В Якутии выясняют причины ДТП с участием автобуса, в котором находилось 32 человека
10 сентября, 21:50
Выставку "Улица Дальнего Востока" в рамках ВЭФ посетили 43 тысячи человек
10 сентября, 21:45
Погода на Камчатке 11 сентября: дожди и сильный ветер
10 сентября, 20:30
Россиянам назвали самый простой способ экономии на услугах ЖКХ
10 сентября, 19:15
Кaмчатские пожарные тренировались тушить дом престарелых
10 сентября, 17:59
В СССР дети разгадывали эти загадки без труда, а вы справитесь с ТЕСТом?
10 сентября, 17:55
Выпускница программы "Муравьев-Амурский 2030" стала замминистра образования Камчатки
10 сентября, 17:00
В камчатском Елизове выявлены грубые санитарные нарушения во фруктовых ларьках
10 сентября, 16:44
Глава Камчатки призвал создавать оздоровительные лагеря в отдалённых районах полуострова
10 сентября, 16:03
Камчатская гидрометеорологическая служба отметила 90 лет со дня основания
10 сентября, 15:36
Около 26 тысяч услуг оказал Центр "Мой бизнес" за 5 лет работы на Камчатке
10 сентября, 14:40
Российский малый бизнес почувствовал интерес к инвестициям
10 сентября, 14:40
Обучающий семинар "Региональные бренды России – новые точки роста" пройдет на Камчатке
10 сентября, 14:04
Дмитрий Коростелев: ВЭФ помогает Камчатке развивать базовые отрасли экономики
10 сентября, 13:18
Камчатский парламент рассмотрит два законопроекта в интересах многодетных семей
10 сентября, 13:02
Выпускница программы "Муравьев-Амурский 2030" стала замминистра образования Камчатки 10 сентября, 17:00
Около 26 тысяч услуг оказал Центр "Мой бизнес" за 5 лет работы на Камчатке 10 сентября, 14:40
Российский малый бизнес почувствовал интерес к инвестициям 10 сентября, 14:40
Обучающий семинар "Региональные бренды России – новые точки роста" пройдет на Камчатке 10 сентября, 14:04
Дмитрий Коростелев: ВЭФ помогает Камчатке развивать базовые отрасли экономики 10 сентября, 13:18
Камчатский парламент рассмотрит два законопроекта в интересах многодетных семей 10 сентября, 13:02
Образовательные учреждения Камчатки и бизнес объединились для подготовки кадров для судоремонта 10 сентября, 12:10
В сентябре на Камчатке пройдёт бесплатное обучение для бизнеса 10 сентября, 11:30
Крупный алмаз ювелирного качества добыли в Якутии 10 сентября, 11:20
Глава Камчатки поручил отработать правила перевозки рыбы в крае 10 сентября, 10:40
Атомный подводный крейсер "Генералиссимус Суворов" вернулся на Камчатку из похода 10 сентября, 09:40
Интервью с Георгием Толорая о роли и месте России в Северо-Восточной Азии 9 сентября, 23:35
"Единая Россия" одержала уверенную победу на выборах всех уровней в Камчатском крае 9 сентября, 16:58
Еврейская автономная область на ВЭФ-2024: как это было 9 сентября, 14:15
За выборами в артели "Колхоз Красный труженик" на Камчатке можно будет смотреть онлайн 9 сентября, 14:11

Камчатка 12 августа: первый автопробег и борьба за чистоту

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Большерецкий острог, XVIII век взято из книги А. А. Смышляева "Популярная история Камчатки от древности до 1917 года".
Большерецкий острог, XVIII век
Фото: взято из книги А. А. Смышляева "Популярная история Камчатки от древности до 1917 года".

Прибытие Василия Качанова на Камчатку

В 1718 году судном прибыли на Камчатку посланные из Якутска трое детей боярских приказчиков во все остроги, а именно: Иван Уваровской в Нижней острог, Иван Порогов в Верхней острог, а в Большерецкий Василей Качанов.

Василию Качанову, отправившемуся из Охотска 12 августа 1718 г., поручено было управление всей Камчаткой и устройство города на Большой реке, как в самом удобном месте для якорной стоянки и зимовки приходящих из Охотска судов, отмечал А. С. Сгибнев. 

Кроме того, ему было приказано со служилыми, посланными с ним из Якутска, и большерецкими казаками построить в удобном месте крепость, где хранить со всех острогов ясачную казну до отправления ее в Якутск, казенное имущество и содержать аманатов. 

Качанову также было предписано ясаки отправлять со служилыми и мореходами в Охотск; а самому оставаться в Камчатке до особого распоряжения, чего прежде никогда не делалось. До него все прикащики отправлялись в Камчатку за ясачным сбором обыкновенно осенью, и, пробыв там зиму, возвращались весною, чтобы лично представить ясак в Якутск. 

Приняв в свое управление камчатские остроги, он, в видах приобретения у камчадалов привязанности к себе и доверия, выпустил из Большерецка давно содержавшихся там в казенке крепко закованных Воровского острожка (получившего название по частым изменам живших в нем камчадалов) двух аманатов Киврю и Купку, которых камчадалы слушались и держались умом к злодуме и измене по их великим умам. 

Воротившись из плена и узнав от своих родовичей о разных притеснениях от русских, они вздумали отомстить им и возмутили камчадалов, которые сперва убили сборщика Степана Чаплина с 4-мя человеками, а собранные им ясаки разделили между собою; потом убили двух служилых, посланных Качановым за сбором с камчадалов белой травы, кипрею и всяких кормов, что до настоящего времени делалось в год по нескольку раз. 

После того камчадалы хотели идти на р. Ичу, сжечь судно, на котором прибыл Качанов, и убить оставшихся при нем людей; но Качанов, узнав об их замысле, послал из Большерецкого острога на Воровской острожек сына боярского Мухоплева с 30 вооруженными казаками. Ему поручено было уговорить иноземцев принять по-прежнему подданство и выдать отпущенных к ним аманатов; если же они на это не согласятся ласковыми убеждениями, то усмирить вооруженною рукою. 

Мухоплев по прибытии к ним потребовал выдачи выпущенных аманатов, как главнейших изменников; но иноземцы согласились лучше умереть, нежели подвергнуть своих однородцев томительному заточению в остроге. Не видя более возможности уговорить их, Мухоплев начал громить камчадалов огнестрельным оружием. "Три острога их разорены и сожжены, а люди почти все перебиты. Казаков у Мухоплева убито три человека, многие ранены. У убитых камчадалов взят 21 соболь из числа ясаков, собранных Чаплиным, но, главное, спасено судно и его команда". 

При отправлении осенью 1719 г. в Охотск судна (на этом судне большерецкие служилые послали с мореходом несколько соболей для покупки Нового Завета для большерецкой церкви), послан из Камчатки в Якутск донос на Качанова, что причинами измены на р. Воровской были безрассудные его распоряжения: во-первых, данная свобода двум аманатам, которые постоянно руководили соотичей к восстанию и, во-вторых, отправление для своих выгод двух казаков за поборами. А как по заведенному в Камчатке обычаю всякий прикащик, подвергавшийся доносам, лишался права на управление и имение его конфисковалось до исследования, то казаки своевольно распорядились посадить Качанова в тюрьму и забрать себе его пожитки. 

Однако Качанову удалось спастись от заключения бегством, а мятежники были впоследствии взяты в Тобольск, где жестоко наказаны. Главный зачинщик был казак Попов. Таким образом предположенное устройство города и крепости в Большерецке оставалось без исполнения.

из фондов КГКУ ГААК

Пристань Добровольного флота в Петропавловске, 1900 год. из фондов КГКУ ГААК

Сумасшедшая поездка "сумасшедшего" уездного начальника

12 августа (30 июля) 1905 года Антон Петрович Сильницкий (государственный служащий, журналист, петропавловский уездный начальник (1903-1904) и Вячеслав Ростиславович Векентьев (начальник обороны Камчатки в русско-японскую войну 1904-1905 гг., впоследствии чиновник по особым поручениям при губернаторе Камчатской области) с семьями (у Сильницкого — жена и трое детей, у Векентьева — жена и двое детей) были посажены на прибывший из Америки пароход "Минеола" для отправки в Охотск. 

Незадолго до этого Сильницкий был обвинён в сумасшествии — такой диагноз ему поставила часть местной элиты (чиновники, торговцы и даже духовенство). Конфликт произошёл на почте несовпадения интересов. Антон Петрович упорядочил работу пушного аукциона, чем пополнил бюджет уезда, но нанёс ущерб коммерческим интересам местных торговцев-перекупщиков. Часть средств, вырученных на аукционе, была направлена на закупку во Владивостоке товаров для местного населения. В видах борьбы с пьянством, запретил деятельность кабаков в Петропавловске. Отменил сложившуюся коррупционную практику привлечения местных торговцев к сбору ясака (податей) с коренного населения. Также отменил каюрную повинность (согласно которой коренное население должно было предоставлять торговцам нарты и собачьи упряжки).

Летом 1904 в Петропавловск прибыл уполномоченный министра внутренних дел и наместника императора на Дальнем Востоке, начальник Командорских островов Н. А. Гребницкий, который поддержал версию о сумасшествии Сильницкого и нервном расстройстве Векентьева. 

На этом же пароходе уезжал и Гребницкий (Начальник Командорских островов). Выгрузка с парохода в Охотске производилась на открытом рейде на катер с последующим заходом его в реку. Предстояло пройти через Охотский бар. Так называется обычное для многих рек предустьевое мелководье, где даже в спокойную погоду образуются крутые высокие опасные для мелких судов волны. А погода как раз была свежая.

Прибывший из порта на паровом катере лоцман и сопровождавшие его казаки заявили Гребницкому, что проход через бар теперь опасен. В ответ короткое: "Не ваше дело". На более безопасный катер сели переезжавшие в Охотск приказчики Камчатского торгового общества, которых даже снабдили пробковыми поясами, а всех Сильницких и Векентьевых погрузили на шлюпку без каких-либо спасательных средств. При проходе через бар буксирный канат порвался, и суденышко завертело в волнах. С большим трудом удалось опять взять его на буксир. Только чудом эта высадка обошлась без человеческих жертв. От опасных свидетелей надо было во что бы то ни стало избавиться, а обстановка для этого была здесь подходящей: все можно было списать на море!

Из Охотска Сильницкий один, без семьи, с большими трудностями, на собаках и оленях добрался до Иркутска. Там его обследовали врачи и, конечно, установили, что он вполне здоров. Его попытки обратить внимание властей на творившиеся на Камчатке преступные дела наталкивались на чье-то противодействие в столичных верхах. К тому же шла война и властям было не до Камчатки. Вернувшись в Хабаровск, Сильницкий опять приступил к работе редактором "Приамурских ведомостей".

essobmr.ru

Быстринский район. essobmr.ru

Образование Быстринского района

12 августа 1926 года под председательством Бауэрмана прошло заседание Камчатского окружного революционного Комитета в Петропавловске-Камчатском, где и был образован Быстринский ламутский район.

В 1926-1927 годах население Быстринского района составляло 469 человек.

В 1937-1940 годы население по сельским Советам составляло:
Анавгай — 141 человек
Кекук — 126 человек
Лаучан — 98 человек
Тваян —134 человека
Эссо —224 человека
Крапивная — 41 человек
Всего — 764 человека.

Вот как район описывали в те годы: "Районный центр образован в 1932 году на месте временной стоянки кочевого населения под названием Эссо (иссо — лиственница).В районном центре десять домиков. В основном в них размещены районные административные органы: райисполком, райком КПСС, радиостанция, больница и школа.

Населенные пункты расположены в верховьях рек удобных для промысловой охоты, пастьбы оленей, рыбной ловли. Население ведет полукочевой образ жизни. Постепенно осевшее население втягивается в огородничество, сенокошение и другие виды работ.

Почтовое сообщение в районе поддерживается летом вьючными лошадьми через перевалы до реки Камчатка — 80 км, оттуда 350 км вниз по реке до Усть-Камчатска и далее пароходом. Телеграфно-телефонной связи нет. 

В районе впервые была открыта школа в юрте и насчитывала не более 10 человек, а в 1926 году уже была выстроена школа. В 1932 году в связи с ростом числа учащихся выстроили еще одно школьное здание (ныне — здание администрации) — 7-ми летнюю школу, в которой училось 52 ученика.

В 1933 году в районе работал один фельдшер. В 1934 году штат больницы составил: 1 врач, 2 санитара, всего 5 коек. Колхозное движение возникло в районе с 1932 года.
С 1933 года население стало заниматься посевами (огородничеством) сажают картофель, капусту, морковь, репу, площадь посевов 13 га. В индивидуальном пользовании на 01.01.1938 года население имеет оленей 16.728 голов, лошадей 249 голов.

В 1934 году в школе появилась изба-читальня на 41 человека, в эксплуатацию сдан клуб.

В 1938 году, в июне, для строительства аэродрома выделен земельный участок. В это время в районе идет интенсивное строительство объектов Акоторга, столовой, магазина, пекарни, конюшни, дома связи.

На 1 января 1938 года в районе насчитывается 99 хозяйств из них 580 имели в пользовании от 1 до 1000 голов оленей. В общей сложности население вылавливает в год 320000 штук лососевой рыбы для еды и прокорма собак.

С 1939 года в районе стала работать газета "За колхозную жизнь".

В марте 1939 года в районе начинает работу милиция, суд, прокуратура. Начальником милиции утвержден Д.Д. Шерстнев, народный судья-Руденко И.И. С ноября 1939 года прокурором района работает Молчанов С.И.

Основное направление хозяйства района в 1938-1940 года — оленеводство.
Колхозное движение возникло в районе с 1932 года. С 1933 года население стало заниматься посевами (огородничеством) сажают картофель, капусту, морковь, репу, площадь посевов 13 га.

В индивидуальном пользовании на 01.01.1938 года население имеет оленей 16.728 голов, лошадей 249 голов. В ноябре 1941 года в с. Эссо построен клуб. В 1941 году Анавгайское товарищество впервые в районе освоили парниковое хозяйство.

Количество оленей на 01.07.1943 года — 25.102 головы. 

В годы войны, как и вся страна, район живет по законам военного времени. Во всех отраслях экономики района наблюдается подъем производства.

В 1942 году в бюджет области перечислено 316,3 тыс. руб. В январе 1944 года открыты детские ясли и сад в селе Эссо, с охватом 27 детей.

Быстринцы активно помогают фронту. Только за первых три года войны было собрано денег 621 822 руб., сдано облигаций госзаймов в фонд обороны 106 209 рублей. Отправлено на фронт более 4,5 тыс. шкур различной пушнины

После войны, 1945 год — в районе проживает 1250 человек. С тех пор население района растет и в 1933 году в районе насчитывается 3184 человека.

С ростом населения расширялись и села района, строились школы, жилье, больницы. Уже в 70-ые годы на одного жителя приходилось 9,5 кв. м. жилой площади, в 90-ые годы — 16 кв. м.

из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова.

Автопробег 1936 года. из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова.

Первый автопробег на Камчатке

Первый в истории Камчатки автопробег стартовал 12 августа 1936 г. по маршруту Петропавловск — Елизово — Коряки — Начики — Ленино — Большерецкий совхоз — рыбокомбинат имени Микояна (позже Октябрьский), отмечал В. В. Бооль. 

В составе колонны было десять автомашин: три полуторки, одна полутонка, остальные типа "пикап". Задача пробега доказать возможность развития автотранспорта на Камчатке. Машины шли с грузом почты и подарков для рыбаков-стахановцев. 

К началу пробега в Апаче подготовили пять батов и доски для плотов, сделали пристань и выставили дежурных. Большерецкий совхоз имени Блюхера тоже подготовил переправу через реку. 

В день старта автоколонна прибыла в село Начики, затратив на переход восемь часов, в том числе два часа на переправу через реку Плотникова. 14 августа, в девять часов вечера, колонна вошла в Большерецк. Автомобиль здесь видели впервые. 

17 августа Начики вновь принимали участников пробега. Кузова машин завалили свежими овощами капустой, редькой в дар жителям Петропавловска. Весь маршрут занял пять с небольшим суток — пятьдесят ходовых часов (туда тридцать три часа). Машины отлично прошли даже по тундре. 

"В Петропавловске укоренилось мнение о невозможности максимального использования автотранспорта за чертой города, — рассказывал командир пробега Николай Николаевич Анисимов корреспонденту газеты "Камчатская правда". — Утверждали, например, что нельзя доехать на автомашине даже до села Халактырки. Вздорность подобного утверждения мы легко опровергли, когда ранней весной, только начал сходить снег, благополучно прибыли в этот пункт. Правда, мы должны были применить в пути некоторые подсобные средства. Но где их не надо применять!? Кое в чём убедили и наши рейсы в Начики. Не скажем, что они проходили в благоприятных условиях. Они требовали исключительной сообразительности и сноровки водителя машины, но дорога в Начики нам уже не страшна. Достаточно сказать, что в прошлом году мы проезжали от Петропавловска до Начик за двенадцать часов, а в текущем только за пять. 

Автопробегом мы хотим ещё раз опровергнуть вздорность утверждения о невозможности использовать автомобиль на пути в Большерецк. Весьма возможно, после пробега встанет вопрос об эксплуатации автотранспорта на этом участке протяжённостью двести пятьдесят километров. Мы не стремимся к установлению какого-либо рекорда. Наш пробег преследует лишь сугубо практические цели связать берег Тихого океана с берегом Охотского моря". 

Водитель одной из машин Михаил Петрович Дорохов вспоминал: "В 1930 г. ехал по этой дороге на телеге из Большерецка. Мужики из Апачи и Ленино удивлялись как проехал?" 

Стало ясно главное — дороги Камчатке нужны без промедления, но строительство автотрассы Петропавловск-Мильково завершилось только в 1967 году, дорогу до Большерецка открыли ещё позже.

из энциклопедии

Корякский вулкан. из энциклопедии

Исследование Корякского вулкана в 1936 году

В августе 1934 года было организовано восхождение на Корякский вулкан, с целью исследования кратера.  

С. В. Гаврилов пишет, что 12 августа 1934 года в шесть утра освободилась от облаков вершина Корякского вулкана. Этого и ждала группа восходителей из ОПТЭ в составе Стеблича, Полякова и Коптелова. Они двинулись вперёд, и к началу третьего часа дня вершина покорилась. 

Участники восхождения пробыли на ней два часа, расписались на камне, сделали несколько фотоснимков. Кратер исследовать не получилось, "так как на том месте, где был кратер, шла пурга". Спуск с высоты прошёл по северо-восточному склону и занял всего пятьдесят минут. "Мы, — рассказывал Стеблич, — тормозя палками, катились, как на лыжах. Кошки скользили легко. Спуск был проведён удачно".

Действующий вулкан Корякская сопка (Стрелошная сопка) — истинный красавец, который своим ростом превосходит все остальные вулканы в Авачинской группе, высота его 3456 м. Это типичный стратовулкан, имеющий правильную классическую форму конуса. На вершине конуса в юго-западной части его расположен современный кратер диаметром 180-200 м и глубиной всего 20-30 м. В северной части вершины находится древний кратер, заполненный в настоящее время мощным ледником. Конус вулкана запоминается ещё и потому, что на нём хорошо заметны глубокие врезы, даже если они покрыты снегом.

Корякский и Авачинский представляют собой великолепную панораму местности, хорошо видны за десятки километров.

Наиболее активная деятельность Корякского вулкана совпадала с Авачинским, то есть происходила 7 и 3,5 тыс. лет назад.

Вулкан Корякская сопка имеет и свои особенности. Они заключаются в том, что он очень редко находится в активной стадии. В отличие от своего неутомимого соседа Авачинского вулкан Корякский в историческое время пробуждался только трижды — в 1895-1896 гг., в 1956-1957 гг., в 2008 г. и по сегодняшний день действует, да и то его деятельность весьма умеренна.

из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова.

Улица Большая в Петропавловске, 1920 год. из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова.

Борьба за чистоту

В. П. Пустовит отмечал, что 12 августа 1920 года в печати появляется обязательное постановление Городской Думы о порядке содержания в чистоте улиц, площадей, тротуаров и сточных канав. Все это "лежит на обязанности домовладельцев на всем протяжении участка", а также за счет ведомств, занимающих казенные здания. 

"Очистка улиц и тротуаров должна быть производима рано утром, причем сметаемый сор, нечистоты и всякий навоз должны быть складываемы в кучи и вывозимы ежедневно на указанное Управой место". 

Строго воспрещается: разбрасывать по улицам строительный мусор, грязь, навоз, сор из сточных канав, "другие отбросы со дворов, могущие при гниении заражать воздух"; устраивать свалки в оврагах и на берегу бухты; выливать в ключи помои и прочие жидкие нечистоты; "останавливаться на улице возле заборов и домов для отправления естественных надобностей". 

Торгующим на городских улицах в будках и лавках предписывалось "соблюдать чистоту, как в содержимых ими помещениях, так и в окружности их".

из фондов КГКУ ГААК

Здание Камчатского облисполкома, на чердаке которого размещался архив. из фондов КГКУ ГААК

12 августа 1924 г. Камчатский губернский революционный комитет издал обязательное постановление о передаче всех документальных материалов, находящихся в распоряжении частных или должностных лиц, в губернский архив. Данным постановлением были заложены основы работы по формированию архивного фонда края.

из журнала Вопросы истории Камчатки. Выпуск 3

На канонерской лодке «Магнит» в 1922 году в Петропавловске. из журнала Вопросы истории Камчатки. Выпуск 3

12 августа 1924 года в Петропавловск зашло судно "Магнит", отмечал С. В. Гаврилов. Вес данного судна составлял 900 тонн, был построен для обслуживания Владивостокской крепости в качестве тральщика крепостного минного батальона в 1911 г. Корабль длиной 33,6 м был вооружен двумя орудиями небольшого калибра. 

Вместо ожидаемого экспедиционного отряда на нем прибыл промысловый надзор в составе 12 человек. Опасения большевиков насчет вооруженного захвата власти были не столь уж и неосновательны. Так, после прихода "Томска" выяснилось, что его капитану "было предложено посадить сто пятьдесят человек вооруженного отряда, так называемых “бочкаревцев” (по имени командира есаула В. И. Бочкарева), для высадки их в Петропавловске и, главным образом, в Охотске". По словам "заслуживающего доверия лица", командование судна и пассажиры "протестовали против посылки на Камчатку каких бы то ни было вооруженных отрядов. Какой результат был по этим ходатайствам, неизвестно, так как “Томск”, не дождавшись посадки отряда, ушел на Камчатку". 

Также в этот день

12 августа 1928 года за Култучным озером состоялось массовое гуляние горожан. Проводились спортивные состязания по волейболу и футболу, бегу и стрельбе, небольшое представление — "инсценировка на воздухе". Играли струнный и духовой оркестры, работал буфет "по дешёвке". 

12 августа 1928 года шёл сбор средств в помощь пострадавшим от наводнения в Дальневосточном крае. Медработник В. Ц. Пересвет-Солтан сдал три рубля. Некто Бобраков по вызову Васильева внёс пять рублей и в свою очередь вызывал Юхно, Чикалина, Лимберга и Уткина. Городские комсомольские ячейки провели трудовой субботник по погрузке и засыпке портовой полосы камнем. Заработанные ими сто восемьдесят рублей также направлены в пользу пострадавших. 

12 августа 1945 года НКРП СССР издал приказ № 22 о принятии имущества близлежащих бывших японских РКЗ компании "Ничиро Гио Гио Кабусики Кайша". Они получили номера 31, 32, 33 и 34. 15 августа 1945 г. для подготовки к сезону 1946 г. их директорами были назначены Т. Г. Коваленко, И. Т. Таран, Я. К. Гребенюк и Н. Г. Климович. Эти заводы в 1945 г. не работали. С момента приемки на каждом, помимо директора, находились несколько рабочих, охранявших предприятия и занимавшихся их инвентаризацией.

12 августа 1952 года началась приемка от ПМТП двух 500-тонных барж. 27 августа их назвали "Паратунка" и "Камчатка".

12 августа 1964 года — решением Корякского окрисполкома № 128 в п. Пенжинской геологической экспедиции создан сельский Совет, выделенный из Манильского сельсовета. Посёлку геологов присвоено наименование — "Первореченский".

12 августа 1967 года судоремонтные мастерские пароходства преобразованы в судоремонтный завод. Руководство предприятия: директор И. Ф. Усок, главный инженер Ф. Ф. Ризов, заместитель директора А. С. Малясов, главный механик Л. Ф. Братков, начальник отдела технического контроля М. К. Денисюк.