Конечно, сейчас, когда в продаже есть чемоданы на все вкусы и случаи жизни, трудно себе представить, как наши предки во времена СССР добирались зачастую перекладными с громоздкими, тяжелыми вещами.
Советская торговля предлагала небольшой выбор чемоданов. Самые дорогие — кожаные, они были дорогими и очень тяжелыми, поэтому покупатель на такой товар не клевал. Спросом пользовались легкие и дешевые чемоданы, обклеенные снаружи заменителем кожи, а внутри — шелковой или хлопчатобумажной тканью, иногда бумагой или обоями.По сравнению с современными чемоданами фибровые были хлипкими, их было неудобно нести, а замки открывались ногтем. Владельцу постоянно приходилось опасаться, что чемодан раскроется в самый неподходящий момент.
Роль застежек в старом чемодане успешно исполняла пара защелок, расположенная на верхней части. Иногда для усиления надежности поперек корпуса прикреплялись ремешки, оснащенные пряжками. В качестве внутренней подкладки использовалась специальная бумага, шелковые или хлопковые ткани, гладкоокрашенные либо в некрупную клетку. Внутри чемоданы имели карманы, дополнительные отделения, перегородки, вкладные лотки. Для фиксации вещей устанавливались затяжные ремешки из кожи или крепкой тесьмы.
Отсутствие колесиков на чемоданах затрудняло их использование женщинами. Для прекрасного пола изготавливались дамские чемоданчики, которые назывались туалетными или балетными коробками. В качестве материалов для корпуса использовались кожа, кожзаменители и глянцевые шелковые или хлопковые ткани для внутренней отделки. Женские чемоданчики отличались компактностью:
• длина 25-40 см;
• ширина 15-25 см;
• высота 8-11,5 см.
Крышка внутри нередко украшалась изящным кармашком, собранным сверху на резинку.
Командированные вместо чемодана нередко использовали портфели или саквояжи, идеально подходящие для недлительных командировок на пару дней. Внушительные размеры позволяли свободно разместить документы, личные вещи и инструменты. Они застегивались на один замочек, обеспечивая быстрый доступ к содержимому.
Современная чемоданная индустрия выпускает колоссальное количество моделей, легких, удобных и мобильных. Производители предлагают множество вариантов на колесах, из различных новейших материалов, прочных, не истирающихся при длительном использовании, удобных и практичных.
Однако практически в каждом доме на антресолях или под кроватями прячется старый неповоротливый чемодан, который прошел со своим владельцем огонь, воду и медные трубы. Сейчас он спокойно хранит милые сердцу вещи, вызывая приятное чувство ностальгии.