О том, почему мы живем на Камчатке. О том, что нам здесь нравится и... не очень, и очень не. Об интересных путешествиях по родному краю, о любимых местах, об улицах города и людях — в проекте ИА KamchatkaMedia “Камчатка и камчатцы”.
Сегодня своими чувствами и мыслями о родном полуострове делится солист Камчатской хоровой капеллы имени Е. Морозова, звезда мюзиклов и финалист популярного шоу "Ну-ка, все вместе!" телеканала "Россия 1" — Иван Рак.
Иван Рак. Фото: Личный архив И. Рака
Иван родился на Камчатке в 1986 году. Он -— выпускник Камчатского колледжа искусств. В 2015 году окончил Московскую академию хорового искусства имени Попова. Лауреат международных и всероссийских конкурсов. Принимал участие в мюзиклах "Красавица и Чудовище", "Призрак оперы", "Бал вампиров", "Привидение", "Аладдин". Выступал на всех крупных площадках Москвы (Кремлевский дворец, Московский дом музыки, Московский дом молодежи, Концертный зал им. П.И. Чайковского). Принимал участие в концертных программах совместно с Дмитрием Хворостовским, Владимиром Спиваковым, Игорем Крутым, Николаем Носковым, Тамарой Гвердцители, Динарой Алиевой.
Камчатка моего детства
— в 80-е годы это была Камчатка советского периода. У меня очень тёплые воспоминания об этом времени. Как говорится, тогда и трава была зеленее, и солнце светило ярче. Потом пришли 90-е с дефицитом, забастовками и недельными отключениями света. Но и это пережили, и слава Богу.
В детстве я жил в самом центре Петропавловска, недалеко от мехзавода. На заводе мой отец трудился всю жизнь, поэтому я мог спокойно сказать на проходной, что иду к папе, и меня пропускали без вопросов. Это было одно из любимых мест, где я часто проводил время. Я обожал смотреть на эти огромные краны, наблюдал, как работает мой отец и его коллеги. Туда же мы с друзьями ходили на пирс рыбачить. Не для того чтобы еды себе добыть, иногда мы камбалу кошкам носили, иногда просто выпускали обратно в бухту.
А вот мидии мы собирали и жарили на костре в какой-нибудь консервной банке. Прямо недалеко от дома, шли на сопку, где сейчас возвышается Морской собор. Раньше там был лесок. Разводили костер, жарили мидий и картошку пекли. Вот такой был крутой вкус у моего детства. Не знаю, пекут ли современные дети картошку? Вряд ли. И запахи детства до сих пор со мной: когда проезжаю мимо этих мест, ощущаю запах ржавого металла и солёной воды … Я периодически бываю в том районе и в доме моего детства, там у меня мама живет. Я очень люблю этот район. Он один из самых теплых, и не только из-за воспоминаний. Когда пурга, там всегда спокойно, дома таким образом располагаются. А дом наш старенький еще стоит. Но его скоро снесут, он уже очень ветхий.
Почему сейчас Камчатка? Какие у вас причины жить и работать здесь? Что здесь есть такого, чего в других местах нет?
— Здесь спокойно, нет беготни. Но, с другой стороны, и конкуренция профессиональная не очень большая тут. Хотя меня лично это не расслабляет. Я постоянно пропадаю на репетициях, работаю над собой, чтобы держать уровень. И главное, наверное, — это природа. Такой точно нигде больше нет.
Потому что, если ты вырос среди этой красоты и свободы, тебе уже трудно жить там, где всего этого нет. Мне, для того чтобы это прочувствовать, пришлось отсюда уехать.
Почему уехали и почему вернулись?
— Я окончил наш Колледж искусств, и, конечно, мечтал продолжить обучение в столице, в Московской академии хорового искусства имени В. С. Попова. И когда я поступил в вуз своей мечты, то и никакого другого решения для меня тогда и быть не могло. Я ехал в Москву с диким желанием и был уверен, что навсегда. Мне и правда Москва очень много дала. Профессиональный рост, большой опыт, гастроли по всему миру... и, конечно, любимую работу. Я выступал на лучших концертных площадках, участвовал в самых популярных мюзиклах. Прожил в столице почти 9 лет. А потом приехал на Камчатку в отпуск, и такая сильная тяга вернуться появилась! И я вернулся.
Меня часто спрашивают, как я решился променять Москву с ее профессиональными возможностями на тихую Камчатку? Не тесно ли мне тут с моим талантом? И я всегда спокойно отвечаю, что не тесно. Наоборот, здесь простор. Да, Москва для певца, для развития карьеры и обретения популярности больше подходит. Этот город для работы, но не для жизни. По крайней мере, не для моей. А певцы и на Камчатке нужны. Я здесь востребован.
И здесь есть такие возможности, которых нет нигде. У меня две собаки. И я после репетиций могу взять их и поехать гулять на океан, например. Или, что касается работы, у нас здесь могут устроить концерт не только в зале, но и... в Долине Гейзеров, или в пещере, или в кальдере вулкана. Или вот еще... Мне очень нравится фестиваль джаза, который проводят у нас прямо на берегу Тихого океана. Я считаю, что это отличный проект! Красивая природа и красивая музыка гармонично сливаются… Это же здорово!
Любимая Камчатка. Фото: Личный архив И. Рака
А в Москву я все-таки периодически летаю. За три года дважды поучаствовал в шоу "Ну-ка все вместе" на телеканале "Россия 1". Причем, организаторы меня нашли сами. Отыскали на Камчатке, заметьте, не в Москве! Мне удалось опять занырнуть в это профессиональное сообщество музыкантов. Я очень старался представить родную Камчатку на уровне. И думаю, у меня получилось. Дошел до финала, потом участвовал в "Битве сезонов" с финалистами других лет.
Иван Рак в проекте "Ну-ка, все вместе!". Фото: Архив телеканала "Россия 1"
"Ну-ка, все вместе — 2023: битва сезонов". Иван Рак с соперницей и с ведущими шоу Сергеем Лазаревым и Николаем Басковым. Фото: Архив телеканала "Россия 1"
Чего не хватает на Камчатке?
— Хочется больше выступлений... наверное. И очень хочется музыкального театра. Я бы с удовольствием принял участие в мюзикле или рок-опере, посвященной истории Камчатки. Например, событиям Героической обороны Петропавловска 1854 года. Знаю, что такие планы имеются, разговоры в некоторых кругах ведутся. Но не будем загадывать…
Иван Рак. Фото: Личный архив И. Рака
Любимые места в Петропавловске?
— Все тот же центр города. Я в него влюблен. Мне нравятся старые советские здания, которые удалось сохранить и хоть немного реставрировать — ГУМ, суд. Я бы и жить хотел в центре, в каком-то из старых домов. Радует, что Аллею флота отремонтировали, что сделали красивый парк отдыха на Сопке Любви. Жалко только, что не все люди понимают, что ко всему нужно относиться бережно — ломают, мусорят… Это, конечно, вопросы воспитания.
Любимый ресторан? Любимые камчатские блюда? Умеете готовить? По чему скучали в столице больше всего?
— Мне довольно часто выдается петь в ресторанах. Для меня это место работы, а не отдыха, скорее. Поэтому не могу оценить, как обычный посетитель. Что касается камчатских блюд, то могу сварить уху, например.
По чему скучал в Москве? По природе в широком смысле, а не по той ее части, которую можно съесть. Когда мне передавали гостинцы с родины — икру, рыбу, крабы — в основном, раздавал друзьям-знакомым.
Самое яркое путешествие по Камчатке? Самая дальняя точка от Петропавловска, которую удалось у нас посетить?
— Самая дальняя на сегодня — это остров Беринга. Пару лет назад меня туда приглашали с гастролями. Ощущения сильные, конечно, от этой поездки. Петропавловск и Командоры — это небо и земля. Там другой мир — нет ни одного дерева и очень много грибов! Очень интересно было посмотреть, как там живут люди. Публика там очень теплая, они ведь не избалованы гастролерами, для них приезд артистов — это целое событие.
Любимая Камчатка. Фото: Личный архив И. Рака
Вообще, признаться, до моего возвращения на Камчатку, я очень мало по ней ездил. А когда вернулся, стал наверстывать. Ганальские востряки, Налычевская долина, Толмачевское озеро, Долина гейзеров — побывать уже удалось много где. Это все потрясающие по красоте места силы! И я очень рад, что у нас сейчас появились такие краевые программы, которые позволяют молодежи, выпускникам школ побывать в этих прекрасных местах…
Правда ли, что на Камчатке люди особенные?
— Мне кажется, есть в этом утверждении некий подхалимаж. А люди — везде люди. Везде есть разные: доброжелательные или, наоборот, агрессивные, воспитанные и не очень.
Иван Рак. Фото: Личный архив И. Рака
С каким цветом у вас ассоциируется Камчатка?
— Сложно описать. Ну, наверное, если к нашему российскому триколору добавить еще зеленую полоску, то и получится Камчатка. Белые облака и верхушки вулканов, синий океан, красная лава и зелень лесов…
Если не Камчатка, то…?
— То Алтай или Байкал, наверное. Правда, я ни там, ни там еще не бывал. Но очень много смотрю в интернете про эти края, и, надеюсь, обязательно выдастся возможность туда съездить. Я люблю такие места, где яркая природа и обязательно есть горы, сопки… Для меня равнины и сплошные поля, поля, поля — это невыносимо, моему глазу нужно за что-то зацепиться. Я бы хотел много где побывать, но жить все-таки здесь.