66 лет назад, в марте 1958 года, американский журнал Life опубликовал статью, в которой сравнил образование в СССР и США на примере двух 16-летних школьников — Алексея Куцкова из Москвы и Стивена Лапекаса из Чикаго. Целый месяц за ними ходили корреспонденты журнала, фиксируя каждый шаг. Оказалось, что Алексей намного опережает американца по уровню образования. Он занимается физикой и химией, играет в волейбол и в шахматы, читает Шекспира, ходит на экскурсии и занимается музыкой. При этом у Стивена список изучаемых предметов меньше, а успеваемость хуже.
После этой статьи в США была серьезно реформирована образовательная система — были внесены изменения в учебную программу школ и университетов, самым одаренным ученикам стали выделяться стипендии, а учителям существенно подняли зарплаты.
Так почему же система образования в СССР была такой передовой? Специалисты выделяют пять основных причин.
1. Школьная программа
Школьная программа, по которой учились советские школьники, существенно отличается от современной. Как и российские дети, ученики в СССР учили русский язык, алгебру, геометрию, биологию, химию, физику, географию, иностранные языки, но знания давались так, чтобы темы по разным предметам перекликались, что помогало легче усваивать знания. Были в СССР школы с углубленным изучением предметов, например, физико-математического, химико-биологического профиля.
2. Мотивация
Советские школьники были мотивированы заниматься, получать хорошие оценки, учиться, чтобы поступить в техникум или вуз. Современным школьникам тяги к учебе и понимания, зачем корпеть над учениками, не хватает. Советский двоечник знал, что может остаться на второй год, его клеймили позором в классных стенгазетах и на классных часах, с ним дополнительно занимались отличники и учителя, чтобы подтянуть его знания. Кроме того, школьники в СССР знали, что для поступления в институт, технику или ПТУ нужны только знания, а не деньги. В СССР институт репетиторства был слабо развит, ЕГЭ не сдавали, платного обучения не было.
3. Идеология
В школе советских детей не только учили, но и воспитывали в определенном партией ключе. Учеников начальной школы принимали в октябрята, в средних классах школьники становились пионерами, в старших — комсомольцами. Носить октябрятскую звездочку, пионерский галстук или комсомольский значок было престижно. Октябрята, пионеры и комсомольцы должны были стараться учиться на отлично и многих ответственность перед октябрятским отрядом, пионерской дружиной или комсомольским активом действительно подстегивала получать хорошие оценки.
4. Подготовка к реальной жизни
Советские дети после окончания школы были готовыми к взрослой жизни. Школьники собирали макулатуру, ухаживали за животными в секциях юннатов, учились шить, готовить и делать мебель на уроках труда, занимались спортом, вышивали крестиком, выжигали на дощечках портреты в кружках в Домах детского творчества, пели в хоре, собирали автоматы на уроках НВП, играли в "Зарницу" (12+) и ходили в походы. Дома со школьниками тоже не миндальничали — поручали домашнюю работу, заботу о младших братьях и сестрах, так что советские дети были намного самостоятельнее, чем современные.
5. Уважение к учительскому труду
В СССР учителя и воспитатели считались элитой общества, педагогов уважали и превозносили за социально значимый труд. Об учителях сочиняли песни, снимали фильмы, быть педагогом было очень почетно. Сейчас авторитет педагогов намного ниже. Многие современные школьники относятся к учителям, как к людям, которые всего лишь оказывают образовательные услуги. В СССР слово учителя было почти законом для учащихся. К педагогам приходили за советом, делились бедами. Классные руководители для многих советских школьников буквально становились вторыми мамами, отношения с которыми поддерживались на протяжении всей жизни.