Челюскинцы на Камчатке
Одно из первых значимых исторических событий Камчатки произошло 28 мая 1934 года. В сопровождении легендарного ледокола "Красин" в Авачинскую губу зашёл пароход "Смоленск", доставивший спасённых челюскинцев. Вся страна переживала за судьбу экипажа и членов экспедиции затёртого во льдах парохода "Челюскин".
Встреча челюскинцев в Петропавловске с участием самолётов, сбрасывавших листовки, эскортом из всех имеющихся в порту катеров и выстроенных вдоль пирса пограничников, криками "Ура!" и исполнением "Интернационала", переросла в грандиозный праздник.
Город в это время представлял собой запущенное и обветшалое за годы войн и становления новой власти поселение. Горы мусора, грязь, разгуливающие по заросшим травой улицам коровы и свиньи, покосившиеся некрашеные дома. Улицы тех лет не были похожи на современные. Вдоль спуска от улицы Ленинской к современному морскому вокзалу вела узкая грунтовая дорога, застроенная с обеих сторон домиками с огородами, образующими улицу Ларинскую. Проезжая часть всех улиц была грунтовой. Ленинская, от начала до перекрёстка с улицы Ларинской и Камчатским переулком, тоже была застроена по обе стороны. По чётной стороне стояло тридцать два, а по нечётной девятнадцать домов.
На территории современной Аллеи флота, вдоль крутого откоса, дома с огородами располагались ниже дорожного полотна, а на противоположной, чётной стороне, как и на всех улицах, тянувшихся вдоль склона Петровской сопки, дома стояли выше дороги. Их участки заканчивались откосами над улицей. По верхней кромке откосов, как правило, были посажены кусты красной смородины для защиты от размыва почвы. Вдоль чётной стороны улицы Ленинской, под откосами, тянулась водосточная канава от обкома партии до ГУМа, накрытая деревянным тротуаром.
Экипаж ледокола "Красин" решил оказать горожанам посильную помощь в наведении порядка. Моряки отремонтировали дизели и вспомогательные механизмы городской электростанции, здание средней школы № 1 имени Горького, привели в порядок часть территории в центре города. В знак благодарности горожан за неоценимую помощь улицу Никольскую переименовали в улицу Красинцев.
У монумента Славы пограничникам. Фото: kamgov.ru
Монумент Славы пограничникам
28 мая 1976 году в День пограничника, на площади Дзержинского в Петропавловске в торжественной обстановке был торжественно открыт монумент Славы пограничникам Камчатки.
На монументе закреплена табличка с надписью:
"Граница –
Не просто
На страже солдаты,
Граница — бессмертные
Вечные даты,
Великая летопись
Славных побед".
Монумент Славы пограничникам Камчатки был создан по инициативе погранотряда в связи с 50-летием со дня его образования.
Архитектурно-скульптурный комплекс представляет собой обелиск, напоминающий пограничный столб с тремя горельефами, символизирующими три рода войск: сухопутные, морские и воздушные. На четвертой стороне — стилизованный флаг, на котором бронзовыми буквами написаны стихи.
Высота обелиска — 15 метров 40 сантиметров. В верхней части обелиска с четырех сторон — изображение герба Советского Союза. Обелиск выполнен из армированного бетона и мраморной крошки. На площади у обелиска в форме звезды расположены пять трехгранных обрамлений.
Скульптурная композиция комплекса разработана камчатским художником — монументалистом И. К. Копытовским, выполнена камчатским скульптором А.И. Соловьевым при активном участии архитекторов и проектировщиков Камчатского отделения "Гипрорыбпрома".
Также в этот день
28 мая 1944 года газета "Правда" сообщала, что рыбаки колхозов и предприятий Корякского округа в 1943 г. дали сверх плана 474 тыс. пудов рыбной продукции. Трудящимися округа было внесено в Фонд обороны около 26 млн руб. По примеру освобождённых районов Украины на строительство боевой техники собрано более 4 млн руб. Оленеводы и охотники внесли в Фонд обороны более 2 тыс. оленей, 300 лисиц и соболей. Для воинов действующей армии было отправлено более 45 тыс. тёплых вещей.
28 мая 1963 года состоялось совещание представителей Дальневосточного, Камчатского, Сахалинского пароходств и Камчатрыбпрома. Оно постановило создать на базе КГМП и Камчатрыбпрома "Координационный центр диспетчерского руководства флотом всех судовладельцев, работающих по завозу и вывозу грузов с Камчатки".
28 мая 1987 года решением Корякского окрисполкома рр. Морошечная и Утхолок закреплены за госпромхозом "Лесновский".
28 мая 1998 года постановлением Думы Корякского автономного округа утверждено Положение о национальном предприятии и основных направлениях традиционных видов народных промыслов.