Поиск Гамовой земли
Особую роль в исследовании Алеутских островов на свой риск и страх сыграли селенгинский купец Андреян Толстых и яренский мещанин Степан Гаврилович Глотов.
Андреян Толстых и Степан Глотов были не только промышленниками, преследовавшими свои выгоды. Они были прирожденными исследователями. В частности, Толстых мечтал об открытии мифической "Гамовой земли" ("Земли Жуана да Гамы"), которую искал Беринг и о признаках которой писал в своем дневнике спутник Беринга академик Стеллер.
В 1746 г. Толстых на шитике "Иоанн" вышел из Камчатки, перезимовал на острове Беринга и, после неудачных поисков к югу от Командорских островов "Гамовой земли", осенью 1748 г. вернулся на Камчатку.
В 1749 г. Толстых снова перезимовал на острове Беринга и затем провел две зимы на Атту. С Командорских островов он привез на Атту двух живых голубых песцов, которые так здесь размножились, что стали предметом промысла. Уже в 1759 г. на Атту было добыто около тысячи голубых песцов. Андреяну Толстых принадлежат и первые, основанные на длительном пребывании на Алеутских островах, подробные сведения о быте алеутов.
В 1756/57 г. Андреян Толстых на принадлежащем ему судне "Андреян и Наталия", которым он командовал, зимовал на острове Беринга, а затем два года промышлял на Ближних островах, составил их описание и в 1759 г. вернулся на Камчатку с богатой добычей, состоявшей из 5360 бобров и 1190 песцов.
В 1760 г. Андреян Толстых на том же судне опять перезимовал на острове Беринга, а в 1761 г. отправился на Алеутские острова. Здесь он пробыл до осени 1764 года. За это время Толстых и его спутники Максим Лазарев и Петр Васютинский, перебираясь с острова на остров, не только побывали, но и описали названные по имени Толстых Андреяновские острова, внеся этим большой вклад в географическую науку.
Екатерина II, по представлению сибирского губернатора Д. И. Чичерина, наградила Толстых, а Лазарева и Васютинского произвела в "тамошние дворяне".
2 августа 1765 г. Андреян Толстых на боте "Петр" вышел из Охотска с командой из 63 человек и, перезимовав на реке Большой, отправился на поиски не дававшей ему покоя "Гамовой земли". В.Н. Берх в своём труде "Хронологическая история открытия Алеутских островов, или подвиги российского купечества" отмечал данное исследование "Бот Петр находился под начальством известного селенгинского купца Андреяна Толстых и имел экипажу 49 человек россиян, 12 камчадалов и 2 алеутов. Толстых, вступив в море 2 августа, направил путь свой прямо к югу. Мы видели выше, что он питал себя надеждою прославиться и обогатиться открытием новых островов. Едва ли не мечтал Толстых также и о Дегамовой земле, которую тщетно искал Беринг". После безрезультатных двухмесячных поисков бот при возвращении в Петропавловск был разбит штормом о скалу. Из всей команды спаслось только трое. Замечательный самородок, мореход-исследователь Андреян Толстых погиб.
Плавания Андреяна Толстых и Глотова обычно считают последними плаваниями частных предпринимателей, стремившихся проникнуть как можно дальше на восток, открыть как можно больше новых островов, новых промысловых угодий. После этих плаваний главную роль в открытиях и описаниях Алеутских островов стали играть экспедиции, организованные правительством, и экспедиции, посылаемые Российско-американской компанией.
Циркуляр об антирелигиозной пропаганде
После революции в Петропавловске и камчатских селениях велась активная антирелигиозная пропаганда. Как отмечает исследователь Е. В. Глинчикова, материалистическое воспитание народа велось через комсомольские ячейки, избы-читальни и кружки естествознания.
Циркуляром от 2 августа 1926 г. всем ячейкам ВКП(б) на зимний период определялись следующие задачи: "Проводя антирелигиозную пропаганду, не увлекаться, не обострять отношения на этой почве с верующими, а лучше организовать кружок естествознания, куда, по возможности, привлекать учителей и проводить эту работу через кружок.
Во всяком случае, и здесь нужно избегать крикливых фраз по адресу религии и бога. Этот вопрос долгой и кропотливой работы, поэтому и гнаться за быстрыми результатами не нужно".
В качестве результата сильного пропагандистского натиска начала 1920-х гг. и последующего небольшого отката в антирелигиозной пропаганде стало заметное оживление религиозных общин.
В сентябре 1926 г. секретарь Дальбюро ЦК ВКП(б) Кубяк писал: "Нынешним летом на Камчатку заброшено порядочное количество священников, которые ведут интенсивную работу.
В населении эта братия встречает довольно дружное сочувствие. Я объясняю это явление форсированием антирелигиозной пропаганды по округу.
Методами, на материке давно забракованными, как не достигшими цели, а действующих как раз в обратном направлении. Вывод этот я делаю из следующих фактов:
1.Антирелигиозниками были по преимуществу работники ГПУ.
2. Стенные газеты пестрят сплошь антипоповской вульгарной писаниной.
3. Спектакли в деревнях топорно-антирелигиозного характера превалируют. Эпидемия на закрытие церквей и превращение их в избы-читальни".
Старый якорь
С. В. Гаврилов в своём труде "Такой (не) знакомый Петропавловск" пишет, что один из самых старых якорей украшает территорию бывшего Музея боевой славы, а ныне исторического выставочного центра "Город воинской славы". Его в 2010 г. подняли с морского грунта в районе бухты Натальи рыбаки среднего траулера "Чистый" камчатской компании "Поллукс". Они передали его в распоряжение Камчатского морского собрания.
Адмиралтейский якорь на территории бывшего Музея боевой славы, ныне выставочного центра "Город воинской славы". Фото: С. В. Гаврилов
Трудами ныне покойного председателя собрания Анатолия Габбасовича Гафиатулина 2 августа 2010 г. якорь установили на постамент, на котором предполагалось также разместить доски со сведениями о морских экспедициях XVIII — XIX вв., посещавших Петропавловск и уходивших из него в бескрайнее и неведомое море "для приискивания новых землиц".
Судьба "Яны"
Утром 2 августа 1922 года в Петропавловске появилось судно с хорошо знакомыми камчатцам очертаниями: им оказался японский пароход "Тоикони-Мару", еще недавно называвшийся "Яной" и входивший в состав ДФ, отмечал С. В. Гаврилов. Судно, купленное на аукционе в Хакодате за 61 000 иен, в этот же день ушло на восточное побережье.
От пристани в Петропавловском Ковше отходит пароход Добровольного флота "Яна". Фото: из журнала Вопросы истории Камчатки. Выпуск 2.
Товарно-пассажирский пароход первоначально именовался "Chingtu" и принадлежал английской компании China Navigation Со. И, хотя был приписан к Лондону, эксплуатировался в тихоокеанском регионе.
В 1910 г. приобретен китайской фирмой Ping-An Steamship Co., переименован в "Chingtuan" и получил приписку к Шанхаю. В 1911 г. перешел в собственность норвежской фирмы AS"Chinanfu", был переименован в "Chingtufu", приписан к Бергену, но продолжал плавать в дальневосточных водах.
Начиная с 1911 г. регулярно фрахтовался Добровольным флотом для выполнения чукотско-анадырьских и восточно-камчатских рейсов. 17 апреля 1914 г. куплен за 95 600 руб. для поддержания регулярного сообщения с Камчаткой. Вскоре был переименован в "Яна" и получил приписку к Владивостокскому торговому порту под № 147. После начала первой мировой войны продолжал плавать на восточно-камчатской и других линиях. 20 ноября 1920 г. на пути из Петропавловска-Камчатского во Владивосток попал в шторм и потерял руль. Был взят на буксир американским пароходом "Pawlet" и 02.12.1920 г. приведен в Хакодате.
В 1921 г. продан на аукционе в Хакодате японскому судовладельцу Hasegawa Tozaburo для погашения задолженности за спасение. Затем переименован в "Toyokuni Мару" и приписан к Хакодате. 22 апреля 1929 г. выскочил на камни в районе Еримосаки у берегов Хоккайдо при следовании с рыбаками из Хакодате на Камчатку и затонул.
Больница моряков: "Хоть пей, хоть мойся..."
В статье С. В. Гаврилова "Политдела Политотдела" в журнале "Краеведческие записки" было отмечено, что 2 августа 1955 г. политотдел изучал состояние и меры по улучшению работы больницы моряков. При первом взгляде лечебное заведение оставляло приятное впечатление: коридор застлан ковром, в палатах чисто, "есть видимость некоторого комфорта". Но больные были недовольны.
Строительство больницы в поселке Индустриальный, 1936 г.. Фото: из фондов КГБУ ККОМ
Лечившийся более двух месяцев матрос "Невельска" жаловался, что нательное белье меняют редко раз в месяц. Крановщик Петропавловского морского торгового порта сетовал на нехватку посуды: "Скушал первое, потом жди, когда освободится посуда других палат, чтобы тебе принесли второе". Стармех одного из судов считал неправильным, негигиеничным, когда для того, чтобы "сохранить" посуду (в первую очередь самые дефицитные ложки и стаканы), больные забирали их с собой в палаты и сами мыли. Один пациент отметил ветхость нательного белья. "Прямо стыдно его надевать. Самому приходилось к кальсонам пришивать пуговицы". Починить белье вполне могла, но почему-то не делала этого, кастелянша.
Мыться было сложно. Ванна отсутствовала, канализация работала скверно, да и воды не доставало. "Хуже того, несколько дней тому назад для больных в палату выдавали по одному графину воды: хоть пей, хоть мойся".
К бытовой неустроенности добавлялась скука. Радио бездействовало, кино отсутствовало, лекции и беседы не проводились. Оставалась одна отрада: библиотека из пяти сотен книг и ежедневно приходившие свежие выпуски газет. На медперсонал больные не жаловались, хотя до политотдельцев доходили слухи о фактах "бездушного отношения со стороны отдельных врачей". Назывался пример слесаря мехмастерской, инвалида Отечественной войны. Он два месяца обивал порог поликлиники, желая удалить из болевшей челюсти мешавший осколок, след отгремевших боев. Врач отказался ему помочь и даже обозвал симулянтом. "Только при вмешательстве порткоммора и прокуратуры бассейна была оказана помощь в военном госпитале". Похожая история приключилась и с захворавшим портовиком.
Вызывала нарекания и скорая помощь больницы, превратившаяся "в своеобразную разъездную карету. Вместо оказания экстренной помощи на дому машина занимается развозом врачей по квартирам и другими хозяйственными делами".
Так что в больнице было что улучшать. "Чувствуется формальное отношение к служебным обязанностям, забывается главное для работников медицины — неустанная забота о советском человеке".
Также в этот день
2 августа 1948 года решением Корякского окрисполкома № 122 создано организационное бюро обществ ДОСААФ, ДОСАРМ, ДОСФЛОТ.
2 августа 1957 года решением Камчатского облисполкома № 324 Корякскому окрисполкому поручено приступить к заготовке местного угля в целях обеспечения топливом социально-культурных учреждений и населения окружного центра.
2 августа 1996 года постановлением главы администрации Корякского автономного округа № 148 зарегистрировано ООО "Корякэнерго".