26 июля 2022. В начале июля вице-президент Российского союза туриндустрии Ольга Санаева заявила, что недельный отдых на Камчатке может обойтись туристу в 45 тысяч рублей: в 16 тысяч обойдётся перелёт чартером, а остальной суммы хватит на проживание и питание. После этого в соцсетях разгорелось бурное обсуждение: местные жители пытались понять, "где же у нас такие цены", а телефоны камчатских туроператоров буквально раскалились от звонков жителей "большой земли", желающих отдохнуть "за недорого".
Сразу скажем: мы в ИА KamchatkaMedia тоже довольно скептически отнеслись к высказыванию московского эксперта. Однако несомненным остается один факт: Камчатка — уникальный регион, который представляет возможности путешествий на любой вкус и кошелек. Даже если вы не работаете в нефтяной отрасли и у вас нет возможности зафрахтовать вертолет на недельку-другую, чтобы гарантированно увидеть большинство красот полуострова, сравнительно малобюджетный отпуск здесь тоже вполне возможен! Рассказать обо всех возможностях, которые существуют на Камчатке для туристов, в одном материале просто невозможно. Поэтому ИА KamchatkaMedia запускает проект "Камчатка туристическая" — гид для гостей полуострова, где будет собрано все самое интересное и полезное. В первом материале проекта мы знакомим потенциальных гостей со столицей Камчатского края.
Формально Камчатка представляет собой полуостров, но добраться сюда можно только по воздуху: это один из немногих регионов России, где отсутствует железная дорога, поэтому камчатцы называют себя островитянами, а остальную Россию именуют "материком".
Интересно, что планы по строительству железной дороги на Камчатку вынашивались еще в конце 19 века. Магистраль до Чукотки и Камчатки предлагалась как один из ключевых проектов транспортного освоения Крайнего Севера. В 70-х годах прошлого века советский изыскатель Эдгар Норман, проектировщик довоенного БАМа, предложил проект Ленско-Камчатской магитрали. Железная дорога протяженностью около 5 тысяч километров должна была пройти от Усть-Кута Иркутской области — отправной точки Байкало-Амурской магистрали — до Петропавловска-Камчатского. В силу разных причин проект так и остался проектом, однако в 2009 году российские инженеры представили новую схему возможного строительства магистрали, причем, в двух вариантах: северном (менее предпочтительном из-за суровых природных условий) и южном. Возможно, когда-нибудь этим планам будет суждено осуществиться...
Морем на Камчатку тоже не добраться: пассажирские морские перевозки были прекращены еще в 90-х из-за нерентабельности.
Самый простой способ попасть на полуостров — купить авиабилет Москва-Петропавловск-Камчатский от компании "Аэрофолот". Самолеты по этому маршруту летают ежедневно, летом — в самую горячую пору — на это направление выделяют целых три борта. Самый дешевый билет туда-обратно обойдется в сумму около 27 000 рублей. Вполне доступен полуостров и для жителей Дальневосточного региона. И если еще совсем недавно рейсы до Петропавловска-Камчатского осуществлялись только из Владивостока и Хабаровска, то сейчас прямое авиасообщение есть с еще и с такими дальневосточными городами, как Магадан и Южно-Сахалинск. Рейсы осуществляются не каждый день, стоимость билета (на сайте авиакомпании "Аврора") — от 4300 до Магадана и от 5640 до Южно-Сахалинска.
Как правило, местные жители гордятся уникальной природой родного полуострова и… слегка стесняются краевой столицы. Официально Петропавловску-Камчатскому в этом году исполняется 282 года — день рождения города отсчитывается с 1740 года, когда пакетботы "Святой апостол Павел" и "Святой апостол Петр" в составе Второй Камчатской экспедиции вошли в Авачинскую бухту, и глава экспедиции командор Витус Беринг назвал прибрежное селение Петропавловской гаванью.
Вид на Авачинскую бухту на закате. Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Между тем, первые русские — казаки — прибыли сюда еще раньше, в 1697 году. Именно они основали острог на месте современной краевой столицы. Долгое время, практически до начала 20 века, Петропавловск представлял собой практически единственную улицу, протянувшуюся вдоль Никольской и Мишенной сопок. Да и население города в то время составляло немногим больше тысячи человек. Неудивительно при этом, что в отличие от других дальневосточных столиц Петропавловск-Камчатский не может похвастаться образцами старинной архитектуры: исторических зданий здесь попросту нет. Зато есть многочисленные коробки пятиэтажек — хрущевок и брежневок, расположенных довольно хаотично — особенно на взгляд приезжего, привычного к квадратно-гнездовой застройке городов. Кварталов как таковых в большинстве районов тоже нет, что обусловлено рельефом местности: Петропавловск-Камчатский простирается среди сопок и очень сильно вытянут в длину — на 15 км вдоль побережья Авачинской бухты. В последние годы власти прилагают массу усилий, чтобы облагородить столицу края, однако происходящие изменения, заметны, пожалуй, лишь местным жителям, воспринимающим город в режиме "было — стало". Впрочем, многие приезжие говорят, что город, утопающий в зелени сопок на фоне величественных вулканов, прекрасен, а застройка — дело десятое…
Каков бы ни был ваш бюджет, знакомство с Камчаткой стоит начать с ее столицы. При этом нужно понимать, что прилетаете вы не в сам Петропавловск-Камчатский — аэропорт находится в соседнем городе Елизово. И первые интересные фотографии из края огнедышащих гор можно сделать уже в аэропорту, где открывается чудесный вид на наши "домашние" вулканы — Авачинский, Корякский и Козельский (если повезет с погодой и не будет тумана). По пути из аэропорта в камчатскую столицу, который займет около 40 минут (в зависимости от транспорта), можно сфотографироваться с медвежьим семейством — архитектурной композицией "Здесь начинается Россия".
Дорога из аэропорта в Петропавловск-Камчатский. Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Добраться из елизовского аэропорта до Петропавловска-Камчатского можно несколькими способами, самый бюджетный из которых — сесть на рейсовый автобус № 102 или 104, стоимость проезда составит 70 рублей. Можно доехать на такси, поездка будет стоить 1200-1500 рублей. Местные турфирмы также предлагают услуги трансфера аэропорт — Петропавловск-Камчатский. Услуга недешевая: цена варьируется от 3 до 13 тысяч рублей в зависимости от класса автомобиля.
Познакомиться с достопримечательностями камчатской столицы можно буквально за один день, тем более что большинство из них сконцентрировано в историческом центре города. Это живописнейшая и, пожалуй, самая красивая и благоустроенная в Петропавловске-Камчатском территория, расположенная между Мишенной, Петровской и Никольской сопками на берегу Авачинской бухты.
Вид на Авачинскую бухту на закате. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Здесь, в самом сердце камчатской столицы, на площади им. В.И. Ленина располагается краевая администрация, Камчатский театр драмы и комедии, этнодеревня "В гостях у Кутха", здесь же и на прилегающих улицах — Советской и Ленинской — находится множество памятников, которые — за исключением, пожалуй, изваяния вождя мирового пролетариата (кстати, одного из самых высоких на Дальнем Востоке), посвящены истории города: скульптурная композиция, изображающая святых покровителей города апостолов Петра и Павла, памятник первому генералу-губернатору Василию Степановичу Завойко, стела "Город воинской славы" — соответствующее звание было присвоено Петропавловску-Камчатскому в 2011 году с формулировкой "За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества".