Рост стоимости перевозок по Суэцкому каналу дает России большой шанс для развития логистики с учётом дальнейшего освоения Северного Морского пути, заявил вице-премьер — полпред президента в ДФО Юрий Трутнев на заседании президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики. При этом огромную роль должно сыграть создание портов-хабов на обоих концах маршрута и реализация сопутствующих инфраструктурных проектов в этих точках. Восточной точкой захода может стать Камчатка, где есть все возможности для формирования крупного портового комплекса с ориентацией на арктические перевозки.
Cегодня стратегической задачей для России является превращение Северного морского пути в международный универсальный транспортный коридор, который позволит реализовать преимущества в расстояниях и сроках. Тема создания альтернативы Суэцкому каналу стала особенно актуальной после инцидента с контейнеровозом Ever Given, который сел на мель и парализовал движение по важнейшей транспортной артерии. В результате возникла пробка из нескольких сотен судов. В сутки мировая экономика теряла по $9,6 млрд. Северный морской путь назвали резервным маршрутом. Он развивается по количеству провозимых грузов и становится все более привлекательным с точки зрения навигационного периода. Но вот по стоимости перевозок пока дороже на 30%.
Президент РФ Владимир Путин, выступая на пленарном заседании VI Восточного экономического форума во Владивостоке, призвал уже в 2022 году открыть регулярные грузовые рейсы по Северному Морскому пути между Владивостоком и Санкт-Петербургом. Этот маршрут проходит через Камчатку.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов в ходе ВЭФ заявил, что регион видит стратегическую перспективу для себя в развитии Северного морского пути. "Камчатка — это самый выгодный порт для перевалки груза с судов ледового класса на суда, так скажем, общего класса. Конкретный проект по развитию портовых мощностей уже в работе. У нас есть два порта, которые активно наращивают возможности логистических площадок. Кроме того, мы видим перспективу смежных отраслей. Большой акцент ставится на судостроении и судоремонте", — сказал глава Камчатки в интервью РИА Новости.
О преимуществах создания порта-хаба на Камчатке в ходе очередного заседания Дискуссионного клуба "Тихоокеанская Россия" рассказала директор по организационному управлению ООО "Морской Стандарт-Бункер" (Петропавловск-Камчатский) Нина Пикалова:
Директор по организационному управлению ООО "МС-Бункер" Нина Пикалова.. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
— Сегодня мы наблюдаем конкуренцию между Сахалином (порт Корсаков) и Камчаткой за право стать ключевым хабом Севморпути. На наш взгляд, именно Петропавловск-Камчатский удобен для обслуживания перспективных перевозок транзита, так как порт, расположенный на берегу одной из крупнейших бухт в мире, находится в непосредственной близости к международным судоходным линиям, которые проходят на расстоянии 150-200 морских миль от морского побережья Камчатки.
Процесс формирования на Камчатке порта-хаба закономерен — это самый высокоширотный незамерзающий круглогодичный порт, расположенный в непосредственной близости к международным судоходным линиям.
Кроме того, пять лет назад Камчатка в рамках ТОР запустила ряд инвестиционных проектов по созданию соответствующей инфраструктуры, ориентированной на СМП. Один из таких камчатских инвестиционных проектов, ориентированных на Северный морской путь — это высокотехнологичный комплекс по хранению и складированию нефтепродуктов ООО "МС-Бункер".
Компания "Морской Стандарт-Бункер" реализовала в рамках ТОР "Камчатка" проект строительства в Петропавловск-Камчатском одного из самых современных в РФ комплексов по перевалке и хранению нефтепродуктов. Комплекс построен на базе существующего причального сооружения в г. Петропавловск-Камчатском. Годовой грузооборот нефтепродуктов на комплексе рассчитан на 169 тысяч тонн.
Реализация проекта обошлась инвестору более чем в 1 млрд рублей, из них 200 млн рублей составили заемные средства, 800 млн рублей — собственные средства.
По словам Нины Пикаловой, реализация инвестиционного проекта заканчивается 31 декабря 2021 года. В октябре текущего года был осуществлен успешный тестовый прием и выдача нефтепродуктов от морского танкера в резервуар перегрузочного комплекса и обратно. С начала года после получения разрешительной документации начнется фаза операционной эксплуатации комплекса. Основным направлением работы предприятия станет обеспечение бункеровки топливом судов, в том числе оперирующих в Арктике. Комплекс имеет возможность хранить нефтепродукты до 18 тысяч тонн, осуществлять бункеровку судов с их постановкой к причалу комплекса (ограничения до 13 тысяч тонн по дедвейту), бункеровкой у причала, на рейде. Есть возможность пополнения запасов судна пресной водой с причала и на рейде, с возможностью проведения ремонтных мероприятий.
Помимо комплекса, предприятие имеет два десятка судов различного назначения. Это буксиры, танкера различного дедвейта и лоцманский катер. Компания имеет большой опыт работы с географией рейсов в акватории и портах дальневосточных морей, СМП и стран АТР. Буксиры могут доставлять продукты питания, снабжения, осуществлять замену экипажа, в том числе на траверзе Петропавловска-Камчатского.
Кроме того, вот уже третий год "МС-Бункер" успешно реализует программу по обеспечению так называемого "северного завоза" с Мурманска и Архангельска до Анадыря и Певека по тендеру компании "Газпромнефть-Аэро".
Нина Пикалова считает, что помимо обеспечения транзита грузов, в рамках СМП также можно развивать новый для России вид путешествий — морской экспедиционный туризм:
— В последние 10 лет на территории Камчатского края наблюдается активность в данном направлении. Речь идет об иностранных круизных судах, маршруты которых связаны с посещением особо охраняемых природных территорий. Вполне естественно, что в сегодняшних условиях развития индустрии туризма Камчатки, Сахалина, Чукотки, Магаданской области и других регионов наиболее широкое распространение и популярность приобрели круизные программы экспедиционного характера. И в этом также есть наш интерес, именно мы можем предоставить комплексные услуги всем заходящим в порт Камчатки круизным судам.
Ежегодная тенденция (в пандемийное время) к увеличению количества заявок и проходов судов с туристическими целями по Северному морскому пути определяет актуальность вопроса о туристическом развитии Арктической зоны. Так, например, 2018 год стал рекордным за последние пять лет по числу иностранцев, посетивших Камчатский край. Число иностранных туристов, прибывших на круизных судах, увеличилось более чем вдвое, а в 2019 году — еще на 50%, до свыше 19 тысяч человек.
Основным сдерживающим фактором для увеличения турпотока является неразвитая туристская инфраструктура, а также недостаточное количество круизных судов ледокольного класса. Требуется серьезная реконструкция объектов Арктической инфраструктуры, перепрофилирование их под нужды туризма.
"МС-Бункер" поддерживает концепцию грузоперевозок, предполагающую организацию транспортно-логистических узлов (ТЛУ) для перегрузки контейнеров с судов неледового класса на контейнеровозы ледового класса (своеобразные "пит-стопы" перегрузки) для последующей перевозки по Севморпути",
— сказала директор по организационному управлению ООО "Морской Стандарт-Бункер" (Петропавловск-Камчатский) Нина Пикалова.
Реализация схемы с перегрузкой на Камчатке с ледовых шаттлов на суда безледового класса — наиболее эффективный вариант с точки зрения экономики. Концепция предполагает использование на полярном участке пути судов усиленного ледового класса, которые затем, на восточных и западных оконечностях трассы в незамерзающих акваториях, передают груз флоту, предназначенному для плавания в умеренных и тропических водах.
Такая схема позволяет перевозчикам решать, как минимум, три серьезные проблемы. Она дает возможность обходиться без ледокольного сопровождения, значительно удешевляет высокоширотную логистику, позволяет перейти при достаточном количестве судов класса Arc 7 к круглогодичной навигации.
Площадка Дискуссионного клуба.. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Дискуссионный клуб "Тихоокеанская Россия" создан в декабре 2020 года Приморским отделением Союза журналистов России при поддержке Дальневосточного отделения РАН. Основная цель клуба — создание нового экспертного института, который будет способствовать эффективному практическому внедрению концепций развития Дальнего Востока. К работе клуба привлечены в качестве экспертов гражданские активисты, представители научного сообщества, институтов развития, органов власти и бизнеса.