В победе Владимира Солодова никто не сомневается, но угроза второго тура остаётся. Слишком много претензий у населения Камчатки накопилось к власти за последние 10 лет. Высокие цены на продукты питания и на ЖКХ, разваленное здравоохранение, транспортная недоступность и т.д. Люди поражены мировоззренческим пессимизмом и политической индифферентностью. За 5 месяцев правления врио многое сдвинулось с мёртвой точки, на полуостров зачастили федеральные министры и их замы, правительство РФ щедро отсыпает финансы на решение острейших проблем края, но каким будет результат выборов, какой будет явка и в каком порядке распределятся "призовые места" — предсказать не может никто. О главных политических событиях за минувшую неделю в политическом обзоре ИА KamchatkaMedia.
Никакой "красной угрозы". Просто "левые" сделали Солодову щедрый подарок
Когда Валерий Быков, кандидат от КПРФ и "всех левых сил Камчатки" (+ обвиняемый в получении взятки), не смог преодолеть муниципальный фильтр (вернее, было принято решение, что такой кандидат пройти фильтр не должен), сохранялась интрига, кому же "красные" передадут свои потенциальные 12,59% избирателей? Кого поддержат? Ведь нельзя же, как считают коммунисты, допустить к власти этого засланца Солодова. Казалось, что электорат перейдёт к социалисту Дмитрию Бобровских (СР). Идеологически ближе никого нет, к тому же вместе с Быковым они завсегдатае "Альтернативы-41" (оппозиционного ресурса, готовящего аналитику и расследования в духе Алексея Навального).
И вот 4 сентября на сайте реготделения КПРФ появилось видеообращение некого "руководства левого движения на Камчатке" (это сам Быков, секретарь КПРФ Сергей Ванюшкин, лидер движения "За новый социализм" Валентин Костыгин и лица за кадром — лидеры местных мелких политячеек). Они "уличили" врио в спонсорской поддержке со стороны единороссов и в том, что "никакой он не самовыдвиженец". Другие кандидаты в губернаторы были названы выходцами из "соглашательских" и "предательских" партий…

Левые силы Камчатки. Фото: Скриншот
— Мы призываем всех неравнодушных к судьбе Камчатки бойкотировать (!!!) выборы губернатора Камчатского каря и не принимать участия в выборах в губернаторы. <…> Нет солодовским выборам! В отставку всю криминальную избирательную комиссию! — заявил Ванюшкин.
Поскольку порога явки в России нет, коммунисты просто-напросто подсобили месье Солодову с победой в первом туре. Странное решение "левых" попытался аргументировать Быков, которого Ванюшкин назвал "будущим губернатором в любом случае" (интересно, в случае чего?)
— Что может помешать Солодову стать губенатором? Помешать может только одно — явка. Действующей власти сейчас нужно легализоваться. Это можно сделать только с помощью большой явки. Почему было принято решение бойкотировать выборы? Первое: отсутствие явки не даст власти "Единой России" и президента развернуться в полную силу в Камчатском крае. Мы понимаем, что команда Солодова зашла для окончательного разделения природных ресурсов, рыбных ресурсов и туристического бизнеса. Явка нужна им только для того, чтобы потом в СМИ бравировать, что пришло чуть ли не всё население Камчатского края, — объяснил Быков.
Три спарринга. Самые острые моменты невероятно скучных дебатов
В дебатах наконец-то сошлись три основных претендента на губернаторский престол — врио Владимир Солодов (самовыдвиженец / кандидат от власти), депутат ЗС Валерий Калашников (ЛДПР) и Дмитрий Бобровских (СР).
Зрелищными эти дебаты, конечно, не назовёшь. Темы, предложенные ведущим Алексеем Костылевым, хоть и важны для Камчатки, но заезжены до безобразия. Краевая больница, дороги, дефицит кадров, отток населения, цены на продукты и т.п. И по каждому из этих пунктов мог бы выступить, безусловно, любой житель Камчатки вне зависимости от возраста и уровня образования. Спектр социально-экономических проблем полуострова известен всем, как и причины (основные) — недостаток финансирования и коррупция; и над всем этим — многолетнее неэффективное управление. Но главное, чего не смогли понять жители края во время телевизионного "смотра кандидатов" — а что же это за люди, стремящиеся в губернаторы? Какова их политическая сущность? Чьи интересы они будут представлять — населения или инвесторов? Готовы ли они принимать самостоятельные решения или будут оборачиваться на местный / внешний бизнес, на вышестоящих государственных лиц и т.д.?
— По поводу Солодова у населения есть опасения. На Камчатке боятся, что многие проекты будут работать на федеральный центр, а не на местных жителей. Сильны опасения за экологию, — сказал Константин Калачёв, федеральный политэксперт.
Калашников VS Солодов. И бросился сокол на медведя…
Вопреки попыткам ведущего утопить разговор в краеведении, Валерий Калашников решил задать Владимиру Солодову действительно важный вопрос:
— Вот вы у нас на Камчатке, вы не раз приезжали, работая ещё в полпредстве. Вы, наверное, и тогда понимали проблемы региона нашего, и больницу краевую вы видели. Скажите, пожалуйста, работая в полпредстве, почему у нас не делались никакие вещи до этого момента [до прихода в регион Солодова — прим. ред.], почему у нас не строилась больница, не строился аэропорт? Всё же это было видно, — отметил Калашников, намекая, судя по всему, на популизм Солодова и на его предвыборный пиар.
— Нельзя сказать, что в это время ничего не делалось, — сказал врио о периоде своей работы в полпредстве. — Много было заложено, что сейчас позволяет нам достаточно быстро продвигаться. И тот же самый аэропорт, решение уже состоялось, и то что стройка не началась — это вопрос пандемии, которая на полгода отложила. Или масштабный проект "НОВАТЭК" по перегрузке сжиженного природного газа, который позволит помимо создания рабочих мест обеспечить недостающий газ, — ответил Солодов, заронив тем самым мысль о том, что и при экс-губернаторе Илюхине "заложенное" полпредством, дало бы пышные всходы.
Так в чём же разница между Илюхиным и Солодовым? Этот вопрос мучает многих камчатских оппозиционеров, склоняющихся к тому, что принципиальных различий нет. Но в том же ответе на вопрос Калашникова врио подчёркивает, что начал свою работу с увольнения должностных лиц краевого правительства, отвечавших, в частности, за строительство краевой больницы, превратившейся в долгострой, а по сути — в заброшку. Солодов дал понять, что уже начал бороться с безответностью и злоупотреблениями в правительстве. Он сменил половину зампредов, убрал нескольких министров.
— Понятно, что не работают [чиновники], — возразил Калашников, — но у нас, как правило, нет виновных. У нас не работают, но никто не наказан, я 41 год живу и повсеместно такие вещи происходят, но виновных нет.
— Говорить украл или не украл — это не моя прерогатива, для этого есть компетентные органы, — отразил атаку Солодов.
Но на этом Калашников не успокоился и решил развить наступление на кандидата от власти.
— У нас с помощью партии власти не так давно был принят закон о повышении пенсионного возраста, — ужалил Калашников Солодова, ведь, как известно, "Единая Россия" поддерживает его всеми силами.
Кандидат от ЛДПР высказал мысль, что понижение пенсионного возраста до того предела, какой был на Камчатке и в районах Крайнего Севера — то, что сегодня волнует жителей. И непонятно, почему врио не поднимает эту тему.
Тут Солодову пришлось отступать, он отметил, что пенсионная реформа, безусловно, болезненно задела жителей, но, на его взгляд, эта тема не главная.
— Да, гарантии северных преференций должны быть даны, я с такой инициативой тоже выступил и буду отстаивать, — сказал врио. — Принятие решения о пенсионном возрасте, во-первых, было принято задолго до того, как я на Камчатку был назначен. А во-вторых, это всё-таки прерогатива законодательных органов власти. Это Федеральный закон, который прорабатывался, принимался, и в данном случае мы должны выработать механизмы, которые позволят снивелировать то негативное воздействие, которое он, к сожалению, действительно оказал.
К сожалению, этот интересный и даже острый (по сравнению со всем остальным) разговор был прерван ведущим, решившим вернуть себе руководящую позицию. Калашникова обвинили в попытке взять на себя функцию журналиста. Ну хоть кто-то её на себя взял.
Солодов VS Бобровских. Об "экономической целесообразности" в здравоохранении
В отличие от кандидата от ЛДПР, Дмитрий Бобровских не стал нападать на врио губернатора, и это странно. Ожидалось, что именно энергичный и риторически сильный справедливоросс доставит Солодову больше всего проблем. Но разговор получился вялым и совершенно банальным. При этом на канале "Альтернатива-41" как раз Бобровских и его единомышленник Алексей Николаев чаще других называют Калашникова "спойлером". Но удобной для Солодова оказалась как раз тактика кандидата от "Справедливой России".
Врио даже смог найти брешь в аргументации Дмитрия Бобровских и указать, что справедливоросс не вполне понимает, о чём говорит.
Речь зашла о здравоохранении. Бобровских неосторожно высказался об "экономической целесообразности" нахождения медицинских объектов в том или ином населённом пункте. Рассуждал о телемедицине, о выездных госпиталях. На что Солодов заметил следующее:
— Не соглашусь, что здесь нужно исходить из экономической целесообразности, потому что Камчатка — особый регион. И просто соображениями экономической целесообразности, нормативами Минздрава России мы можем прийти к оптимизации нашей медицины и закрытию больниц в тех местах, где они жизненно необходимы. Да, там живёт немного людей, но это не означает что, исходя из критериев экономической целесообразности, мы должны зажимать или там переводить учреждения, понижать статус учреждения.
Калашников VS Бобровских. О якобы причастности ЛДПР к высоким ценам на продукты и пьяная езда справедливоросса
Гораздо жёстче была схватка между кандидатами-оппозиционерами. Дмитрий Бобровских пообещал разобраться с высокими тарифами за доставку и разгрузку грузов в морском порте Петропавловска-Камчатского. Это является причиной высоких цен на полуострове. До 75% всех товаров проходит через "морские ворота" Камчатки. Но одного этого заявления справедливороссу показалось недостаточно, и он, как бы невзначай, отметил, что руководство порта финансировало местное отделении ЛДПР, то есть — Калашникова. И по логике Бобровских получилось, что его визави имеет отношение к высоким ценам.
— У меня тогда к вам встречный вопрос, — мгновенно сориентировался Калашников, — я не хотел об этом говорить, но уж вышло. Скажите, а вот вы идёте на пост первого лица края, а как может идти человек на пост первого лица, нарушая законы РФ? По моей информации в 2018 году вы нарушили административный кодекс, управляя машиной в нетрезвом состоянии. Затем вы привлекались за езду будучи лишённым водительского удостоверения, а это уже рецидив. И сегодня вы говорите, что идёте в губернаторы. Как потенциальный преступник садится у нас за руль и идёт в губернаторы?!

Калашников, Бобровских, Карл. Фото: Антон Ефимов
— Да, проснулся утром, не надо было садиться за руль. Я согласен. Где-то последствия хорошей вечеринки сказались. Я русский человек, — объяснил Бобровских и призвал людей не повторять его ошибок.
В победе Солодова никто не сомневается, но расклад всё-таки непредсказуем
Напомним, что за последние годы "власть" на Камчатке ни разу не преодолела 50-процентную планку. На выборах депутатов Госдумы РФ в 2016 году "Единая Россия" получила 46,70% голосов избирателей, ЛДПР — 21,31%, КПРФ — 12,59%, "Справедливая Россия" — 4,42%. В 2016 году на выборах депутатов Заксобрания "Единая Россия" получила 48,31%, ЛДПР — 22,98%, КПРФ — 15,15%, "Справедливая Россия" — 7,01%, "Патриоты России" — 2,10%. На выборах депутатов городской думы Петропаловска-Камчатского в 2017 году "Единая Россия" получила 48,96%, ЛДПР — 20,64%, КПРФ — 17,34%, "Справедливая Россия" — 8,76%.
Этот расклад и общее недовольство населения пенсионной реформой, которая ассоциируется с "Единой Россией", создают условия для возможности второго тура. Но, по всей видимости, команде Солодова удалось переломить ситуацию.
— Вряд ли будет второй тур, хотя кандидат от ЛДПР — местный и харизматичный. И результаты по голосованию за конституцию — на Камчатке не самые лучшие [61,76% — ЗА, 37,16% — против], протестное голосование есть. Супер высоким результат Солодова, наверное, не будет… второе место, безусловно, будет у ЛДПР, — считает Константин Калачёв, федеральный политэксперт.
В том, что у Валерия Калашникова будет второе место, не сомневается и Ирина Рыкова, депутат городской думы Петропавловска-Камчатского от ЛДПР, директор школы №5 (кандидат в сенаторы в случае победы Калашникова). Но губернатором станет, по её мнению, Солодов.
— Настроение у людей положительное. Солодов победит. Так как много перемен за такой короткий период произошло в городе и в крае, многие люди поменяли своё отношение к врио. Но есть избиратели, которые говорят, что если он не заменит Невзорова и ряд других личностей, то они пойдут голосовать за других кандидатов.
Что касается Дмитрия Бобровских, опасным для Солодова его не считают.
— Оппозиция на Камчатке малочисленна, это не мейнстрим. В большей степени Камчатка настроена лоялистски и патриотично, — сказал Константин Калачёв.
Антон Ефимов, политический обозреватель ИА KamchatkaMedia