и Эссовеем. Берет начало и протекает до среднего течения по низменности Парапольского дола, далее разделяет в средней части Пенжинский хребет и впадает в р. Пенжина. Памятник природы расположен в нижнем течении р. Белая на протяжении 20 км от слияния с р. Пенжина и включает все острова на этом отрезке русла. Вдоль р. Белая и на ее островах в нижнем течении произрастают высокоствольные леса (кулисные древостои вдоль речных пойм) из тополя и чозении с примесью ольхи и ивы. В подлеске — красная смородина, жимолость и шиповник. Пологие предгорья и шлейфы гор на границе с Парапольским долом заняты опоясывающими горные склоны до высоты 100–150 м кустарниковыми сообществами с доминированием кедрового стланика, ольхи кустарниковой и березы топыренной, в низинах и на водоразделах распространены лишайниковые кочкарные и мохово-осоковые тундры, озера и обширные болота. Здесь на одной территории встречаются представители двух разных авифаун — тундровой северной и сибирской лесной. Исследованиями установлено, что на территории памятника природы встречаются занесенные в Красную книгу Камчатки и Красную книгу России птицы: тетеревятник, беркут, белоплечий орлан, белая сова, орлан-белохвост, кречет, сапсан, горный дупель. В р. Белая встречается ряд видов рыб, занесенных в Красную книгу Камчатки: востряк, пыжьян, чир, пенжинский омуль, камчатский хариус, голец Леванидова.

Также в этот день

16 августа 1930 года окрисполком принял обязательное постановление "О введении всеобщего начального обязательного обучения" с 1930/31 учебного года для детей в возрасте от восьми до десяти лет. В этом году это требование не распространялось на детей и подростков "кочующего населения". Родителям городских ребятишек, отказывавшимся посылать своих чад в школу, грозил сторублёвый штраф или месячные принудительные работы.

16 августа 1933 года состоялось объединённое заседание бюро обкома ВКП(б), президиума облисполкома и облККРКИ. Оно констатировало совершенно неудовлетворительное состояние жилищно-коммунального строительства и признало наличие острого жилищного кризиса в городе. Принят ряд решений, направленных на ликвидацию такого положения. Жилищное строительство объявлено "сверхударным", а его программа на 1933 г. должна быть "обязательно выполнена во что бы то ни стало". 

16 августа 1949 года в состав флота включены буксирные катера № 88, 89, 94, 97, баржа "Гижига" (500 т), четыре малых баржи и один плашкоут.

16 августа 1953 года в Эссо по трансляционной сети в течение пяти минут транслировалась иностранная радиостанция. Работник райконторы связи, ведущий трансляцию (член КПСС), плохо знал правила службы радиостанции; исполняя обязанности начальника трансляционной сети, являлся политически малограмотным "и не мог различить советскую радиопередачу от иностранной". Виновного отстранили от работы, отмечает В. П. Пустовит. 

16 августа 1964 года в Петропавловске открылся новый стадион — "Водник". В день открытия состоялся матч футболистов добровольных спортивных обществ "Водник" и "Динамо". Первый удар по мячу сделал почётный болельщик В. Г. Бурула. Личное первенство Петропавловска выиграл работник отдела технического контроля СРВ В. Берёзов. Мастерами спорта стали: по пулевой стрельбе В. Кошкарёв, по лыжам В. Головченко, по боксу В. Янышевский и Г. Мясников.

16 августа 1996 года — постановлением главы администрации Корякского автономного округа № 153 зарегистрировано ЗАО "Модус". 

231409
18
112