23 июля 2020. Политическая история Камчатского края за 2020 год — всего лишь одна из страниц современного дальневосточного и российского "кингмэйкинга" ("делание королей"), то есть — принятие решений о приходе к власти в том или ином регионе нужного человека. Особенно эта тема актуальна на фоне ареста губернатора Хабаровского края Фургала, которого теперь долгие годы будут водить по тюремным коридорам ласточкой. Так что же произошло на Камчатке с приходом Владимира Солодова — перехват власти или вынужденное кадровое решение? И что значит "новая инвестиционная политика" и каковы её скрытые камни? Знаковым событием является второй за этот год приезд на Камчатку полпреда Юрия Трутнева. В феврале он улетал с полуострова в мрачном настроении, встреча с губернатором Владимиром Илюхиным была неприятной, но совершенно в другом состоянии духа Трутнев осматривал Камчатку в июле. Политобзор на ИА KamchatkaMedia.
Тень экс-губернатора Владимира Илюхина незримо присутствует на всех совещаниях Правительства Камчатского края и на всех встречах врио Солодова с избирателями. Шлейф 9-летнего правления Илюхина виден повсюду, и не удивительно, что Солодов и его команда пиарщиков активно используют в предвыборной пропаганде приём контраста: противопоставляют перспективное настоящее, обещающее превращение Камчатки в нечто грандиозное (в плане экономического развития и уровня благосостояния граждан), и застойное прошлое, когда бюджет региона стал дефицитным, индекс промышленно производства падал, а инвестиционную привлекательность проще было назвать "инвестиционной отвратительностью" (по крайней мере, именно так считал Юрий Трутнев).
Но дело тут не только в хрестоматийной ситуации, описанной в анекдоте про три конверта. Кратенько напомним:
Уволенный губернатор оставляет новичку три пронумерованных конверта — №1, №2, №3 — со словами: "Будет худо, откроешь первый конверт, а если снова прижмёт — второй, и так далее". В итоге оказывается, что в первом конверте написано "Вали всё на меня", во втором — "Всё равно вали всё на меня", а в третьем — "Готовь три конверта".
В случае с Камчаткой всё несколько сложнее. Как известно, при Илюхине Камчатка удостоилась призового, третьего, места в списке самых коррумпированных регионов РФ. И всё было настолько кудряво, что вшей продолжают ловить до сих пор.
На прошлой неделе, 16 июля, в Госдуме РФ в режиме видеоконференции состоялась рабочая встреча депутатов из Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока с Александром Козловым, главой Минвостокразвития. Председатель комитета, коммунист Николай Харитонов со всей присущей ему основательностью задал министру вопрос о судьбе камчатской строительной компании "Русский двор".
— Ситуация, сложившаяся на строительном рынке Камчатского края из-за земельных споров ООО "Русский двор" с резидентом ТОР "Камчатка", приводит в настоящее время к тому, что строительная компания "Русский двор" не имеет возможности продолжать свою деятельность, и что 300 человек могут оказаться безработными, — сказал Николай Харитонов.
История, в которую попал "Русский двор", просто невообразимая. Дело в том, что компания за свой счёт начала строительство в Петропавловске-Камчатском на улице Токарева образовательный центр (детский садик + школа). Стройка велась в рамках разработанного властями градостроительного плана, предполагавшего возведение нового микрорайона. "Русский двор" вложил в строительство центра 421 млн рублей. По словам Николая Воронина, гендиректора "Русского двора", бывший губернатор Илюхин обещал, что после завершения строительства власти выкупят и детсад и школу. Но на землю, где развернулась стройка, вдруг заявил права "Олимп-Камчатка", резидент ТОР. Этот резидент захотел построить свой объект, под зимние виды спорта. Так начались суды, стройка школы и детсадика встала. А администрация края уже, вроде бы, и не обещает, что выкупит объект (всё просто повисло в воздухе). Таким образом, недострой оказался на продаже.
Планировалось, что выглядеть будет так:
Модель новго микрорайона. Фото: Пресс-служба правительства края
А стало так:
Образовательный центр на Токарево. Фото: Пресс-служба правительства края
Завесу тайны произошедшего на улице Токарева приоткрыл министр Александр Козлов, отвечая на вопрос Харитонова:
— Проблема мне понятна. Там чиновник бывшего состава Правительства Камчатского края [имеется в виду состав, существовавший при Илюхине — прим. ред.] обманул компанию, они ["Русский двор" — прим. ред] подали заявку, потом им сказали "отзови". Те отозвали, и эта земля ушла там к кому-то близкому к чиновнику. И процедурно, вот извините за выражение, гады сделали всё правильно. И мы обращались и к прокурору, я с начальником ФСБ разговаривал, со многими другими правоохранительными органами, пытались, с точки зрения, отмотать это юридически. Что мы сделали в свою очередь? Мы встретились с компанией "Русский двор", мы им предложили другие земельные участки, составили дорожную карту, она есть у нас, — сказал Александр Козлов.
Увидев превращённый в пустыню берег нерестовой реки Быстрая на границе Елизовского и Усть-Большерецкого районов, Юрий Трутнев раздражённо процедил:
— Здесь нарушено всё, что только возможно...
Владимир Солодов устроил "шефу" экскурсию по местам экономического "подъёма" Камчатки и рассказал, что каким-то образом организация ООО "Дальстрой" ещё в 2017 году получила разрешение на добычу открытым способом 940 кг золота на охраняемой природной территории. В зоне добычи вырубили лес, сняли почвенный слой, нанесли ущерб реке, водным биологическим ресурсам.