Дальневосточный МедиаСаммит (18+)
4–5 июля 2024

осталось 7 дней

Андрей Островский -- единственный мужчина-доула на Камчатке. А, может, и во всей России
Фото: Архив семьи Островских-Сониных

Единственный на Камчатке мужчина-доула: "Я чувствовал, будто это я сам только что родил!"

Есть такая профессия – облегчать процесс превращения в маму

Недавно в ленте мессенджера промелькнуло объявление, в котором люди интересовались, есть ли на Камчатке доулы, и просили поделиться их контактами. К стыду своему, мы на тот момент о таких специалистах слыхом не слыхивали. Кто такие доулы и зачем их искать, понятия не имели. Но любопытство — двигатель прогресса. Нашли мы камчатских доул! И сегодня, в День матери, в рубрике "Есть такая профессия" ИА KamchatkaMedia знакомит с ними своих читателей. 


Рабыня или волшебница? 

Доула — это специалист, который помогает женщине готовиться к родам, рожать и осваиваться в роли мамы. Обеспечивает физическую, эмоциональную и информационную поддержку. Это не акушерка, не гинеколог и не педиатр. Это помощник, который приободрит, сделает массаж, научит, как правильно дышать, как уменьшать болевые ощущения, как прикладывать ребенка к груди и прочее.

Как выяснилось, профессия эта в современном мире существует уже несколько десятков лет. Мамой термина "доула" считают американского антрополога Дану Рафаэль. Придумала она его аж в 1966 году! Когда Дана родила первенца, у нее возникли проблемы с грудным вскармливанием. Это подвигло ученую исследовать обычаи и традиции естественного вскармливания разных народов мира. Итогом работы стала диссертация. В частности, в этом научном труде был сделан вывод о том, что если рядом с молодой мамой находится помощница, способная поддержать, то это благотворно влияет на лактацию. Для обозначения тех самых помощниц Дана взяла греческое слово "дОула", которое переводится как "служанка" или "рабыня". 

Спустя четверть века, уже в начале 90-х, это спорное словечко на вооружение взяли другие американские ученые М. Клаус и Дж. Кеннел, которые решили, что помощь необходима не только в налаживании грудного вскармливания, но и вообще во многих вещах, с которыми сталкивается молодая мама и, конечно, в самом ответственном событии — родах. Они основали первую в мире организацию, которая занималась обучением доул. 

У нас же, в России, где будущих мам было принято напутствовать словами "Все рожали и ты родишь" или "А раньше вообще в поле рожали, и ничего...", услуги доул стали приобретать популярность совсем недавно. В столице и крупных городах эти специалисты представлены уже довольно неплохо. Есть сайты, на которых можно заочно познакомиться с доулами и выбрать ту, которая подходит именно вам. Пока единых строгих требований к этим специалистам нет, доулой у нас может считаться почти кто угодно. Здесь в одном поле работают и профессиональные психологи, и массажисты, и люди без образования, но с опытом — "Я сама родила пятерых и вам помогу!", и волшебники-экстрасенсы, которые "наколдуют" вам легкие роды... Выбор — за вами. Но дело это весьма ответственное: вам же не все равно, кто окажется с вами наедине в предродовой палате? 

На Камчатке доульство — пока в зачаточной стадии. Но нам повезло познакомиться с людьми, которые занимаются этим уже более пяти лет, подходят к вопросу комплексно и постоянно развиваются в профессии. 

Наши земляки Светлана Сонина и Андрей Островский — супруги, воспитывающие троих детей. В Петропавловске у них есть своя йога-студия "ESSENCE". Здесь наряду с обычными спортивными группами работает и "Йога для беременных", которая и стала их первой ступенькой в освоении профессии доулы. А вообще, как часто бывает, все началось с личной истории. 


Никто не собирался ждать, пока я рожу...

Первого своего ребенка, сына Яна, Светлана рожала 11 лет назад. В роддом приехала рано, по неопытности приняла ложные схватки за настоящие. 

— Был поток, все торопились, никто не собирался ждать, пока мое тело пару суток будет готовиться к естественным родам, — вспоминает Светлана. — Провели полный набор манипуляций. Сначала сделали стимуляцию, а потом и кесарево сечение. Хотя беременность у меня была прекрасная, легкая… Я была уверена, что такого не должно было случиться. Почему так произошло? Этот вопрос настолько глубоко засел в моей голове… Попытки найти на него ответ выросли в то, чем я сегодня занимаюсь. 

-— Сначала я отучилась на инструктора по йоге, затем прошла подготовку по йоге для беременных и адаптивной физкультуре. Потом все глубже начала изучать физиологию, вопрос деторождения, прошла несколько курсов акушерства (тех, что были доступны для людей без медобразования). Я ездила на форумы, посвященные традиционному акушерству и естественным родам. 

Еще одной вехой, которая позволила развиваться в профессии, стала судьбоносная встреча с Андреем. Они познакомились на семинаре по йоге, стали бизнес-партнерами, а затем и супругами. 

— Я до 40 лет понятия не имел, кто такая доула, и, естественно, не собирался ею становиться, — смеется Андрей. — Я помог Свете организовать йога-студию, а потом и самого затянуло. Помимо йоги начали вести занятия для беременных, давать информацию, проводить дыхательные практики. Приглашали с материка специалистов, которые читали очень интересные и полезные лекции для будущих родителей. И я сам стал заслушиваться… Проникся.

— Так проникся, что решил принять участие в родах наших дочерей, — улыбается Светлана. — Андрей был моей доулой! Это было так трогательно…


Не как в фильме ужасов… 

Светлана: — После кесарева сечения идти в роддом мне совсем не хотелось. Мы приняли решение второго ребенка рожать дома.

— Радикально!

— Да, но, естественно, без помощи специалистов мы бы на такое не решились! Нам помогали две очень опытные акушерки. Одна из них прилетела из Новосибирска. Чтобы вы понимали, наша Тамара была 413-м ее ребенком, принятым дома, а наша третья дочь София — уже 473-м! Наличие рядом таких профи давало мне твердую почву под ногами и спокойствие.

— Андрей, мужчины, как правило, побаиваются всего, что связано с родами… Вы, конечно, имели определенную подготовку. Но одно дело — теория, другое — практика. Страшно было?

Андрей: — Было ответственно. Хотя, безусловно, в моей голове тоже жили эти шаблонные установки о том, что роды — это что-то наподобие фильма ужасов. Роды у Светланы начались где-то на неделю раньше того срока, который прогнозировали врачи. Я был в поездке, глубоко забрался в камчатские дебри, телефон там не работал. Когда на обратном пути появилась связь, мне пришла эсэмэска от Светы: "У меня отошли воды". Я был в отчаянии, думал, что опоздаю на роды. У нашего КАМАЗа после Светиного сообщения как-будто выросли крылья — он никогда так быстро не ездил!

Когда я бежал домой вверх по лестнице, мое воображение уже рисовало кошмарные картины: жена мучается, все стены в кровавых отпечатках пальцев… И тут Света открывает мне дверь. В каком-то сногсшибательном пеньюаре, с фантастической прической. Такая красивая и спокойная говорит: "Я потихоньку рожаю, животик чуточку потягивает, заходи". Мы поужинали, легли спать. 

В роддом не надумали все-таки поехать?

— Сейчас уже в медучреждениях тоже стараются поворачиваться в сторону естественных родов, но тогда еще был сценарий, в основном, такой: если кесарево в анамнезе, если прошло время после отхода вод, то путь один — опять кесарево. Поэтому, конечно, мы не поехали туда. На следующий день, когда пошли уже основательные схватки, приехали наши акушерки, я надул бассейн, наполнил его.

Мы рожали вместе в воде, я помогал жене во всем, прочувствовал каждую минуту. Когда ты входишь в этот процесс, синергия настолько мощная, ты проживаешь практически все ощущения, что проживает твоя женщина — если между вами имеется контакт. И усталость, и эндорфины... Это настолько сближает! У меня было полное ощущение, что я сам родил ребенка.

Таким вот радостным и приятным был мой первый доульский опыт. Потом было рождение нашей второй дочери Софьи. И ее старшая сестра Тамара тоже немного принимала участие в этом. Она принесла нам в бассейн пластилин, краски, чтобы мы не скучали… Погладила маму, увидела и поцеловала сестренку и пошла в садик.

— А практический опыт доульства с другими роженицами у вас был? Или только с женой?

— Был опыт. Это были роды подруги нашей семьи. Причем, происходило это уже не в стенах квартиры, а в роддоме. Чтобы не переполошить медиков, мне пришлось представиться папочкой. И, несмотря на то, что обстоятельства этих родов были кардинально другими, ощущения все те же! Я опять почувствовал, будто рожал сам!

Быть точкой опоры, руками и мозгами… 

— А чем конкретно доула может помочь женщине в родах?

Андрей: — Добрым словом и нежными руками! Ну, а если конкретно… Чтобы женщине родить легко, ей нужно ощущение безопасности. Чувствует ли она это, оказавшись в незнакомом месте среди чужих людей? Присутствие рядом кого-то, кто за тебя, дает точку опоры и покоя. Это первое. Второе… Процесс родов — инстинктивный, а когда приходится отвлекаться на работу ума, это только мешает. Человек, который присутствует с роженицей, может взять на себя все эти моменты с заполнением бумаг и ответами на вопросы персонала, и дать тем самым женщине возможность не выходить из своего полутранса. Третий момент — есть комплекс определенных манипуляций для того, чтобы снять в схватках неприятные болевые симптомы: массаж, разминание крестца, растирание... И, конечно, правильное дыхание. Сейчас о правильном дыхании уже многие знают, но заученная теория часто в панике забывается. Грамотная доула будет руководить этим процессом, и это тоже значительно облегчит боль. Ну, и еще одна важная функция доулы — быть на стороне женщины, отстаивать ее интересы.


Золотое правило доулы — не мешать врачам

Светлана: — Я хочу уточнить. Мы не говорим о том, что мы против врачей. Ни в коем случае! Если мы рожали дома, это не означает, что мы призываем всех так делать. Наоборот мы не рекомендуем рожать дома всем! Это очень личное решение, и должна быть очень большая подготовка, и обязательно специалисты рядом. Золотое правило профессиональных доул — не лезть в медицинскую часть, не мешать врачам. Когда ко мне приходят некоторые будущие мамочки и говорят, что хотят моего сопровождения в роддоме, чтобы я помогла оградить их от врачей, чтобы запретила стимулировать роды или делать кесарево, я сразу говорю, что они обратились не по адресу. 

Андрей: — Бывают абсолютно разные ситуации, при которых без вмешательства никак не обойтись. И решает это врач. Но есть случаи, когда решение о том, ускорить или успокоить родовую деятельность принимается только потому, что, например, скоро у них пересменка, и медикам было бы так удобнее. Мы можем мягко задать вопрос и понять мотивацию. Женщина вправе знать, что и почему с ней происходит в такое важное для нее время. 

Светлана: — Но главная наша задача — это помочь роженице максимально расслабиться, взять заботу о ней, пока она находится в предродовой палате. Это, кстати, очень помогает и медперсоналу. Присутствие доулы снимает с их плеч часть работы. Особенно это ценно, когда рожает сразу несколько женщин. Жаль, что, когда я приходила поговорить о сотрудничестве в наш краевой роддом, мне в нем отказали.

Я хотела наладить связь между школой молодых мам и нашей студией. Предлагала закреплять полученный теоретический материал у нас на практических занятиях. Однако я могу понять медиков. Во-первых, доулы — это еще не совсем обычное явление у нас на Камчатке. Во-вторых, врачам, бывало, приходилось сталкиваться с неадекватным и непрофессиональным поведением помощников в родах. Такие, к сожалению, тоже бывают. Этот печальный опыт, вероятно, и привел к отказу. 

— Готовясь к нашей встрече, я прочитала о том, что в Подмосковье, например, запустили пилотный проект — в роддоме мамочкам предлагают помощь доул. Может, и до нас такая практика дойдет…

Светлана: — Думаю, нужно время. Надеюсь, мы вернемся к обсуждению этого вопроса чуть позже. Сейчас все отягощено еще и этой историей с ограничениями по коронавирусу. 


Папа может все, что угодно… 

— Насколько я поняла, вы не столько сами стремитесь присутствовать в роддоме, сколько ратуете за то, чтобы отцы шли на роды, становились доулами для своих жен?

Светлана: — Совершенно верно! Такова наша позиция, проверенная собственным опытом. На занятиях в студии мы говорим именно об этом. Андрей проводит встречу с будущими папами и делится пережитыми моментами счастья рождения, дает много полезной информации. И подавляющее большинство отцов после этих занятий с радостью идут в роддом. А потом говорят нам спасибо за то, что были причастны к такому важному событию.

За 6 лет моей работы в этом направлении через мои руки прошли сотни будущих мамочек. И было всего два папы, которые повели себя в роддоме не совсем адекватно. Все остальные были счастливы.

-— Но, конечно, если отец находится в глухой обороне или по объективным причинам не может присутствовать на родах, мы предлагаем свои услуги. Однако к незнакомым людям мы на роды не пойдем. Мы берем только тех мамочек, которые проходили занятия в нашей студии. Записываем мы женщин, начиная с 14 недели беременности, и они идут с нами до самого роддома. Во-первых, мы уже говорили о том, что чувство покоя дарит человек, которого роженица знает. Во-вторых, во время подготовки мы изучаем и отрабатываем все важное и нужное — то, на что в роддоме время тратить абсолютно некогда. Мы с роженицей должны быть единой командой, понимать друг друга с полуслова. 

— А после родов вы продолжаете общение?

— Да, конечно. Мы сопровождаем наших рожениц и после. Особенно часто обращаются к нам с просьбой помочь наладить грудное вскармливание.

— Андрей, и вы тоже учите, как кормить грудью?

(Смеется) Нееееет! Я пока это искусство не освоил. Хотя, если я учу, как рожать, то и с этим, возможно, справлюсь. 

Яна ЩЕГОЛИХИНА