Наша Америка
Педагог, писатель и публицист В. В. Бооль в своём труде "Знать своё Отечество во всех его пределах" отмечал, что венцом полувековой эпохи "обживания" северотихоокеанских пространств стала крупная экспедиция на Алеутские острова и Аляску, организованная грамотным и способным купцом Григорием Ивановичем Шелиховым. Его поддержали богатые иркутские купцы М. С. и И. И. Голиковы и старейший камчатский компанейщик Н. А.Трапезников. Целью экспедиции было основать постоянное поселение в новых русских владениях, закрепить многочисленные успехи промышленников и мореходов, утвердить там постоянное владычество России.
Было построено три галиота: "Три святителя", "Симеон Богоприимец и Анна Пророчица" и "Архистратиг Михаил". Весной 1784 г. Шелихов со своей супругой Натальей Алексеевной отправился в дальнее плавание. Галиоты взяли курс к Алеутским островам и дальше, к берегам Аляски, куда ещё не отваживались плавать мореходы. 3 августа 1784 года корабли подошли к острову Кадьяк.
Разослав по всем направлениям артели для промысла, Шелихов занялся устройством селения в Павловской гавани на северном берегу Кадьяка. Этому первому русскому поселению было суждено в течение двадцати лет быть центром Русской Америки.
Лишь в начале XIX в. административный центр переместился в построенный на острове Ситха Ново-Архангельск. По приказу Шелихова на побережье строились крепости, корабли исследовали близлежащие берега. В 1786 г. Шелихов возвратился в Россию с целью добиться от правительства заселения Русской Америки, строительства там крепостей и организации монопольной компании по промыслу морского и пушного зверя
Наша Америка — 2
3 августа 1828 года в Петропавловск после исследования побережья Аляски и Алеутских островов вернулся шлюп "Моллер".
Известный камчатский краевед Валерий Николаевич Аров писал: "...в начале 1826 года по примеру прежних экспедиций назначены были в Камчатку два военные шлюпа с грузом для Петропавловского порта и Охотска, а также и для крейсерства в колониях Российско-Американской компании. Но как после трактата с Северо-американскими Соединенными Штатами, заключенного около этого времени, колонии не имели уже надобности в военных судах, то командирам посылаемых шлюпов было предписано: "год, назначенный для крейсерства, употребить на съемку и обозрение северо-восточных берегов Азии и северо-западных Америки и на исследование части Великого океана, между теми берегами лежащей".
Отправленные в эту посылку шлюпы "Моллер" и "Сенявин" были построены в С.-Петербурге на Охте и имели одинаковые размерения. Первым и вместе обоими командовал капитан-лейтенант М. Н. Станюкович; вторым капитан-лейтенант Ф. П. Литке. В начале июня 1826 года шлюпы эти были приведены в Кронштадт и вооружены барками. Сверх полного комплекта людей, на каждом шлюпе находилось по 15 человек нижних чинов, отсылаемых для службы в Охотский и Петропавловский порты.
Командиры судов и натуралисты экспедиции получили от Государственного Адмиралтейского Департамента подробные инструкции. В них предписывалось шлюпам: следовать вместе до Уналашки, откуда уже каждый должен был идти к местам своих работ; по окончании гидрографических занятий соединиться в Петропавловском порте и отсюда вместе идти в Кронштадт.

Православная церковь на острове Уналашка. Фото: Фото: из журнала "Вопросы истории Камчатки". Выпуск 6.
Капитану Станюковичу было предписано: заняться точнейшим исследованием Алеутской гряды и полуострова Аляски с прилежащими к нему островами; зимние же месяцы он должен был употребить на исследование части океана, простирающейся на восток и на запад от Сандвичевых островов и, особенно, в направлении гряды сих последних. Разыскания в группах Маршалла и Гильберта также были предметом его занятий; а на обратном пути в Россию поставлялось на вид осмотреть острова Бонин-Сима, тогда еще не отысканные.
Приняв на шлюп груз, назначенный для Охотска, Камчатки и Компанейских колоний, капитан Станюкович отправился из Кронштадта 20 августа 1826 года вместе со шлюпом "Сенявин", с которым, однако же, на другой день во время тумана разлучился. В Петропавловск-Камчатский Станюкович пришел в июне 1827 года.
Сдав часть привезенных грузов и приняв взамен балласт, Станюкович 13 августа направился к острову Уналашка, у которого простоял с 30 августа по 5 сентября. Там Станюкович взял на "Моллер" байдару, необходимую при описи отмелых берегов. Начать свою опись Станюкович хотел с острова Унимак, однако свежие ветры этому препятствовали, и он пошел в Ново-Архангельск для сдачи остального груза. После стоянки в Ново-Архангельске, продолжавшейся с 21 сентября по 21 октября, Станюкович направился к Гавайским островам, откуда вернулся в Петропавловск 11 апреля; 27 апреля он вышел в Уналашку, осматривая по пути некоторые из Алеутских островов.
В Уналашке были проверены хронометры и приняты на борт байдары.
Обойдя затем с севера остров Унимак, Станюкович 3 июня начал опись северных берегов полуострова Аляска, начиная от пролива Исаноцкого и кончая устьем реки Накнек у северо-восточного угла залива Бристоль. В пути он неоднократно становился на якорь и посылал для описи гребные суда и байдары. В частности, за это время были описаны залив Порт-Моллер, названный так в честь судна, и острова Худобина, названные так в честь штурманского помощника на шлюпе Андрея Худобина. 13 июля Станюкович вернулся к острову Амак (острова Худякова), дополнив на пути сделанную им опись. Свежий ветер заставил Станюковича спуститься к южной стороне острова Унимак, у которой "Моллер" простоял в ожидании благоприятной погоды до 22 июля. Недостаток сухарей и усталость команды заставили Станюковича прекратить съемку северного берега Аляски. 26 июля, описав по пути часть северного берега острова Унимак, он вернулся на Уналашку.
Дайте жалобную книгу
В статье "Как и чем жил Петропавловск в 1934 году" С. В. Гаврилов писал, что 3 августа 1934 года был объявлен порядок приёма горсоветом жалоб от населения. Все они проходили через секретаря Громову. Председатель горсовета лично принимал бумаги 2, 4, 8, 11, 14, 16, 19, 22 и 29-го числа каждого месяца с двенадцати до часу дня.
Ответственные работники брали их и в выходные дни с четырёх до шести вечера. На предприятиях и в учреждениях жалобы можно было подавать через депутатов. Наблюдение за движением документов возлагалось на секретаря.
Благодаря приёму жалоб от населения в городе после них стали заметны существенные изменения в лучшую сторону, например: на площади Свободы стали заметны первые признаки благоустройства — появились дорожки и стали видны очертания звезды такую форму придавали будущей клумбе.
Сами с усами
3 августа 1917 года, когда проходил Первый Камчатский областной съезд, в зал заседания явился прибывший из Владивостока гр. Каширинов и попросил вне очереди выслушать его заявление и доставленные им из Владивостока от Совета рабочих и солдатских депутатов документы, писал А. А. Пурин, первый демократически избранный руководитель Камчатки (председатель Областного комитета в 1917-1919 гг.), в своём труде "Из прошлого и настоящего Камчатки". Просьба эта была удовлетворена.

А. А. Пурин, первый демократически избранный руководитель Камчатки (председатель Областного комитета в 1917-1919 гг.). Фото: Фото: из журнала "Вопросы истории Камчатки". Выпуск 3.
Съезд заслушал следующий документ: "Выписка из протокола № 65 заседания исполнительного комитета Владивостокского Совета рабочих и солдатских депутатов 24 июля 1917 г. Председатель Михайлов, секретарь Игловская. Слушали: доклад тов. Игловской о положении дел на Камчатке. Все остается там так, как было до переворота. Свободы до сих пор еще фактически нет. Во главе стоят бывшие чиновники губернатора, которые, скрываясь от посылки в войска, отбывают свой военный долг в числе чинов жандармской команды, которая и держит в руках всю камчатскую жизнь, не давая реформировать ее на новых началах свободы. До сих пор идут там полным темпом злоупотребления по службе. Делегат Камчатки просит, чтобы семь чиновников, которые теперь правят на Камчатке, были сменены и заменены комиссарами. Обращались к Приамурскому краевому комиссару А. Н. Русанову о назначении комиссаров, но он ответил отказом, потому Комитет безопасности Петропавловска просит, ввиду своей полной беспомощности, Совет рабочих и солдатских депутатов принять меры и ввести новый строй. Кроме того, делегат просит прислать людей, которые бы объяснили все события русской жизни после переворота 1-го марта.
В силу этого Совет постановил: 1) Составить смешанную комиссию и отправить ее в Петропавловск. 2) Отозвать через А. Н. Русанова группу правительственных чиновников. 3) Отозвать через командующего войсками Камчатскую команду. 4) Демобилизовать в Шкотово призванных камчадалов и отправить их обратно на Камчатку".
Все были возмущены вмешательством посторонней организации в дела Камчатской области, и члены съезда высказались за то, чтобы в случае появления из Владивостока комиссии арестовать ее и выслать из области.
Съездом единогласно было высказано следующее: "А) Съезд полагает, что каждая область имеет неотъемлемое право внутреннего самоуправления и признает за населением Камчатской области право устроения своей общественной жизни внутри своей области сообразно его бытовым и хозяйственным интересам. Б) Съезд полагает, что только органы общественной власти Камчатской области, созданные сами населением, могут вести общественные свои дела, и что этого права по отношению к Камчатской области лишены органы общественного самоуправления других областей. Органы общественного управления Камчатской областью могут быть контролируемые или центральными государственными учреждениями, или центральными краевыми учреждениями. В) Съезд утверждает, что население Камчатской области в полном объеме пользуется гражданскими свободами и достаточно ясно представляет себе смысл и значение происшедшего государственного переворота и на пути свободного устроения своей общественной жизни и защиты своих жизненных интересов не встречает препятствий ни со стороны контрреволюционных сил, ни со стороны каких-либо других сил, которые мешали бы его свободному проявлению инициативы. Съезд подтверждает свое решение, что руководство в делах общественной самодеятельности населения Камчатской области впредь до введения земских учреждений принадлежит Камчатскому Областному комитету, организованному из представителей всех волостей области, а на местах — волостным комитетам. Государственный же надзор за закономерностью действий их осуществляется через областного комиссара и его помощника, избранных на съезде и утвержденных Временным правительством. Г) Съезд указывает, что показателем гражданской и общественной зрелости населения Камчатской области является самый факт съезда представителей всего оседлого населения Камчатской области и его решения, касающиеся всех сторон общественной хозяйственной жизни края. Д) Съезд выражает свое негодование тем из граждан Камчатской области, которые своим односторонним и тенденциозным освещением общественности на Камчатке дали основание вмешиваться во внутренний ход жизни нашей области комитету Совета солдатских и рабочих депутатов Владивостока".
Далее съезд, выслушав сведения о личности гр. Каширинова и разъяснения представителей областной власти, признал, что деятельность его проникнута всецело действиями анархического и контрреволюционного порядка, и в силу этого единогласно постановил подвергнуть гр. Каширинова через прокурора Петропавловского окружного суда личному аресту впредь до расследования его дела следственной комиссией.
Каширинов был арестован тут же в зале заседания присутствовавшим на съезде прокурором окружного суда и передан начальнику милиции. Через несколько дней он был выслан из области без права обратного въезда.
Славный пароход
Т. М. Кривоногов в своей статье "Последний стальной ветеран" подробно описал пароход рыбной промышленности Камчатки "Анатолий Серов". Пароход был назван в честь героя-лётчика, отличившегося в боях в небе Испании.
Судно было построено в 1926 г. на Ливерпульской судостроительной верфи и получило при "крещении" название "Джон Холдс". Предназначалось оно для перевозки фруктов из тропиков. Ровная палуба имела деревянный настил и оказалась очень удобной для перемещения по ней различных грузов. Судно красиво смотрелось. Кают-компания и курительный салон были отделаны тропическими сортами дерева. Главным двигателем служила паровая машина мощностью 1 200 л. с., позволявшая судну развивать скорость хода девять миль в час. В 1939 г. его приобрел Наркомат рыбной промышленности СССР, который передал его на Дальний Восток новому судовладельцу — АКОфлоту.

Пароход "Анатолий Серов". Фото: Фото: ru.wikipedia.org
В последние годы судно служило филиалом учебно-курсового комбината. Здесь обучались матросы и мотористы баз флотов. Моряки слушали лекции по борьбе за живучесть и противопожарной безопасности. В последние дни на палубе стали появляться купцы, занимавшиеся покупкой и продажей металлолома.
Перегнать пароход "Анатолий Серов" на Дальний Восток поручили капитану дальнего плавания Александру Игнатьевичу Дуднику.
Капитан Дудник был знаменитым человеком. В марте 1928 г. он принял в Японии закупленный Дальгосрыбтрестом пароход "Тайя-мару" и в порту Осака переоборудовал его в краболов. Весной и летом 1928 г. первый отечественный краболов успешно выпускал консервы на западном берегу Камчатки. Следом за ним появилось еще несколько подобных судов. Дело это было выгодное: крабовые консервы уходили на Лондонский рынок, принося стране валютную выручку.
В 1936 г. Александра Игнатьевича в числе других работников рыбной промышленности Дальнего Востока наградили орденом Ленина. Но вал репрессий, пронесшийся в 1937-1938 гг., зацепил и его. В июне 1938 г. он оказался в битком набитой владивостокской тюрьме. Причина по тем временам стандартная — "враг народа". Следователь выдвигал дикие обвинения: "Расскажите, как хотели продать китобазу японцам"…
Полтора года Александр Игнатьевич провел в тюрьме. После освобождения он приехал в Москву и был вызван на прием к наркому рыбной промышленности Александру Акимовичу Ишкову. Теперь ему поручалось перегнать на Камчатку недавно купленное судно "Анатолий Серов", погрузить и привезти во Владивосток шесть паровых котлов для рефрижератора "Пищевая индустрия", а еще по просьбе Дальстроя доставить в Николаевск-на-Амуре четыре рейдовых буксира. "На Вашей кандидатуре наркомат остановился потому, что уверен, что Вы с этой задачей справитесь, — сказал Ишков. — Ведь опыт работы во льдах у Вас есть, да еще с такими известными капитанами, как Павел Георгиевич Миловзоров".
В Петропавловске А. И. Дудник доложил руководству АКО о выполнении рейсового задания. Затем, по приходе во Владивосток, был получен приказ наркома А. А. Ишкова, гласивший, что "за успешное проведение пароходом "Анатолий Серов" арктического рейса из Мурманска во Владивосток и проявленные при этом экипажем настойчивость и энергию наградить знаком "Отличник соцсоревнования Наркомрыбпрома СССР" капитана А. И. Дудника с выдачей премии в размере четырехмесячного оклада". Таким же знаком и окладом за два месяца награждались помполит Ф. С. Гуркин, старший механик С. А. Хвастунов. Знак "отличника" получили все штурманы, механик, радисты, боцман, три матроса, два машиниста, кочегар, пекарь. "Похвальную грамоту стахановца в борьбе за изобилие рыбных продуктов" вручили одиннадцати членам экипажа. Кроме того, Совнарком СССР 23 ноября 1940 г. выделил в распоряжение капитана Дудника сорок две тысячи рублей для премирования экипажа — это уже за перегон подводной лодки.
С началом войны судно продолжало работать в прежнем режиме: доставляло грузы на побережье Камчатки, вывозило рыбопродукцию в Приморье.
3 августа 1943 года "Анатолий Серов", возвращаясь из очередного рейса, взял в Усть-Камчатске большую сигару пиломатериала для доставки ее в Петропавловск. Из-за некачественного крепления плота и буксирного троса, до пущенного работниками морской сплотки Усть-камчатской базы снабжения, в пути трос в месте его сращивания ослаб и разорвался. Потерянный плот во время дрейфа сильно деформировался. Его вторично взяли на буксир. Угрозу гибели предотвратили только благодаря энергичным мерам, пред принятым экипажем парохода. В операции отличились капитан А. И. Дудник, помполит В. П. Румянцев, старший механик Н. Р. Домра, старший помощник В. В. Боровский. Экипаж получил благодарность, капитан — месячный оклад в качестве премии и еще 5 000 руб. для поощрения команды.
В 1948 г. в командование пароходом вступил Илья Иосифович Баклаг. На "Серов" он пришел в 1940 г. после окончания Владивостокского моррыбтехникума. Прекрасно знал английский язык, великолепно разбирался в радиотехнике. Начинал с третьего помощника капитана, а проработал на этом пароходе до 1975 г., всего тридцать пять лет! Еще один ветеран "Серова" — старший механик Дмитрий Романович Винтовкин — трудился на этом судне двадцать пять лет.
В августе 1954 г. "Анатолий Серов" под командованием И. И. Баклага пошел на ремонт в Китай, в порт Шанхай. Ремонт продолжался два года. После возвращения в 1956 г., на Камчатке начались изменения: было организовано Управление тралового и рефрижераторного флота. Все чаще транспортные суда стали использоваться как плавбазы. Стал принимать и обрабатывать сельдь в бухте Лаврова и "Серов". Командовал им в это время капитан дальнего плавания Михаил Григорьевич Чекаленко.
С 1978 г. пароход "Анатолий Серов" использовался как учебное судно-тренажер. А через пару лет его отбуксировали на вечную стоянку в бухту Бабия, в район жестянобаночной фабрики.
Также в этот день
А. С. Сгибнев в своём труде "Ведомость судам сибирской флотилии с 1714 по 1853 гг." писал, что 3 августа 1748 года бот "Акланск" (он же "Самсон") был выброшен на кошку в трёх верстах от Охотска, но был снят. Построен был в Охотске в 1748 г. мастером Козьминым. В 1758 году бот "Акланск" сдан за ветхость в порт.
3 августа 1923 года своим постановлением Дальревком предоставил "туземцам право бесплатного обучения во всех учебных заведениях Дальневосточного округа".
3 августа 1929 года решением общего собрания граждан Карагинского туземного Совета организована рыболовецкая артель.
3 августа 1946 года в с. Топаты Олюторского района зарегистрирован Топатский рыбопромышленный комбинат Главкамчатрыбпрома.
3 августа 1958 года в 21:10 местного времени во время дежурства телефонистки Г. в радиосеть на волне 31 метр была включена радиостанция "Голос Токио" и "на протяжении десяти минут жители п. Оссора и Оссорского рыбокомбината слушали антисоветскую передачу", отмечал В. П. Пустовит.
3 августа 1977 года решением Камчатского облисполкома № 238 жители с. Култушино переселены в районный центр — с. Тиличики.