В честь Дня рыбака РРПК вручила награды лучшим своим сотрудникам и экипажам
18:45
На Камчатке стартовал Всероссийский студенческий путинный проект "Край света"
18:17
Глава Камчатки поручил продумать возможность ускорения работ на улице Ленинской
17:25
Жителей и гостей Камчатки приглашают на "Праздник бубна"
16:45
Мероприятия по проекту "День цифры" пройдут на Камчатке
14:30
В Петропавловске-Камчатском продолжается ремонт дорожных объектов
13:14
Нескольких миллионов лишились трое жителей столицы Камчатки из-за мошенников
11:27
Чествование "изумрудной" свадьбы прошло на Камчатке
09:45
Камчатка 13 июля: День присоединения Камчатки к России
08:50
Пионерский лагерь в СССР: от "черной руки" до галстука с автографами
08:00
13 июля в календаре: Международный день головоломкм
07:40
Как правильно передавать показания счетчиков, чтобы не переплачивать за ЖКУ
12 июля, 20:55
"Гражданский губернатор, который не управляет силовиками - неверная конструкция"
12 июля, 19:50
Лишь граждане СССР наизусть помнят цитаты из "Иван Васильевич меняет профессию" - ТЕСТ
12 июля, 19:38
Эксперты подтвердили надежность онлайн-платформ для покупки автомобиля
12 июля, 18:55
В честь Дня рыбака РРПК вручила награды лучшим своим сотрудникам и экипажам 18:45
"Гражданский губернатор, который не управляет силовиками - неверная конструкция" 12 июля, 19:50
Ирина Унтилова: Интересы северян были учтены законом о поправках Налогового Кодекса 11 июля, 15:48
Губернатор ЕАО Ростислав Гольдштейн провёл рабочую встречу с представителями ПАО "Газпром" 10 июля, 15:25
Губернатор ЕАО Ростислав Гольдштейн провёл рабочую встречу с представителями ПАО "Газпром" 10 июля, 15:25
Губернатор Камчатки Владимир Солодов провёл рабочую встречу с мэром города Фуюань 10 июля, 14:16
Водопад наград, мотоциклы для СВО и новая автостанция — политнеделя на Камчатке 10 июля, 12:28
Около 40 камчатских бизнесменов поучаствовало в Неделе социального предпринимательства 10 июля, 10:37
Более тысячи школьников Камчатки приступили к работе в июле этого года 9 июля, 16:44
"Сила России": единороссы Камчатки организовали мастер-класс по стрельбе 9 июля, 15:42
Программа краевого материнского капитала на Камчатке продлена до 2030 года 9 июля, 14:36
Тихоокеанская лососевая путина преодолела отметку в 5 тысяч тонн 7 июля, 14:15
Устойчивое развитие, ESG тренды и их отражение в СМИ обсудят участники МедиаСаммита 2.0 5 июля, 12:20
Ремонт сквера Строителей в Петропавловске контролирует Партийный десант "Единой России" 4 июля, 16:49
Губернатор ЕАО посетил площадку компании "Дальграфит" в Октябрьском районе 4 июля, 13:00

История стадиона "Спартак" в Петропавловске-Камчатском: часть первая

В этом году спортивному сооружению исполняется 65 лет
Первоначальный вид стадиона Спартак из фондов КГКУ ГААК
Первоначальный вид стадиона Спартак
Фото: из фондов КГКУ ГААК

Мало кто помнит, но первый стадион, который появился на привычном уже для жителей Петропавловска-Камчатского месте, во-первых, назвался "Труд", а во-вторых был построен методом народной стройки. И случилось это 65 лет назад, в 1959 году. Об этом рассказала Наталья Сергеевна Гаврилова, научный сотрудник Камчатского краевого объединенного музея, в своей статье "Как в Петропавловске стадион возводили", опубликованной в 2019 году в сборнике "Краеведческие записки. Выпуск пятнадцатый". И сегодня ИА KamchatkaMedia делится с вами этой интересной историей.

Вид на место строительства стадиона до его начала

Вид на место строительства стадиона до его начала. Фото: из фондов КГКУ ГААК

Лето 1959 года. Народная стройка. Тысячи жителей Петропавловска, представители разных профессий, школьники, учащиеся, все — от мала до велика — принимали участие в строительстве крупнейшего спортивного сооружения области. Бюджетные ассигнования на него предусмотрены не были, оно велось частично за счёт средств, отчисляемых профсоюзными организациями, а главным образом, за счёт инициативы и активного участия горожан. Так, бассейновый комитет профсоюза моряков выделил на строительство 60 тыс. руб., базовый комитет Управления тралового и рефрижераторного флота — 50 тыс.

В итоге главный стадион полуострова был построен всего за два месяца! Болотистый пустырь северного берега Култучного озера превратился в крупнейшую спортивную арену Камчатки.

Подготовительные работы начались 29 мая 1959 г., а торжественное открытие стадиона состоялось уже 9 августа того же года. Энтузиасты планировали завершить строительство на несколько дней раньше, к 1 августа, к розыгрышу кубка РСФСР по футболу, но вмешалось капризное камчатское лето: из-за частых дождей затянулась покраска трибун.

Частью спортивного городка должны были стать центральная арена (вместимость трибун для зрителей — свыше пяти тысяч человек), волейбольные, баскетбольные, городошные площадки, секторы для прыжков, метания дисков, копья и ядра, танцевальная площадка, тир, читальный зал, кафе, лодочная станция. Аллею, соединяющую Ленинградскую и Набережную улицы, намеревались украсить клумбами, садовыми скамейками и даже фонтаном.

Комсомольские организации взяли над стройкой шефство. Свой вклад пожелали внести и строительные организации города, коих в то время насчитывалось четыре. Строители треста "Камчатморгидрострой" обязались произвести земельные работы; рабочие "Камчатрыбстроя" изъявили желание возвести восточную и южную трибуны; работники "Камчатскстроя" — северную и центральные ложи. Остальные заботы легли на плечи энтузиастов — жителей Петропавловска разных возрастов и профессий.

Горожане включились в социалистическое соревнование за наибольший трудовой вклад в строительство стадиона. Для коллективов и отдельных тружеников, которые добросовестно отработают на строительстве стадиона не менее 40-50 часов сверх своего рабочего времени, предусматривались награды — почётные грамоты и ценные подарки.

Отличившимся в коллективном соревновании — комплекты спортивной формы, участникам индивидуального состязания — пятьдесят абонементов на право бесплатного посещения спортивных состязаний, десять индивидуальных ценных подарков (фотоаппараты, часы, радиоприёмники). Живописные портреты самых активных участников будут помещены в галерею строителей стадиона. "Отличившиеся в трудовом соревновании будут поощрены по представлению профсоюзных и комсомольских организаций", — писала газета "Камчатская правда", оглашая "Условия социалистического соревнования".

Благодаря страницам главной газеты полуострова "Камчатская правда", мы можем перенестись на шестьдесят лет назад и познакомиться с энтузиастами-строителями главной спортивной арены полуострова.

Николай Ячменев ведет планировку стадиона

Николай Ячменев ведет планировку стадиона. Фото: Газета "Камчатская правда", 28 мая 1959 года

Первыми пришли на народную стройку геодезисты. 26 мая секретарь комсомольской организации облпроекта Николай Ячменев установил на территории будущего стадиона первый разметочный репер. Он, а также начальник изыскательного отряда облпроекта Борис Маслюков и геодезист Ирина Калинина, произвели разбивку стадиона и его будущих сооружений на местности, сделали горизонтальную и вертикальную планировку.

28 мая бульдозерист треста "Камчатморгидрострой" Николай Леонтьевич Аксенюк начал срезку грунта и планировку центральной спортивной арены. 2 июня на стройку вышло уже пять мощных землеройных машин. Примером Аксенюка вдохновились коллеги из "Камчатморгидростроя" Сергей Иванович Гончаров, Владимир Михайлович Панкратов. Рытьем траншей, лотка и водосбора занимались лучшие механизаторы "Камчатморгидростроя" Евгений Фёдорович Карпеев и Дмитрий Андреевич Черва.

30 мая 1959 года состоялся первый массовый субботник.

"Свежесть раннего майского утра. Много солнца, с моря тянет по долине прохладный лёгкий ветерок. И словно горные потоки стекаются к Молодёжному парку группы людей", — так начинается заметка В. Пономаренко "Когда за дело берётся молодёжь".

Явиться нужно было со своим инструментом, однако не все вняли этому совету — многие пришли налегке. Специально для них горпромхоз доставил на место лопаты и ломы. На субботнике активно потрудились около ста человек: работники Камчатского управления гидрометеослужбы, плавмастерской "Фреза", центральной сберкассы, "Камчатморгидростроя".

Молодёжь "Фрезы" вручную углубляла площадку, перемещая излишки грунта на значительное расстояние. Работы шли ежедневно в течение двух недель. Провести их при помощи техники не получалось — бульдозер не смог работать на крутом откосе.

Планировка будущего стадиона

Планировка будущего стадиона. Фото: Газета "камчатская правда", 29 мая 1959 года.png

Подготовка к строительству трибун началась уже 6 июня. Наравне со взрослыми участниками строительства, ученики 6-9 классов средней школы Nº 2 имени Льва Николаевича Толстого копали траншеи под трибуны. Корреспондент "Камчатской правды" отметил, что лучше всех потрудились пионеры Галя Захарчук, Эльвира Каплун, Леонид Новограбленов, Валентин Пустовит, Инна Панюшкина и Маша Филимонова. Ребята работали ежедневно под руководством старшего пионервожатого Бориса Геннадьевича Бедина, классных руководителей Маргариты Михайловны Майоровой, Веры Дмитриевны Бачище и Зинаиды Михайловны Кузнецовой.

Руководитель инициативной группы Гурия Ильич Герц считал, что темпы строительства "не могут никого устроить". А главная беда "в том, что руководители хозяйственных предприятий, в свое время поддержавшие инициативу о строительстве стадиона, не озабочены тем, как идут дела на этой народной стройке". Душой радея о возведении спортивной арены, Герц считал, что работники треста "Камчатрыбстрой" "крайне медлят с разворотом работ": вместо трёхсот двадцати свай к 5 июня забито чуть более десяти.

"Строительные организации не принимают мер к своевременному подвозу материалов, ощущается нехватка леса, камня, гравия".

Также Герц возмущался тем, что не все участники народной стройки приносят с собой инструменты.

Воскресным утром 7 июня в сторону стадиона стройным шагом направилась колонна курсантов мореходного училища из двух сотен человек. Будущие штурманы и механики шли под гордо развивающимся бело-голубым флагом спортивного общества "Водник" в сопровождении звонких мелодий своего духового оркестра. Работа нашлась для каждого: отложив в сторону музыкальные инструменты, оркестранты тоже включились в происходящее.

На одном из самых сложных участков — забивке свай — трудился будущий штурман, чукотский парень Семён Нутали. Роль главного "кашевара" в бригаде осмольщиков свай досталась Юрию Шолохову. Рашид Шагихметов, Владимир Фуряев, Вячеслав Сивунов помогали ему варить смолу в бочке. Перепачканные чёрной смолой, загорелые, они трудились дружно, с шуткой.

О достижениях участников народной стройки можно было узнать из полуденной стенгазеты "Молния" и вечерней радиогазеты. За всеми участниками сооружения спортивного городка каждый день следил зоркий глаз корреспондента. Чаще всего — А. Мясникова — члена инициативной группы.

В информационных выпусках отмечались имена не только добросовестных граждан-строителей, но и "тунеядцев". "Молния" извещала, что в один из воскресников "курсанты Соколов, Величко, Пилипенко до самого обеда катались на тракторе и отлынивали от работы".

11 июня прибыли работники пароходства и морского порта.

Мужчины, не жалея сил, трудились на забивке нескольких десятков свай, а женщины со всей серьёзностью отнеслись к просмолке досок.

За первые две недели вклад в общее дело внесли 1 254 человек, в том числе 728 рабочих и служащих различных предприятий города, 487 школьников и, по невыясненным причинам, лишь 39 спортсменов.

Пароход "Щорс", 1949 г

Пароход "Щорс", 1949 г. Фото: из фондов КГКУ ГААК

13 июня на строительстве трибун работал экипаж парохода "Щорс" во главе с капитаном В. П. Зеньковым. В этот же день трудились коллективы мебельной фабрики, пищекомбината, промкомбината и хлебокомбината. Отстающий участок — южная сторона. Здесь укладывали новый лоток для стока воды. Работы вёл трест "Камчатморгидрострой", управляющий В. В. Каплиев. По вине руководителей треста график строительства не выдерживался.

"Полторы недели назад Каплиев должен был выделить самосвалы для завоза гравия и песка, — сообщала "Камчатская правда", — но до сих пор на стадионе нет ни одного самосвала из треста".

К тому же, как отмечал Г. И. Герц, строители треста сбивали щитки лотка крайне небрежно. Воскресным вечером 14 июня сооружение лотка остановилось, так как на стадион не завезли необходимого количества битума.

17 июня на стройке трудились воины Петропавловского гарнизона — моряки, солдаты и офицеры. Отмечена работа мичмана Назарова, старшины 2-й статьи Никитенко, матроса Соколова.

Строительство многострадального лотка в южной части не возобновилось, поскольку на сей раз закончились гвозди для сбивки щитков.

19 июня на стройку вновь пришли люди в белых брезентовых робах — военные моряки. Передовики народной стройки ровняли футбольное поле, разгружали автомашины и закладывали основание под асфальт. Плотники треста "Камчатскстрой" сооружали трибуны.

Активно включились в дело судоремонтники механического завода. Все они пришли с подготовленными инструментами.

"Бригада, которую возглавил начальник энергопоезда Павел Петрович Тимофеев, состояла из одних только женщин и девушек. Они работают на уборке грунта. Коллектив решил уйти со стройки со званием ударной бригады".

В стороне от народной стройки не остались даже сотрудники треста столовых и ресторанов, а также продавщицы универмага Nº 1: в понедельник 19 июня, в свой выходной, они плели зелёный ковёр аллеи парка, аккуратно укладывая дёрн. В этот же день на стадионе трудились судоремонтники плавмастерской "Нева", стоявшей на рейде Авачинской губы. Бригада из 15 человек поработала на строительстве трибун.

24 июня на футбольном поле пробился родник (стадион возводился на засыпанной родниковой части Култучного озера — прим. редакции) — за устранение течи взялись учащиеся торгово-кооперативного техникума и медицинского училища... Шла третья неделя строительства стадиона.

К концу июня 1959 г. на стройке отработали не менее трёх тысяч комсомольцев. Общими силами к 28 июня завершилась прокладка водосточной траншеи стадиона. В социалистическое соревнование включились средние школы, гидрометслужба, комбинат бытового обслуживания, магазины Nº 1, 3 и 4 Камчатпромторга.

"Но, к сожалению, — писал член инициативной группы А. Мясников в "Камчатской правде" за 28 июня 1959 года, — есть ряд комсомольских организаций, которые остаются в стороне от общего дела петропавловчан. Студенты педагогического института, комсомольцы Госбанка, типографии, суда и прокуратуры, горпищекомбината, детской больницы и горводопровода ещё не работали на народной стройке. Индивидуальные обязательства взяли на себя комсомолец плавмастерской "Фреза" Николай Кущ, штукатур СМУ-6 Тая Ложечкина, работница стройконторы Камчатторга Мария Сотникова. Эти патриоты решили отработать на строительстве стадиона не менее пятидесяти часов".

О том, с какими сложностями пришлось столкнуться народным строителям стадиона и о визите одного из ведущих авторов проекта центрального стадиона имени Ленина в Лужниках Василия Поликарпова — читайте в продолжении нашей истории.