7 июля 2023. Очередная авторская колонка президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Германа Зверева вышла на авторитетном медиаресурсе холдинга РБК (16+) — платформе РБК Pro (16+). Автор подверг анализу одно из самых актуальных экономических явлений на рынке водных биоресурсов — так называемую "крабовую лихорадку", "приступам" которой, по оценке Зверева, сегодня подвержены не только непосредственно крабодобытчики, но и банковский сектор, и многие чиновники. Редакция ИА PrimaMedia знакомит читателя с основными тезисами автора.
"Симптомами" того, что "крабовая лихорадка" (а именно — во многом иррациональная уверенность в том, что рынок торговли крабами будет расти и дальше) охватила сегодня слишком многих, Герман Зверев считает несколько объективных фактов.
Во-первых, очевидно, что несколько крупных игроков рынка с мощным "административным ресурсом" идут практически напролом к своей цели — созданию монопольной "крабовой империи" мирового масштаба.
Во-вторых, многие российские банки с охотой готовы кредитовать "имперцев", пребывая в уверенности, что ликвидность крабовых квот будет только расти.
Государство, — это в-третьих — глядя на уровень маржинальности крабового промысла в прошлом, с уверенность смотрит в будущее и явно намерено "поучаствовать" в разделе этой маржи (путем организации очередных аукционов по перераспределению квот на добычу крабов), причем уровень ожиданий выручки от этих торгов вполне сопоставим с ожиданиями поступлений в бюджет от налога на сверхприбыль (известного как windfall tax).
Откуда же взялась уверенность в том, что "крабовая лихорадка" — это тренд, что называется, "на века", задается вопросом автор колонки. По оценке Германа Зверева, вышеперечисленные акторы питают свой оптимизм, глядя на следующие обстоятельства:
— Россия стала топовым игроком на мировом крабовом рынке — 40% глобального оборота крабов (в деньгах), причем в предшествующие годы заметно росли российские поставки премиальных категорий крабов;
— драйвером таких успехов стал прорыв на рынке КНР, к которому отечественные крабодобытчики достаточно долго и целенаправленно шли, по сути, сумев заинтересовать огромную массу китайцев в потреблении живого — а значит, дорогого — краба;
— сочетание указанных обстоятельств и умения ими воспользоваться позволили крабодобытчикам заработать почти 8 млрд долларов. И был сделан вывод (банками и государством, соответственно): вложения в крабовые квоты — надежны и высокодоходны, и эту сверхприбыль можно и нужно частично национализировать.
Автор, между тем, отмечает ряд обстоятельств и рыночных закономерностей, на которые подверженные "крабовой лихорадке" посмотреть почему-то не удосужились.
"Номером один" на крабовом рынке Россия стала в том числе и потому, что этот рынок значительно сжался — за счет сокращения объемов поставок других игроков. Причина этого — самая очевидная: снижение промысловых запасов и, соответственно, вылова. И это явление (то есть периодические колебания состояния популяций промысловых видов) для любого рыболовства — непреложно, на уровне законов природы.
Другое обстоятельство, на которое упорно не смотрят адепты идеи "золотого крабового миллиарда" — неустойчивость, а то и откровенная турбулентность на "рынке рынков сбыта": премиальные США — закрыты для российских ВБР, а крабовый рынок КНР только в XXI веке уже "схлопывался" для российских поставщиков трижды (!).
А тем временем, пишет Зверев, совокупная кредиторская задолженность рыбной отрасли РФ выросла почти в четыре раза за последние 5 лет, и половину этого роста обеспечили "крабовые аукционы" 2019 года. Сегодня отрасль должна 509 млрд рублей, новые крабовые аукционы прибавят, по оценке автора, еще примерно 250 млрд. Причем заемщики — все те же (то есть, условно говоря, "строители мировой империи").
— Важно помнить, что "крабовая лихорадка" наших дней — это всего лишь неожиданное совпадение во времени нескольких факторов, — приводит слова Германа Зверева официальный сайт Всероссийской ассоциации рыбопрмышленников. — Чтобы разрушить уникальную комбинацию причин сверхдоходности, достаточно, чтобы хотя бы один из этих факторов пошел в обратную сторону. Например, чтобы пошел в рост вылов краба в Канаде, или чтобы пошла на спад популяция российского краба, или чтобы в китайский "заповедник прибыли" российских краболовов забрели конкуренты, или чтобы наши китайские покупатели "уронили" цену…
Одним словом, достаточно произойти тому, что уже неоднократно случалось в мировом крабовом промысле за последние четверть века, чтобы лакомые активы превратились в активы токсичные.
Об авторе: ЗВЕРЕВ Герман Станиславович, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ, ведущее объединение рыбной отрасли РФ).
Эксперт по вопросам мировой и российской рыбной отрасли, развития ДФО. Кандидат экономических наук.
Член Правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), председатель комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, член Правления РСПП.
Председатель комитета "ОПОРЫ РОССИИ" по рыбохозяйственному комплексу.
Председатель Общественного совета при Федеральном агентстве по рыболовству. Является участником и членом ряда правительственных комиссий, межведомственных групп и советов.
Имеет государственные, правительственные и ведомственные награды. Автор четырёх монографий (две в соавторстве), 16 научных публикаций.