Камчатка 7 октября: начальник Камчатки Страннолюбский и самолёт Савойя-55

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Эмблема Русского географического общества
Фото: rgo.ru

7 октября. 7 октября 1845 года в большом зале Императорской Академии наук под председательством адмирала Литке состоялось заседание Императорского русского географического общества (ИРГО). Председательствующий в краткой речи изложил цель учреждения общества и положение, которое оно должно занять между существующими уже учёными учреждениями в России, в круг занятий которых входит география. Затем помощник председателя объявил имена лиц, назначенных управляющими отделениями. 

На основании первоначального временного устава общество состояло из четырёх отделений: географии общей, географии России, этнографии и статистики. Первыми управляющими этих отделений стали барон Врангель и академики Василий Яковлевич Струве, Карл Максимович Бэр и Пётр Иванович Кеппен. 

На том же собрании был избран первый состав совета в числе восьми членов, а именно А. И. Левшина, академиков Г. П. Гельмерсена и Э. Х. Ленца, М. Н. Муравьёва, К. И. Арсеньева, генерал-адъютанта Берга, М. П. Вронченко и В. И. Даля. 

С 1850 по 1917 г. общество называлось императорским, с 1926 г. государственным, а с 1938 г. Географическим Обществом СССР или Всесоюзным Географическим обществом (ВГО). 

К 1970 г. в РСФСР действовало пятнадцать филиалов и около ста отделов, в числе которых был и Камчатский отдел. Основные формы деятельности за это время обсуждение научных докладов, проведение конференций, экспертиз и консультаций по всем вопросам географии, организация экспедиций и научных поездок, популяризация географических знаний, руководство добровольной фенологической сетью страны, издательская деятельность


Авачинская бухта, озеро Култучное. Из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова.

Начальник Камчатки Страннолюбский

С 7 октября 1840 года по 7 февраля 1845 года начальником Камчатки был Н. В. Страннолюбский.

Голенищев пробыл в должности начальника более семи лет. 11 октября 1835 г. его сменил заносчивый и строптивый офицер — капитан 1-го ранга Шахов. Но по многочисленным жалобам его сменили, а временно исполнять обязанности начальника назначи ли капитан-лейтенанта Шишмарёва. Через год, 7 октября 1840 год последнего сменил капитан 2-го ранга Страннолюбский, много сделавший для развития на Камчатке огородничества и скотоводства. 

При нём поголовье скота достигло 1 564 голов, а лошадей — 289. Он ввёл обязательную прививку оспы всем детям, организовал доставку морем строевого леса из долины реки Камчатки в Петропавловск, так как постройки из местного тополя и ветлы оказались недолговечными. 

Он создал школу кантонистов — сыновей матросов и казаков от семи лет и старше. Таких было пятьдесят пять человек, их обучали грамоте, арифметике и фронтовой службе морские офицеры. Школа прекратила своё существование с отъездом Страннолюбского в 1845 г. и была восстановлена при губернаторе В. С. Завойко десять лет спустя. 

В 1840 г. гарнизонным врачом в Петропавловске служил Александр Семёнович Полонский, автор книг по истории Курильских и Алеутских островов. Страннолюбский содействовал камчадалам в звероловстве, облегчив им способы к приобретению из казны пороха и свинцу, и постоянно выписывал для них по умеренным ценам винтовки. 

Учредил 30 удельных старшин для наблюдения за своевременным промыслом рыбы. Старался приохотить их к скотоводству. Уничтожил, насколько мог, между камчадалами обычай дарить мехами всех проезжих чиновников. 

В период его правления в 1841 году, как в Севастополе, в полдень стреляла пушка. Стрелять заставляла нужда: в городе были единственные часы, и то солнечные, и чтобы извещать горожан хотя бы о наступлении полудня, Страннолюбский предписал делать в ясную погоду выстрел из пушки. Но стрельба обходилась казне в 45 рублей серебром в год, и Артиллерийский департамент предписал прекратить стрельбу.


Гидросамолёт «Савойя-55». Из фондов КГБУ ККОМ

Прибытие на Камчатку самолёта "Савойя-55" 

7 октября 1933 года в Авачинской губе приводнился гидросамолёт С-55 под командованием А. С. Демченко, одного из лучших лётчиков СССР, награждённого орденом Красной Звезды. Второй пилот — опытный лётчик Гражданского воздушного флота (ГВФ) Конкин, имевший опыт командования авиаэскадрильей. Вместе с ними прибыли уполномоченный коллегии ГВФ Бронштейн, проверявший готовность линии Москва — Хабаровск — Владивосток — Сахалин — Камчатка к открытию движения, начальник Охотско-Камчатской линии Игнатович, аэронавигатор Петров, один из крупнейших специалистов, участвовавший в организации многих воздушных трасс, бортмеханики Эренпрейс и Стыченко. От печати в перелёте участвовали специальные корреспонденты Костарев (газеты "Известия" и "Тихоокеанская звезда") и Батасов ("Правда" и "Красное знамя"). Кинооператор Тамм произвёл интереснейшие съёмки, теперь он намеревался приступить к ним в городе. 

Вскоре должна была начать действовать эта протяжённейшая в мире воздушная дорога. Теперь труднейший и опаснейший путь на собаках, лодках и оленях от Аяна до Нагаево можно будет покрыть не за четыре с половиной месяца, а всего за два часа, а от Большерецка до Петропавловска добраться не за семь дней, а за три четверти часа. 

Самолет С-55 был построен в Италии, имел деревянную конструкцию, мог поднимать две с половиной тонны, брал двенадцать пассажиров. А. С. Демченко поведал петропавловцам о трудностях маршрута, в том числе рукотворных: "Это прежде всего сложные метеоусловия. В течение какого-нибудь часа погода может измениться несколько раз… Лететь приходилось порой без всякой ориентировки, исключительно “по чутью”. В Хайрюзово мы чуть-чуть не заморозили мотор, а на Шантарах были близки к аварии… Для того, чтобы наладить регулярные рейсы, нужна только чёткая, хорошая, добросовестная работа наземной службы. А нам пришлось столкнуться с очень скверными вещами: безобразная связь (не было метеосводок), отсутствие посадочных знаков, несвоевременное снабжение горючим, другими словами, трудности совершенно искусственного порядка. Экипаж выдержал экзамен на “отлично”".

Также в этот день

Гальот "Охотск", построенный в Охотске в 1739 г. мастером Рогачевым в 1747 г. за ветхостию был вытащен на берег, в 1748 г. починен и 7 октября 1748 года разбился у Большерецкого устья под командою штурмана Бахметьева.

7 октября 1931 года профессор А. Н. Заварицкий прочитал в педтехникуме лекцию об Авачинском вулкане. Выступление носило характер отчёта о предварительных итогах работы экспедиции и сопровождалось демонстрацией фотоснимков и картин художника Платунова. Выставка профессиональных картин, устроенная впервые за историю Петропавловска, вызвала больший научный интерес и доставила зрителям массу эстетических наслаждений.

7 октября 1952 года — решением Олюторского райисполкома № 407 открыта сберегательная касса в с. Хаилино.

7 октября 1961 года была организована Камчатская лесная опытная станция.

7 октября 1977 года была принята последняя Конституция СССР. По этой Конституции национальные округа были переименованы в автономные. На карте Камчатки появился Корякский автономный округ.

7 октября 1986 года в с. Каменском Пенжинского района установлен памятник Владимиру Ильичу Ленину 

7 октября 1994 года выпущен первый номер камчатской газеты "Тройка".

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость