На камчатских деревьях появились золотые листья, лето завершилось, а новый сезон распахнул двери Драмтеатра, что не может не радовать изголодавшихся за лето по культурному досугу жителей края.
Корреспондент ИА KamchatkaMedia отправился на первый спектакль сезона, чтобы поделиться с читателями впечатлениями от необычной постановки на малой сцене от Виталия Дьяченко.
История покорения мира
Пьеса "Бог резни" начинается с драки мальчишек-одноклассников. Родители одного из драчунов наносят визит родителям побитого мальчика, чтобы цивилизованно обсудить конфликт.
Сначала беседа и правда похожа на дружескую встречу интеллигентных людей. Вулкан страстей поначалу сдерживается правилами приличия, но вскоре вынужденная вежливость улетучивается, открывается бутылка рома, а вместе с ней и правда...
Эта остроумная комедия о том, как ссорятся две супружеские пары, уже покорила весь театральный мир. Ее автор, французская актриса и драматург Ясмина Реза, написала пьесу в 2007. С тех пор пьеса с аншлагами прошла в Цюрихе, Париже и на Бродвее. Успех спектакля был настолько фееричным, что за его экранизацию взялся легендарный режиссер Роман Полански, — фильм "Резня", кстати, получил премию "Сезар" за лучший адаптированный сценарий. Кстати, на вопрос журналистов, не мешал ли фильм Полански постановке спектакля, Виталий Дьяченко полушутя-полусерьезно отвечает:
— Нисколько не мешал! Фильм Полански даже, наоборот, подсказывал, что не получилось у Полански (смеется)...
Большие страсти на малой сцене
"Бог резни" — пятый спектакль Виталия Дьяченко в нашем театре. Три из четырех предыдущих — "Дама с собачкой", "Дура", "Клятвенные девы" — также появились на свет в пространстве малой сцены, освоение которой так хорошо удается режиссеру.
— Мне кажется, что форма всегда диктуется материалом. И когда драматург запирает нас в одной комнате с какими-то персонажиками, то он взывает к тому, чтобы мы оказались в этот момент в каком-то локальном пространстве. Когда мы можем покинуть это пространство, когда у нас есть антракт и мы ходим в буфет, пока персонажи продолжают томиться в этом — как бы — своем заточении, мне кажется, что мы как зрители ведем себя не очень честно по отношению к персонажам. Я не артистов имею в виду, а именно персонажей. Вот если у персонажей есть выход в широкое пространство, то и зритель может сходить в буфет. А если мы запираемся на пару часов, то получается одно из важных событий, заложенных в драматургии. Само событие-изложение, событие-представление должно пройти одним движением. И, соответственно, в каком-то локальном замкнутом мире, — говорит режиссер .
Константин Дьяченко. Фото: Алина Колган, ИА KamchatkaMedia
Сценическое решение постановки доверили приглашенной художнице Анастасии Шафиковой. "Бог резни" оформлен в минималистическом стиле, дополненном мультимедийной инсталляцией.
От любви до ненависти
В спектакле всего четыре персонажа, однако их взаимоотношения держат зрителей в напряжении, которое не отпускает буквально до конца. В роли двух супружеских пар выступают Вадим Бондаренко, Светлана Дударева, Юлия Николаева и Ильдар Хазипов.
Афиша. Фото: Алина Колган, ИА KamchatkaMedia
Сразу хочется отметить: если вы настроились на легковесную комедию, то ее не будет. Что будет? Скорее всего, вам предстоит испытать целую гамму чувств и эмоций: смех, слезы, даже, возможно страх — от беспощадно обнаженных самых худших человеческих качеств, так точно переданных артистами.
Поначалу персонажи прорисованы крупными штрихами, фактурно, размашисто, даже где-то условно. Но потом окажется, что не всё так просто.
— Как только вам понравится кто-то, мы будем делать так, чтобы он вам сразу немножко не понравился.
Как только вы чью-то сторону примете, мы развернем все так, что вам станет неловко, что вы только что были на стороне этого человека.
А вот потом, идя домой, вы попробуете — я думаю — эту мозаику как-то собрать и определить, где там вы, где там ваши близкие, где там ваши друзья и знакомые, и как на самом деле стоит вести себя в подобных ситуациях, если ответ на этот вопрос в принципе возможен, — предупреждает режиссер.
И действительно, стоит проникнуться сочувствием к одному из героев, как нас тут же окунают в неприглядную реальность человеческого бытия и пороков, обыденного цинизма и где-то даже жестокости. И всё это вперемешку с искрометным юмором и потрясающе живой актерской игрой — происходящее на сцене настолько реалистично ("жиза!", как сказали бы подростки), что порой начинаешь себя отождествлять с кем-то из героев, примеряя на себя его образ, пока сюжет не возвращает в реальность, не заставляет сказать: "Стоп! Я не такой. Нет-нет, я не могу быть таким. Это же... Это отвратительно!"
Минималистичные декорации, интимность малой сцены, проекции на "стене" во время спектакля добавляют сюрреализма, что немного диссонирует с сюжетом, который соткан из повседневности взрослых людей, людей в браке, со своими ежедневными заботами и ритуалами, с заботами и хлопотами о своих отпрысках.
Поневоле начинаешь сопереживать их проблемам, трудностям, но затем всё оборачивается другой стороной, и вот ты уже негодуешь, восклицая про себя: "Да как?! Как так можно вообще? Нет, ну вы только посмотрите, это безобразно!"
Затем фокус внимания смещается на другого персонажа, на другую пару, и нас мастерски проводят сквозь череду бытовых ссор, моментов неловкости, обостренных ситуаций на грани физического конфликта, и градус эмоционального напряжения скачет то вверх, то вниз...
Разговор о самом главном
— Эту пьесу необходимо ставить. Каждый уважающий себя театр обязан иметь её в репертуаре. Бывает так, что некий автор выходит на какие-то вершинные темы, на самое главное. И у Ясмины Реза получилось, — говорит Виталий Дьяченко.
"Бог резни" рекомендуется к просмотру всем, кто любит трагикомедии и не ищет особой легкости. Если вы знакомы с фильмом Полански, для вас будет любопытно взглянуть ещё и на спектакль, в котором всё же несколько по-иному отражен сюжет и более ярко прорисованы персонажи. И — абсолютно точно — вам будет о чем подумать.