Валерий Чкалов
Фото: naukatehnika.com

Валерий Чкалов: "История нас не осудит..."

22 июля исполняется 87 лет со дня завершения беспосадочного перелета Москва – остров Удд

Ровно 87 лет назад, 22 июля 1936 года, экипаж советских летчиков на самолёте АНТ-25 под командованием Валерия Чкалова достиг Петропавловска-Камчатского. 

История беспрецедентного мужества и героизма — в материале ИА KamchatkaMedia.

Сегодня трудно представить Камчатку, да и Россию, и весь мир, без авиации. Перелеты для нас стали обычным делом: поднимаемся на борт комфортабельного авиалайнера, садимся в удобное кресло, нам приносят вкусную горячую еду... Авиация сократила время и расстояния, приблизила жителей нашего края к "материку", связала самые отдалённые уголки полуострова. 

Знаем ли мы имена лётчиков, которые проложили трассы в северные широты и на Камчатку, рискуя своей жизнью и закладывая основы развития авиации? Чкалов, Байдуков, Беляков, Водопьянов, Каманин, Громов, Леваневский, Молоков, Шестаков…

Это были выдающиеся лётчики, имена которых знали не только в нашей стране, но и во всем мире. 

Знаем мы ли мы камчатских первопроходцев? Это Николай Андреевич Сафонов, Александр Николаевич Сердобов... 

Чкалов, Байдуков и Беляков совершили в 1936 году беспосадочный полёт из Москвы в Петропавловск-Камчатский — остров Удд в Охотском море, осуществив дерзновенную мечту многих — связали центр России и Дальний Восток воздушным мостом. Это была генеральная репетиция перед перелётом из Москвы через Северный полюс в Америку кратчайшим воздушным путем (1937 г.)

"А имеет ли отношение Чкалов к Камчатке?" — спросите вы. Да, имеет!

Именно сегодня, 22 июля 2023 года мы отмечаем 87 лет со дня беспосадочного героического перелёта экипажа Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова по маршруту Москва — Северный Ледовитый океан — Камчатка в исключительно трудных условиях Арктики и неизученных районов дальнего Севера. В этом полёте было пройдено 9 тысяч 374 километра за 56 часов 20 минут. Почти трое суток без посадки.

С развитием авиации в России встал вопрос о прокладке воздушных трасс, которые могли бы связать труднодоступные районы на Севере и Дальнем Востоке. Создание А.Н. Туполевым самолёта с высокими техническими характеристиками подтолкнуло энтузиастов к идее полёта через Северный полюс в Америку. 

Весной 1936 г. Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в Правительство с предложением организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс. Сталин не согласился с данным маршрутом и предложил:

— Вот вам мой маршрут: Москва — Петропавловск на Камчатке.

Правительственная комиссия, председателем которой был Серго Орджоникидзе, постановила: первый беспосадочный перелёт АНТ-25 считать пробным и совершить его в пределах СССР. 

Тогда же был утверждён состав экипажа: командир — Валерий Чкалов, знаменитый к тому времени лётчик-испытатель, которому исполнилось 32 года. Второй пилот — тоже лётчик-испытатель Георгий Байдуков. Он был на три года моложе. В его послужном списке — перелёты из Москвы в Варшаву и Париж. Штурману Александру Белякову шёл 40-й год. Это был крупнейший специалист аэронавигации, начальник кафедры в Военно-воздушной академии, флаг-штурман отряда Авиации особого назначения. 

Валерий Чкалов и члены его экипажа переселились на подмосковный аэродром и целиком посвятили себя подготовке к сложному рейсу. На карте большую часть пути они проложили через Северный Ледовитый океан над совершенно неисследованными районами. 

В самолёте АНТ-25 были сконцентрированы новинки авиационной техники. 

Он был первой машиной, на которой поставили убирающиеся в полёте шасси с масляными амортизаторами и электрифицированным подъёмом, антиобледенительное устройство, приборы для ориентировки при отсутствии видимости. Был установлен мотор АМ-34Р талантливого конструктора А.А. Микулина. Размах крыльев-34 метра, мотор— 940 л. с., вес 4200 кг, запас горючего — 6 500 л., полезный груз 800 кг. Воздушный потолок самолёта — 7 тыс. метров, максимальная скорость — 210 км в час. (сейчас — 800-900 км в час и высота 9 тсяч метров).

АНТ-25

АНТ-25. Фото: airwar.ru

Бензиновые баки упрятаны в крылья. В самолет загрузили необходимое оборудование, которое могло понадобиться в случае вынужденной посадки в необитаемом месте. Здесь были радиостанция и карты маршрута, надувная лодка и тёплые спальные мешки, спасательные пояса и охотничьи ружья, лыжи, финские ножи и бинокли, пуд соли. Окраска крыльев — ярко-красная, чтобы в случае вынужденной посадки на лёд, снег или в лесу самолёт можно было обнаружить. На крыльях знаки: NO25.

Старт к полёту на Дальний Восток был дан 20 июля 1936 г. в 5 ч. 45 мин. АНТ-25 прошел над строящимся каналом Волга-Москва, над Белым озером, городом Череповцом, где Валерий Чкалов когда-то в юности обучался в училище. Далее курс — через Кольский полуостров на север точно по меридиану до островов Виктория в архипелаге Земли Франца Иосифа. Эту часть над Северным Ледовитым океаном прошли в основном благополучно. 

В конце первых суток столкнулись с циклоном и при его обходе путь самолёта неоднократно менялся. В Кремль ушла радиограмма:

— Всё в порядке. Обходим циклон. 

Метеоусловия ухудшались. Надо льдами висел густой туман. Лобовой ветер дул со скоростью 70 км в час! Вскоре машина стала покрываться коркой льда. Затрясло с такой силой, что, казалось, могли разрушиться крылья. Пришлось срочно снижаться до 900 метров. 

Но теперь обрушились потоки дождя. По расчётам внизу находилась Северная Земля. Экипаж очень устал, сказывалась нехватка кислорода. Пять часов они боролись с облачностью в полёте. Обледенение заставило экипаж потратить много времени и горючего. Чкалов и Байдуков попеременно вели самолёт. Над полётной картой и приборами бессменно нёс вахту штурман Александр Беляков. Путь самолёта при обходе циклона менялся 19 раз. Но трудности их не пугали. Чкалов оценивал эту ситуацию так:

"В упорной, напряжённой борьбе с циклонами потеряно много времени, много горючего и ещё больше физических сил, но мы летим первыми. История нас не осудит".

21 июля на борт поступила правительственная радиограмма:

"Вся страна следит за вашим полётом. Ваша победа будут победой Советской страны. Желаем вам успеха. Сталин, Молотов, Орджоникидзе, Димитров".

В ответной радиограмме Байдуков сообщил:

"Всё в порядке, пересекли Лену. Идем на Петропавловск… Трудности нас не пугают".

Из поступавших на борт самолёта радиограмм он знали, что погода резко ухудшается. Надвигался циклон с семиярусной облачностью высотой более семи тысяч метров. Он наверняка нес обледенение, штормовой ветер, грозовые разряды нулевую видимость. Может быть, сесть в Петропавловске-Камчатском? Но цель их полёта — проверить АНТ-25 и самих себя в наиболее трудных условиях. 

А.В. Беляков, В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков после посадки в Северной Америке

А.В. Беляков, В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков после посадки в Северной Америке. Фото: авиару.рф

22 июля самолёт был над Петропавловском. В иллюминатор пилоты увидели небольшой городок на берегу бухты, сопки и море. Беляков вырвал из журнала лист бумаги и написал:

"Вымпел. Самолёт АНТ-25. 22 июля 1936 года в 3.00 Гринв. времени прошёл Петропавловск на Камчатке. Привет жителям Петропавловска от экипажа самолёта: тов. Чкалова В.П., Байдукова Г.Ф. и Белякова А.В. Надеемся, что наши окраины будут скоро такими же цветущими, как и наша столица. Беляков". 

Записку вложил в небольшую жестяную коробку, которую плотно закрыл крышкой, привязал к коробке яркую ленту, укрепил поплавок и, открыв люк в днище самолета, сбросил вымпел. Сделав круг почёта над городом, самолёт лёг курсом на запад через самое бурное море на нашей планете — Охотское. Самолёт вышел к восточному берегу Сахалина. Густая облачность и сильный дождь заставили снизиться до 15 метров. Вверх подняться невозможно — самолёт начал обледеневать. В ответ на тревожную радиограмму с борта самолёта, Орджоникидзе приказал: "Приказываю сесть при первой возможности". На всей территории Хабаровского края были приведены в готовность радиостанции, как гражданские, так и военные. Под самолётом бушевали волны Татарского пролива. Пилоты увидели несколько островков: Кэвос — почти неприступная скала, Лангр с большим поселком и заводом. А вот третий остров с небольшим количеством домиков почему-то понравился Чкалову, и он закричал:

— Шасси на выпуск! 

22 июля самолёт приземлился на прибрежную полосу маленького острова Удд (ныне Чкалов), омываемого Охотским морем и заливом Счастья. Машина коснулась земли мягко, тремя точками — две пары колёс на правой и левой стойках шасси и хвостовой дутик. Затем невероятное торможение, сильный удар и АНТ-25 остановился, буквально вкопанный в грунт. При посадке в морском песке увязло шасси и отлетело колесо. 

С борта ушла радиограмма с сообщением о благополучной посадке. 

Постановлением ЦИК СССР от 24 июля 1936 г. Чкалову, Байдукову и Белякову были присвоены звания Героев Советского Союза.

Экипажу предстояло подумать, как взлететь с грунтовой полосы. Необходимо было построить деревянную взлётную полосу длиной 500 метров и шириной метров 30-50. Руководство Хабаровского края, Особой Дальневосточной армии и Нижне-Амурской области отправили на остров десант строителей. Находясь в Охотском море, камчатский пограничный корабль "Дзержинский" получил радиограмму с просьбой об оказании помощи. Ранним утром 24 июля 1936 года ПСКР "Дзержинский" прибыл на остров Удд и доставил туда пиломатериалы, из которых была построена взлётная полоса. Механики и слесари корабля выточили ось для сломанного шасси моноплана. Матрос Алфимов сделал на фюзеляже самолёта надпись "Сталинский маршрут". 

Пока шло строительство полосы, экипаж Чкалова побывал в городе Николаевске-на-Амуре и выступил перед жителями в доме Красной Армии. Выступали прямо в меховых унтах, другой обуви у них не было. Полоса построена. Всё население острова пришло перетаскивать самолёт. К узлам шасси привязали по толстому длинному канату, за которые взялись русские, нивхи, мужчины, женщины и даже дети. 

АНТ-25 поднялся в воздух 2 августа в 1 час 40 минут, на прощанье помахав крыльями гостеприимным жителям острова. 

Полёт подтвердил выдающиеся качества самолёта АНТ-25 конструкции А.Н. Туполева, а также надёжность мотора конструкции А.А. Микулина, созданного на отечественном предприятии. 

10 августа 1936 года Москва встречала героев. Навстречу им вылетел почётный караул из 12 самолётов, который сопровождал краснокрылый АНТ-25, когда тот делал круг почёта над Кремлём, и улетел, когда самолёт приземлился на Щелковском аэродроме, который с 1967 г. носит имя Чкалова. 

В этом беспосадочном перелёте было пройдено 9 374 километров за 56 часов 20 минут, причем, более 10 часов слепого полёта. Самолёт с успехом выдержал сложнейший перелёт! В августе 1936 года на острове Удд моряками был поставлен памятный знак: простая металлическая труба, а наверху самолёт. В 1986 году на этом острове, носившее уже имя Чкалова, поставлена стела высотой 6 метров, а наверху макет легендарного краснокрылого самолёта. 

Полёт экипажа Чкалова на Камчатку и до острова Удд в Охотском море стал генеральной репетицией перед броском через Северный полюс. Имя Чкалова стало символом мужества, бесстрашия и горячей любви к Родине. Его мысли были неразрывно связаны с небом, с защитой Отчества. 

Народная любовь к Валерию Чкалову выразилась в присвоении его имени улицам и паркам многих городов, в том числе в Москве, Петропавловске-Камчатском и Ванкувере (США).

Экипаж Чкалова выполнил ответственную задачу: совершил подвиг, который превзошёл все другие в истории авиации. Их триумф стал триумфом России.

В.П. Чкалов с женой и сыном

В.П. Чкалов с женой и сыном. Фото: авиару.рф

В материале использованы литературные источники:

Шейкин А. Повесть о карте: очерки. — Л.: Дет. Лит, 1976. 

Чкалов В.П., Байдуков Г.Ф., Беляков А.В. Два перелёта. — М.: Воениздат, 1938. 

223732
Общество