Дальневосточный МедиаСаммит (18+)
4–5 июля 2024

осталось 43 дня

"Чай со слоном": что на самом деле заваривали в СССР 
08:00
21 мая в календаре: Международный день чая
07:40
Погода на Камчатке 21 мая: в столице преимущественно без осадков, в районах местами дождь
07:00
Новое в ЖКХ: с каждой квартиры будут дополнительно брать по 1000 рублей
04:55
Самые частые ошибки россиян, из-за которых за ЖКХ платишь больше
20 мая, 21:05
РРПК открыла четвертый сезон экомарафона "Чистый берег"
20 мая, 19:05
Родившиеся в СССР точно вспомнят эти хиты 70-х — ТЕСТ на музыку
20 мая, 19:00
На Камчатке директор УК пойдет под суд за сокрытие доходов
20 мая, 18:21
ВТБ представил аудиоспектакль "Сон о хлебе"
20 мая, 17:45
Житель Камчатки получил год строгача за домашнее насилие
20 мая, 17:32
"Студенческий ректорат" создан в Тихоокеанском Медицинском на Дальнем Востоке
20 мая, 17:10
Камчатцам предлагается выбрать кандидата в депутаты Заксобрания по избирательному округу № 11
20 мая, 17:08
Около 200 тысяч человек ежегодно рассчитывают принимать в новом музее Камчатки
20 мая, 16:01
Камчатский фотограф призвала жителей края участвовать в конкурсе "Дальний Восток – Земля приключений"
20 мая, 15:51
В школах Камчатки прозвучали Последние звонки
20 мая, 15:15
Камчатцам предлагается выбрать кандидата в депутаты Заксобрания по избирательному округу № 11 20 мая, 17:08
В школах Камчатки прозвучали Последние звонки 20 мая, 15:15
Камчатка представила свои товары на выставке ЭКСПО в Китае 20 мая, 10:30
Встречи с крупными инвесторами проводит делегация ЕАО в Китае 18 мая, 17:30
Депутаты предложили дать самозанятым в районах Крайнего Севера право на льготную пенсию 18 мая, 11:45
Депутаты Камчатки предложили компенсировать затраты на дорогу до мест получения медпомощи 16 мая, 16:01
Собственное дело на Камчатке можно открыть при поддержке Кадрового центра 16 мая, 14:16
Вопросы лекарственного обеспечения населения Камчатки рассмотрели депутаты краевого парламента 15 мая, 17:09
На Камчатке стартовал XIV Съезд предпринимателей  15 мая, 17:02
Бизнесмены Камчатки получили свыше 670 млн рублей по гарантийным обязательствам в 2024 г. 15 мая, 15:53
День Победы, новый срок и несбывшийся прогноз 15 мая, 10:00
Ирина Унтилова рассказала о мерах по поддержке оленеводства в Камчатском крае 14 мая, 13:29
На Камчатке пройдёт "Неделя предпринимательства – 2024" 14 мая, 11:57
Маскировочные сети, рыбные деликатесы, детские рисунки везет в зону СВО Татьяна Романова 13 мая, 17:19
Общественникам Камчатки предлагают выдвинуть кандидатуры в общественную наблюдательную комиссию 13 мая, 15:50

Камчатка 16 декабря: доставка грузов на полуостров и восстановление герба Петропавловска

Этот день в истории - листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Гидрографическое судно "Охотск" из книги С. В. Гаврилова "Вдоль камчатских берегов"
Гидрографическое судно "Охотск"
Фото: из книги С. В. Гаврилова "Вдоль камчатских берегов"

Первое отечественное гидрографическое судно

16 декабря 1921 года областная гражданская администрация оповещает население о выходе из Владивостока на Камчатку парохода "Охотск" "с частными грузами продовольствием, мануфактурой и другими предметами первой необходимости". Для Камчатки это было очень важным явлением, так как с поставками грузов в край имелись проблемы, поэтому население и оповещали о таких событиях. Люди ждали пароходы с провизией. 

Гидрографические суда, как отдельный класс, появились в классификации кораблей и судов флота лишь в 1915 году. Однако первое гидрографическое судно специальной постройки вошло в строй семью годами ранее.

Шестого ноября 1907 года исполняющий обязанности начальника Главного гидрографического управления генерал-майор Корпуса флотских штурманов Вилькицкий писал начальнику Гидрографической экспедиции Восточного океана полковнику Жданко о возможности постройки на английской верфи "Sunderland Shipbuilding Company" парохода, который можно будет использовать в качестве описного судна. Благодаря энергии Вилькицкого, дело с его постройкой шло достаточно быстро. 18 февраля 1908 года о спуске парохода на воду было доложено императору Николаю II, который приказал присвоить ему имя "Охотск". Стоимость постройки составила 17200 фунтов стерлингов. Важным достоинством судна было то, что запас угля в 500 тонн обеспечивал ему 50-суточное автономное плавание.

8 апреля 1908 года на гидрографическом судне "Охотск" был поднят флаг, и через два дня оно вышло в море, а 2 июня прибыло в порт Владивосток. Пароход в качестве транспорта был зачислен в состав Гидрографической экспедиции Восточного океана, входившей в Сибирскую флотилию. Начиная с середины августа 1908 года, судно принимало активное участие в работах по описанию побережья Тихого океана, возобновившихся после перерыва, вызванного Русско-японской войной 1904-1905 годов. Его экипажем ежегодно велась съёмка, составлялись планы, делались промеры и описания дальневосточного побережья. Одновременно с этим шли и гидрологические исследования, метеорологические наблюдения, изучалась флора и фауна.

В марте 1913 года гидрографическую экспедицию Восточного океана возглавил другой выдающийся исследователь — полковник Корпуса гидрографов Давыдов, под руководством которого она работала до 1922 года. В 1917 году "Охотск" находился в ремонте, из-за чего работы в районе Шантарских островов проводились лишь в июле. В этом же году гидрографы трудились в бухте Золотой Рог и Амурском заливе.

Продолжались гидрографические исследования и в годы Гражданской войны, причём независимо от того, в чьих руках находилась власть. Во второй половине 1918 года экспедиция работала в западной части Охотского моря и на Шантарских островах. В 1919-1921 года предметом её изучения стал Карагинский залив восточного побережья Камчатки. На основе собранных в эти годы данных Давыдов создал свой фундаментальный труд — "Лоцию побережий РСФСР Охотского моря и восточного берега Камчатки с островом Карагинским включительно", вышедший в 1923 году.

Однако судьба гидрографического судна "Охотск" оказалась драматичной. Сибирская флотилия в 1917-1922 годов несколько раз переходила из рук в руки. 26 мая 1921 году во Владивостоке образовалось антибольшевистское правительство во главе с Меркуловым. Командующим флотилией стал контр-адмирал Старк. В 1921-1922 годах гидрографическое судно "Охотск" неоднократно привлекалось к операциям, целью которых была борьба с красными партизанами и иностранными браконьерами. При этом ходил он под гражданским флагом и с вольнонаёмными капитаном и командой. Во время Гражданской войны на судне установили вооружение — два 37 мм орудия. 8 сентября 1922 года неизвестными злоумышленниками была взорвана машина гидрографического судна, который вышел из строя. К осени 1922 года, благодаря успешному весенне-летнему наступлению частей Красной армии и партизанских отрядов, для белых сил в Приморье сложилось угрожающее положение. 23 октября 1922 года, командующий Сибирской флотилией адмирал Старк увел подконтрольные ему корабли и суда в корейский порт Гензан. Далее путь эвакуации пролегал через Шанхай, а завершился в Маниле, где в 1924 году Сибирская флотилия прекратила своё существование.

Гидрографическое судно "Охотск", как и ряд других кораблей и судов, не имевших хода, шёл на буксире. В Гензане вместе с пароходами "Эльдорадо", "Защитник", "Могучий" и "Пушкарь", "Охотск" был передан для размещения личного состава командирам двух крупных казачьих отрядов — генералам Лебедеву и Глебову. В качестве плавучей казармы для людей последнего "Охотск" использовался в Шанхае до ноября 1926 года. Постепенно командование русскими частями было вынуждено продавать суда. Не стал исключением и "Охотск", который 26 ноября 1926 года перешёл во владение американскому коммерсанту Эдди. Но на этом история парохода не закончилась.

После продажи гидрографическое судно под названием "Yih Li" поработало в составе двух китайских кампаний с портом приписки Шанхай, а в 1938 году числился в списках судов итальянской компании в Китае — Chinese Italian Navigation под названием "Commandante Paolini". Уже в ходе Второй мировой войны, 28 или 29 декабря 1943 года, "Commandante Paolini" был потоплен американской авиацией на реке Янцзы, недалеко от Вузунга. Так завершилась судьба первого отечественного гидрографического судна специальной постройки.

Герб Петропавловска-Камчатского, восстановленный в 1993 году

Герб Петропавловска-Камчатского, восстановленный в 1993 году. Фото: из фондов КГБУ ККОМ

Восстановление исторического герба

16 декабря 1993 года было опубликовано Постановление градоначальника города Петропавловска-Камчатского А. К. Дудникова № 3513 "О восстановлении исторического герба города Петропавловска". Согласно утверждённому Положению "О гербе областного города Петропавловска-Камчатского", герб "представляет собой изображение в серебряном щите, трех червленых сопок, с исходящим пламенем. Щит сверху украшен башенной короной с тремя зубцами в обрамлении двух перекрещивающихся по диагонали якорей, символизирующих Петропавловск-Камчатский, как морской порт, перевитых алой (муаровой) Александровской лентой … Цвет червлень — (символ храбрости, мужества и неустрашимости) изображается краскою — смесью железного сурика и киновари (первый преобладает)".

Исторический герб Петропавловска-Камчатского был принят и утверждён императорским указом 26 апреля 1913 года. Современный герб, основанный на историческом гербе города, был восстановлен 16 декабря 1993 года.

На серебряном поле щита изображены три огнедышащие сопки. Щит увенчан золотой башенной короной с пятью зубцах и лавровым венком. Своим цветом и формой корона призвана указывать на статус города как городского округа. Лавровый венок говорит о том, что Петропавловск-Камчатский — столица субъекта Российской Федерации — Камчатского края.

У подножия щита — два наложенных друг на друга золотых морских якоря, перевитых лентой Трудового Красного Знамени. Якоря — это символ определяющего значения Петропавловска как морского порта, важного для развития российского Дальнего Востока.

Лента же — напоминание о том, что в 1972 году Петропавловск-Камчатский был награжден правительственной наградой — орденом Трудового Красного Знамени.

Немногим позже, в 2006 году, к гербу были добавлены щитодержатели — серебряные в золотых одеяниях Святые Апостолы Пётр и Павел — покровители города. Одной рукой они держат щит, а в другой руке у Петра серебряные ключи и свиток, у Павла — книга.

Петропавловск-Камчатский, 1934 год

Петропавловск-Камчатский, 1934 год. Фото: из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова

Курсы для строителей

16 декабря 1934 года стало известно, что с 1 января в Петропавловске заработают постоянные курсы советского строительства, рассчитанные на сорок слушателей. Они будут готовить кадры работников советских учреждений из коренного населения области чукчей, эскимосов, коряков и других. 

Данные курсы действительно работали и готовили специалистов в области советского строительства. Но какова оказалась их судьба к сожалению, не удалось выяснить. Ясно, что их ликвидировали, но в каком году установить сложно. 

Также в этот день

16 декабря 1916 года в 8 часов 55 минут вечера во время урагана были замечены три подземных толчка, которыми поломаны трубы в некоторых домах в Петропавловске, а в колонии прокажённых разрушен дом сестры милосердия.

16 декабря 1992 года решением Малого Совета на территории Пенжинского района образованы заказники: "Мыс Елистратова" и Северо-Аянкинский лиственничный. 

16 декабря 1998 года принят Закон Корякского автономного округа "О библиотечном деле". 

16 декабря 2009 года принят Закон Камчатского края № 361 "О праздниках и памятных датах Камчатского края ".