Свой 60-летний юбилей отмечает ведущий научный институт Камчатского края, единственный в стране и в мире — Институт вулканологии и сейсмологии. Официальный день рождения юбиляра — 7 сентября. Однако мероприятия в честь круглой даты начались еще в августе. И это отнюдь не концерты и фуршеты, а самые что ни на есть горячие, насыщенные, рабочие будни. Подробности — в материале ИА KamchatkaMedia.
Председатель ДВО РАН, академик В. Сергиенко. Фото: Елена Поддубная ИА KamchatkaMedia
Вчера, 29 августа череда юбилейных событий началась с выездного заседания Президиума ДВО РАН. К нам на Камчатку приехала целая делегация почетных гостей — ученых и руководителей Дальневосточного отделения Российской Академии Наук. Далее в юбилейной программе запланирована Всероссийская научная конференция с международным участием "Геотермальная вулканология, гидрогеология, геология нефти и газа". В рамках конференции пройдут научные сессии и полевые экскурсии к действующим вулканам и геотермальным системам полуострова, а также посещение научного музея ИВиС ДВО РАН.
— Один из мотивов, которым мы руководствовались, определяя время приезда на Камчатку, конечно, связан с юбилеем Института вулканологии и сейсмологии, это большое событие для Дальнего востока, это старейший институт с очень славной историей, — сказал в своем приветственном слове Председатель ДВО РАН, академик Валентин Иванович Сергиенко. — Это повод вспомнить тех, кто стоял у истоков, кто внес неоценимый вклад в становление и развитие института — Бориса Ивановича Пийпа, Сергея Александровича Федотова... Это повод поговорить и о развивающихся направлениях работы.
Дом, который построил Пийп
Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН был образован 7 сентября 1962 года постановлением Президиума АН СССР. Возглавил единственное в своем роде научное учреждение, специализирующееся на изучении вулканической и сейсмической деятельности, Борис Иванович Пийп. По признанию вулканологов, свой родной институт они часто называют "Дом, который построил Пийп". Решение об образовании специализированного научного учреждения на Камчатке было принято в связи с уникальным положением полуострова в "тихоокеанском огненном кольце" Земли. Ни в одном регионе мира не наблюдается такого разнообразия вулканической активности и одновременно такой высокой сейсмической активности — именно здесь сконцентрировано 80 % всех активных вулканов, и именно здесь происходит 80 % всех землетрясений и цунами.
Дом, который построил Пийп. Фото: Елена Поддубная ИА KamchatkaMedia
Сегодня в институте работает 16 лабораторий, здесь изучают активный вулканизм и динамику извержений, динамическую вулканологию, геодинамику и геофизику, петрологию, геохимию и минералогию, вулканогенные рудообразования, геотермию, тепломассопереносы, постмагматические процессы, сейсмологию, геодезию и дистанционные метододы исследования, информационные технологии и геоэкологию. Действуют информационно-вычислительный и аналитический центры, научный музей вулканологии, камчатская вулканологическая станция, камчатская группа реагирования на вулканические извержения (KVERT). Всего в институте трудится 276 человек, из них — 122 научных сотрудника.
выездное заседание ДВО РАН на Камчатке. Фото: Елена Поддубная ИА KamchatkaMedia
Золотые миллиарды Федотова
— У нас на Камчатке 30 активных вулканов, плюс на Курилах — около 50, все это объекты для изучения. В целом на Камчатке происходит от 3 до 7 извержений ежегодно. Нами проводятся инструментальные исследования различными способам, — рассказал директор Института вулканологии и сейсмологии Алексей Юрьевич Озеров.
Директор Института вулканологии и сейсмологии А. Озеров. Фото: Елена Поддубная ИА KamchatkaMedia
Помимо извержений на полуострове наблюдается большое количество землетрясений — и они измеряются не единицами, не десятками и даже не сотнями, а несколькими тысячами в год. Большая часть из них остается незаметной для жителей. Но есть и довольно ощутимые землетрясения, а в прошлом и в прогнозах на будущее, к сожалению, имеются и разрушительные.
— Вот карта, которая показывает, что Камчатка не только красивое, но и достаточно опасное место, в восточной части полуострова могут происходить землетрясения до 10 баллов, — поясняет Алексей Юрьевич. — А вот уже карта долгосрочного сейсмического прогноза Курило-Камчатской дуги, разработанная коллективом, который возглавлял академик Сергей Александрович Федотов — один из бывших директоров института.
Курило-Камчатская дуга является одним из наиболее сейсмичных регионов мира. Здесь периодически происходят сильнейшие землетрясения. А в какой именно ее точке и когда будет следующее?
— Там, где уже произошло на дуге сильное землетрясение, в ближайшие 70-80 лет, вероятно, его не будет, — объясняет Озеров. — Если взять всю дугу за 100 процентов и посмотреть, в каких точках давно не наблюдалось сильных землетрясений, то получается, что в районе городов Петропавловск-Камчатский, Елизово и Вилючинск опасность такого землетрясения в ближайшей перспективе уже превышает 50 процентов.
У многих зданий в краевой столице Камчатки присутствовал довольно значительный дефицит сейсмостойкости, и именно Сергею Александровичу Федотову удалось донести до руководства страны крайнюю необходимость их сейсмоукрепления.
— Он работал с федеральными структурами, и в результате из бюджета на Камчатку поступали достаточно мощные средства, на которые и производилось это сейсмостойкое укрепление, — рассказал Алексей Юрьевич. — Мы эти полученные краем средства называем "Золотые миллиарды Федотова". А есть еще одна большая отдельная история о том, как на Камчатке спроектировали и уже собирались строить атомную станцию в пределах Петропавловска. И Федотову удалось остановить это опасное строительство.
Опасная стихия
Южная Камчатка подвержена влиянию цунами. И сотрудники Института вулканологии проводят большую работу по изучению этого явления.
— В настоящее время мы работаем с МЧС, даем рекомендации о создании в районе Халактырского пляжа и пляжей бухт Лагерных систем оповещения о цунами, — рассказал ученый. — Наши сотрудники исследовали этот район — здесь волна может достигать 6 метров — это высота двухэтажного дома! А в этих районах становится все больше и больше отдыхающих, необходимо позаботиться об их безопасности!
Камчатская группа реагирования на вулканические извержения (KVERT) — одно из подразделений Института вулканологии — тоже стоит на страже нашей с вами безопасности. Известно, что пепел, который попадает в атмосферу в результате извержений, может быть чрезвычайно опасным для авиатранспорта.
— Ни один самолет на Камчатку не прилетает без согласования действий с KVERT, наши ученые отслеживают направление движения пепловых шлейфов, изучают их состав и т. д, — рассказал Озеров.
"Плоды" вулканизма
Районы с вулканической и сейсмической активностью не только опасны, но и плодородны. Вулканизм приводит к концентрации большого количества полезных компонентов.
— Нашими сотрудниками было открыто и исследовано достаточно большое количество месторождений, которые сегодня активно разрабатываются добывающими компаниями. Яркий пример – платиноносный пояс, который открыли работники Института вулканологии. Это месторождение горы Ледяной, где к настоящему времени добыто уже 70 тонн рассыпной платины, — отметил Алексей Юрьевич.
Богата Камчатка и геотермальными ресурсами. Благодаря вулканологам в крае работает две геотермальные станции — Паужетская и Мутновская.
Вулкан Горелый. Фото: Елена Поддубная ИА KamchatkaMedia
Космическая Камчатка
— В презентации отдельной темой я выделил космос, — отметил Озеров. — Казалось бы, причем тут вулканологи? Оказывается, еще как причем! Еще в советские годы наш институт и КБ Лавочкина сотрудничали — проводили испытания луноходов и планетоходов на наших вулканах. Дело в том, что вулканогенные грунты — аналоги других грунтов планет земной группы. Испытания проходили на Толбачике, Шевелуче, Безымянном…
Сегодня же Роскосмос предложил нашим вулканологам еще одно интересное взаимодействие — строить лунный город. Звучит, конечно, как фантастика... Но ведь когда-то и геотермальные станции казались сказкой!
— На Луне ученые обнаружили отверстия — это входы в лавовые пещеры, — рассказал Алексей Юрьевич. — Отверстия эти довольно большие, а внизу располагаются пещеры длиной в несколько километров. Люди собираются осваивать Луну. Но на ее поверхности они не смогут долго находиться: колебание температур — огромное, удары метеоритов и очень сильная радиация. Поэтому если активное освоение Луны будет происходить, то, предполагается, что люди будут обустраивать себе место обитания только в этих лунных пещерах. У нас такие лавовые пещеры есть на Толбачике, Горелом и ряде других вулканов и мы их давно изучаем. Надеюсь, наши познания в этой области помогут и в освоении Луны.