19 марта в Петропавловске-Камчатском открылись гастроли государственного академического Театра имени Евгения Вахтангова. Это первый приезд театра на полуостров. Он проводится в рамках всероссийского гастрольно-концертного плана Министерства культуры по программе "Большие гастроли". На пресс-конференции, посвященной событию, побывали корреспонденты ИА KamchatkaMedia.
На пресс-конференции. Фото: KamchatkaMedia
Открыла встречу министр культуры Камчатского края Оксана Прокопенко. Она не сдерживала эмоции:
— Лично для меня это историческое событие. Театр имени Вахтангова — это один из самых популярных, востребованных и любимых театров России. В его постановках принимают участие наши всенародно любимые артисты и, конечно же, восходящие, начинающие звезды отечественного театра и кино.
Замечательно, что гастроли театра состоялись благодаря федеральной программе "Большие гастроли", которая даёт возможность увидеть в регионах лучшие спектакли лучших театров России.
Я уверена, что наши гости увезут с собой частичку Камчатки, частичку любви к ней, впечатлятся нашей природой, нашими замечательными вулканами, бескрайним океаном…
Сотрудники Театра имени Вахтангова сразу после прилёта на Камчатку. Фото: с сайта Камчатского театра драмы и комедии
Слово директору Театра имени Евгения Вахтангова Кириллу Кроку:
— Мы в первый раз в жизни в 7 утра по Москве проводим пресс-конференцию. И в первый раз в жизни будем играть в 9 утра спектакли. Все наши спектакли, которые будут показаны вашей публике, стали утренними. До такой жизни мы докатились (смеётся — прим. редакции).
Когда мы обсуждали с "Росконцертом", куда поедет Вахтанговский театр, а было около 80 заявок от регионов, увидели среди заявок Камчатку, вдруг поняли, что за свою 100-летнюю историю Вахтанговский театр ни разу здесь не был. И мы постановили: "Едем!". Прошло полгода, и мы у вас в гостях.
Мне кажется, афиша получилась прекрасная. Мы открываем гастрольные показы спектаклем "Крик лангусты" (16+). Юля и Андрей часто с этим спектаклем гастролируют. И я думал — не надо им ехать так далеко, пусть отдохнут. Но Юлия Ильинична откуда-то узнала, что мы собираемся на Камчатку, пришла ко мне в кабинет и говорит: "Нет, пожалуйста, не жалейте нас, мы не хотим отдыхать, мы хотим ехать на Камчатку!". Поэтому спектаклем "Крик лангусты", этой прекрасной, легкой историей мы открываем наши гастроли.
Театральная афиша. Фото: KamchatkaMedia
Второй спектакль, который я очень рад, что вы увидите, это спектакль "Наш класс" (18+) в постановке режиссера Натальи Ковалевой, где играет молодое поколение вахтанговцев. Когда мы открываем предварительную продажу билетов на этот спектакль в Москве (за 2−3 месяца), билеты заканчиваются в течение 30 минут. Тяжелый спектакль, сложная история начала Великой Отечественной войны в Европе. Абсолютно документальный рассказ. Но те, кто придут на этот спектакль, наверное, вспомнят мои слова, что это моменты очищения души человека.
Следующий спектакль был поставлен великим режиссером Римасом Туминасом. Это "Царь Эдип" (16+). Евгений Князев уже здесь, и через несколько дней прилетят все актеры, занятые в этом спектакле. Это и народная артистка России Людмила Максакова, и заслуженный артист России Виктор Добронравов, исполнители главных ролей в спектакле. И это тоже потрясающий, один из лучших спектаклей Римаса Туминаса, недавно ушедшего от нас, поставленный, когда он был художественным руководителем Вахтангского театра.
Театральная афиша. Фото: KamchatkaMedia
И, чтобы охватить детскую аудиторию, мы привезли вам и наш детский спектакль "Сказка о попе и работнике его Балде" (6+), который тоже будет показан у вас на сцене.
Слово предоставляется Камчатским журналистам.
— Почему именно спектакль "Крик лангусты" открывает гастрольную программу? И испытываете ли вы какое-то особое волнение в связи с тем, что камчатский зритель начнёт именно с него знакомство с вашим театром?
На вопрос отвечает режиссер Театра имени Евгения Вахтангова Михаил Цитриняк:
— Я всегда испытываю волнение, понимая большую ответственность перед любым зрителем, не только камчатским, но и московским. Поэтому я приезжаю раньше, смотрю, что со звуком, со светом, как устроена площадка, какие-то коррективы вносим, чтобы все было не хуже, а может быть и лучше, чем на сцене вахтанговского театра.
Михаил Цитриняк, Евгений Князев и Оксана Прокопенко. Фото: KamchatkaMedia
— Пока ваша труппа находится у нас в регионе, будут ли организованы какие-то встречи актеров вашего театра с молодежью Камчатки, которая интересуется театральным искусством?
Директор Театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок:
— График у труппы достаточно сложный, но в любом случае согласуем уже непосредственно с гостями. А что касается профессионального сообщества, то запланирована встреча Евгения Князева с сотрудниками Камчатского театра драмы и комедии и Камчатского театра кукол.
— Не секрет, что камчатский зритель не особо избалован ведущими театрами России. Всё-таки мы далеко, и ездить сюда достаточно накладно. По этому поводу хотели бы спросить — что для вас такое гастроли на Камчатке — это обычные выступления, на которых вы привычно держите высокую марку, или дополнительная ответственность, желание показать новые интересные тенденции, поговорить с людьми, живущими на далёком полуострове, языком театра?
Народная артистка России, артистка Театра имени Евгения Вахтангова Юлия Рутберг:
— Мы любой аудитории позиционируем абсолютно в равной степени то, что привозим. Потому что, наверное, у нас есть совесть. Пусть это два километра от Москвы или Мурманск, или Санкт-Петербург, или Париж…Когда-то в театре мы договорились, что каждый зритель — это ЗРИТЕЛЬ. И мы перед парижским зрителем ничего не меняли в спектакле, и сейчас мы ничего не меняем. Ведь главное для нас — это желание обратить вас в свою веру каждым спектаклем. Желание показать вам то, чем мы живем, что нас волнует.
Директор Театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок:
— Когда мы едем на гастроли, первое, что обсуждаем, — это не гонорары или где мы будем жить. Это технический райдер. Позволит ли местная сцена показать спектакль театра Вахтангова так, как он идет в Москве, чтобы те люди, которые придут на спектакль, увидели его в точно таком же качестве, в визуальной картинке, как это идет на Арбате?
Вот, к примеру, спектакль "Царь Эдип" вы увидите без каких-либо поправок на то, что Камчатка — это очень далеко. У многих наших спектаклей два комплекта декораций, костюмов, реквизита — с тем, чтобы, если мы поехали на Камчатку, это не значило, что у нас теперь полтора месяца в Москве не будет "Царя Эдипа".
Тоже самое и с "Криком лангусты". Мы специально костюмы привезли с собой в чемоданах, чтобы не связываться с контейнерами, которые идти в Москву будут полтора месяца.
Очень хотели к вам привезти спектакль "Евгений Онегин". Не привезли только по одной причине: мы его просто не можем впихнуть в геометрию сценической коробки вашего театра. Только поэтому.
На пресс-конференции. Фото: KamchatkaMedia
Народная артистка России, артистка Театра имени Евгения Вахтангова Юлия Рутберг:
— Наш спектакль "Крик лангусты" — это уже современный театр (хотя мы говорим о прошлом), когда артисты играют других артистов, особенно таких личных, как Сара Бернар.
Знаете, когда мы репетировали с Андрюшей, к нам на один спектакль пришла Юлия Константиновна Борисова (одна из ведущих актрис театра имени Вахтангова с середины прошлого века, легенда русского театра — прим. редакции). И вот тогда действительно было трудно играть, потому что мы играем про Сару Бернар, а в зале сидит Сара Бернар Русского театра.
Ещё я должна сказать, что мы бесконечно рады, что сюда приехали. Сбылась моя мечта. Мой папа (Илья Рутберг — актёр театра и кино, мим, театральный педагог — прим. редакции) когда-то в студенческих бригадах ГИТИСа был учеником Марии Осиповны Кнебель, которая одно рукопожатие от Станиславского и подруга Михаила Чехова.
Они приезжали сюда, режиссеры и артисты Ансимовского музыкального театра, и ездили по всей Камчатке. И мне батечка рассказывал свои совершенно невероятные впечатления о Камчатке.
Я вам должна сказать, что сегодня я увидела не так много, потому что на самом деле очень трудно перестроиться, очень тяжело. Я увидела сегодня вот эту немыслимую воду, огромную бухту… И вот когда погода опять поменялась, открылся вид на вход в Тихий океан и корабли.
Я увидела сивучей! Боже мой, какие они, это невозможно, так бы хотелось для них тоже сыграть спектакль!
Юлия Рутберг и Андрей Ильин. Фото: KamchatkaMedia
Нам позировал один. Вылез, сел так, и поглядывал. Видел фотоаппарат и зевал. Какие трогательные, изумительные животные, какая красота вокруг! Когда вдруг опять поменялась погода, мы увидели вулкан, сопку Любви, набережную, просторы… Никто никуда не спешит, боже мой. Как будто все панды, и в рапиде медленно разговаривают...
Край невероятный, потрясающий. И я очень рада, что у театра Вахтангова с ним возникли связи причинно-следственные. И дай Бог, чтобы они не заканчивались.
— Андрей Епифанович, мы знаем, что вы заядлый рыбак, но не в то время вы приехали!
Народный артист России, артист Государственного Академического театра имени Евгения Вахтангова Андрей Ильин отвечает слегка огорчённо:
— Я знаю. Я уже в курсе. Сегодня уже посетил ваш замечательный рынок. Кое-что приобрел. Отвезу в Москву. Но это моя мечта, надеюсь, она когда-нибудь осуществится, и можно будет приехать сюда с удочкой.
Народная артистка России, артистка Государственного Академического театра имени Евгения Вахтангова Юлия Рутберг:
— А я бы по грибы сходила! И я тоже сегодня была на вашем рынке, это такое духовное впечатление, это что-то немыслимое, и вам можно завидовать белой завистью, что вы можете есть такие продукты, что у вас такой выбор, который до нас доходит, конечно, совсем не так. Берегите это, вы счастливые люди, у вас потрясающий воздух, у вас так пахнет, вы пьёте воду из-под крана, у вас столько рыбы, у вас медведи, которые приходят к людям, у вас киты, у вас косатки, люди, львы, орлы и куропатки...!
На пресс-конференции. Фото: KamchatkaMedia
— Вопрос Евгению Владимировичу Князеву. Вы большой артист, прославленный, знаменитый. Что вам дают гастроли в небольших регионах и городах страны?
— Сначала скажу, что я тоже рвался на Камчатку. В юности я провёл здесь месяц со студенческой бригадой нашего института под названием "Нам 20 лет". Это мои однокурсники Женя Дворжецкий, Миша Борисов, Галя Сазонова, Лариса Моравская. Мы здесь месяц гастролировали по всей Камчатке, были во всех уголках.
Мы были в тот период, когда шла на нерест рыба, мы это все видели, мы переезжали, и у нас остались совершеннейшие, очаровательнейшие воспоминания об этом крае. Очень хотелось здесь снова побывать и возобновить, пробудить в себе те самые чувства, которые возникали тогда.
А сегодня у меня возникло еще одно великое какое-то чувство о том, что мы летели 9 часов, прилетели и вот здесь, чуть ли не в вашей бухте, где-то там на другой стороне стоит подводный флот, который охраняет рубежи нашей Родины.
Мы первыми открыли десять лет назад "Большие гастроли" и поэтому, может быть, к нам благосклонна судьба, что мы сюда приезжаем. Нам часто задают вопрос: "А как вам наша публика?". Дорогие друзья, публика бывает хорошая в каждом городе, где театр полностью отдает себя зрителю.
Если мы этими гастролями предназначение театра оправдаем, значит, тогда смысл "Больших гастролей" будет оправдан, и траты будут тогда копеечными по сравнению с тем, что останется в душах людей, если мы сумеем воздействовать на человека.
Чтобы взращивать душу человека, чтобы человек оставался человеком, нужно заниматься душой, воспитывать свою личность. И театр призван к этому делу. Поэтому, я надеюсь, что общими усилиями мы оправдаем наше пребывание здесь. Спасибо!