"Три смертных греха"
В июне 1742 г. прибыл в Камчатку сын боярский Пётр Борисов. Но управлял он недолго, ему на смену прислали писаря Михаила Попова, который и управлял Камчаткою с июня 1743 г. по день своей смерти 5 февраля 1744 г. Управление принял капрал Уваровский, который в свою очередь сдал должность в 1744, в октябре новому командиру капитану Лебедеву. 27 апреля 1754 г. иркутская провинциальная канцелярия предписала капитану Лебедеву, согласно его просьбе, выехать в Якутск, сдав должность капитану Чередову, который вступил в должность 31 октября 1754 года.
Лебедев по доносу Чередова о растрате казённых денег, недостаче вина, сладкой травы, продаже в холопство молодых коряков — был задержан на Камчатке до окончания суда. Суд тянулся долго, и Лебедев, так и не дождавшись суда, умер в Большерецке 3 февраля 1760 г.
Чередов отличался жестокостью, коростылюбием, использовал телесные наказания. Вопреки поведению капитана и его сына Фёдора, их бесчинств, Фёдора Чередова пожаловали в титулярные советники и посадили на воеводство в Иркутске.
Пахомий донес о всех действиях Чередова иркутскому архирею, и иркутская провинциальная канцелярия по ходатайству архирея предписала большерецкой канцелярии сменить Чередова и принять временно его должность старшему по нем. 13 февраля 1757 года его сменил поручик Кошкарев, которому Чередов, подстрекаемый своею женою, долго не хотел сдавать должности, так что Кошкарев принужден был употребить военную силу. После того Чередов и Кошкарев писали друг на друга доносы, которые вполне раскрыли беззаконные действия первого и подвергли его суду.
13 февраля 1757 года приступил к обязанностям командира поручик Кошкарёв. В его правление предпринималась ещё одна попытка завести хлебопашество, но без успеха. Кошкарёва сместили в ноябре 1761 г. за злоупотребления.
Его сменил поручик Недозрелов, оказавшийся ещё хуже своих предшественников. Он руководил краем до 1764 г.
Современники Чередова, Кошкарёва и Недозрелова назвали их тремя смертными грехами.
Главное Сибирское начальство, осведомясь о камчатских беспорядках и убедясь в невозможности охотскому командиру наблюдать за тамошними управителями, нашло необходимым перевести главное управление Камчаткою из Охотска в Анадырск.
Вот так бесславно завершился и второй, тридцатилетний, период управления Камчаткой из Охотска. Ни один из командиров, назначенных из Охотска или Иркутска, не заслужил доброй памяти.
Щапино. Лыжные соревнования, 1955 год. Фото: Фото: из фондов КГБУ ККОМ
Из жизни села Щапино
Щапино принадлежало к селениям, ведшим летоисчисление из глубины веков. С. П. Крашенинников упоминает острожек Шапин или Шепен, где "лучший мужик" Начик. В 1730-х гг. здесь имелось 13 ясачных плательщиков. Селение находилось в 51 версте ниже Машуры, в нескольких верстах вверх по реке Щапино. Отсюда открывался великолепный вид на потухшие вулканы Кинчоклу (Лебедев) и Кунчекла (Комаров). Летники щапинских жителей находились на реке Камчатке: один выше реки Щапиной, три ниже ее устья. Самый верхний летник имел труднопроизносимое по-русски название "Каледвщ".
В многочисленных экспедициях, посещавших Камчатку в начале ХХ в., щапинцы участвовали как проводники. В 1909 г. руководитель ботанического отряда экспедиции Рябушинского В. Л. Комаров застал селение расположенным на левом берегу реки Щапиной. Здесь стояли всего семь домов, имелись 33 жителя, 36 голов крупного рогатого скота, 138 собак и пять лошадей. Мы не можем объяснить, что же произошло с селянами несколько лет назад, но известно, что все жившие здесь были недавно переселены сюда из близлежащих сел — Мильково, Машура и Толбачик. Из коренных щапинцев остался только один старик Попов.
В 1911 г. сгорела со всем имуществом сельская часовня. В 1914 г. селяне выстроили новую часовню длиной 24 и шириной 9 аршин, сохранявшуюся вплоть до 1960-х гг.
Щапино имело телефонную связь с селениями долины, доходившую вплоть до Петропавловска. В. К. Арсеньев, посетивший селение в 1918 г., записал в своем дневнике: "Оспа была в зиму 1916/1917 г. Медицинской помощи никому не подавалось. Умерло взрослых 8, детей 12. Третья часть населения".
В 1930-х гг. здесь образовался колхоз, которому на 1935 г. установили план посадки картофеля 5, капусты — 0,2, других овощей — 0,3, зерновых — 8 га. В 1944—1945 учебном году работала двухклассная школа. В 1949 г. в Щапино приехали первые переселенцы из Омской области. До этого здесь все оставалось по-прежнему: рыбалка, охота, огородничество, меньше десятка домов коренных жителей, да сохранившаяся часовня без крестов. Теперь спокойная и размеренная жизнь древнего камчадальского села закончилась. Застучали топоры, зазвенели пилы, стала отступать вековая тайга. Новоселы заложили первую улицу и дали ей название "Омская".
В 1957 г. село образовывали уже 200 строений и 12 улиц. Здесь находились лесничество, магазины рыбкоопа, павильон бытового обслуживания, редакция и типография многотиражки, клуб, школа, больница, сберкасса, пекарня, столовая, почта, аэродром.
К концу 1950-х гг. благосостояние работников местного леспромхоза заметно выросло. В 1957 г. тиражом в 500 экземпляров стала выходить газета "Трибуна лесника". В 12-м номере она сообщала: "Щапинский рыбкооп продал недавно 15 мотоциклов ИЖ-49 и один М-72. Мотоциклы марки ИЖ-49 приобрели рабочие Помайбо, Веретенников, Чернов, киномеханик Ломанов, мастер Дурнаев…". Большим авторитетом в поселке пользовалась комсомольская организация
Щапино явилось центральной базой лесозаготовителей. Рядом возводились новые поселки-времянки: Лазо, Центральный, 13-й квартал, 14-й квартал, Линейный, 37-й квартал. Планировалось строительство фанерной фабрики.
В марте 1957 г. образовался Щапинский сельсовет. В период расцвета в селении жили около 4 000 чел. С 1952 по 1957 г. объемы лесозаготовок увеличились в пять раз. Но за короткий срок сырьевая база сильно истощилась, упали заработки, люди стали постепенно переезжать в другие села и поселки. По данным переписи населения, в январе 1979 г. в селе жили всего пять человек.
13 февраля 1979 года Щапинский сельсовет был упразднен.
Также в этот день
13 февраля 1713 года указом Сибирского губернатора князя Гагарина управителем Камчатки назначен капитан Пётр Иванов(ич) Татаринов, которому дана инструкция: "Искать государственной прибыли, призывать в подданство инородцев, объясачивать их и брать аманатов. Построить на Камчатке церкви и крестить инородцев с положенным для него вознаграждением. Открыть путь морем, на немирных идти с пушками, проведывать: не найдутся ли руды".
13 февраля 1925 года в с. Хайрюзово начала функционировать школа, в которой обучалось 43 ученика.
13 февраля 1940 года решением Корякского окрисполкома рассмотрен вопрос "О ходе работ по устройству территорий хозяйственных центров оседающих оленеводческих колхозов Тигильского района.
13 февраля 1942 года принято решение Карагинского райисполкома о строительстве дома грязелечебницы на Дранкинских горячих ключах.