Камчатских истощенных медвежат вновь хочет спасти московский приют
10:00
На Камчатке в районе дач в Елизовском округе ликвидировали медведя 
10:43
На Камчатке за минувшие сутки произошло 10 афтершоков
10:29
Суд ждет камчатскую чиновницу, не проверившую семью, где ребенок умер от голода
09:00
Камчатка 12 октября: камчатские якоря и командир Магнус фон Бем
08:50
Антон Мамон: Премия имени Арсеньева - уже по факту народно-международная
11 октября, 20:25
Эксперимент по бесплатному вылову 10 хвостов лосося на Камчатке повторят в 2026 году
11 октября, 16:23
На Камчатке произошло ощутимое землетрясение магнитудой 5,8
11 октября, 15:10
На модернизацию профобразования ЕАО в 2025 году привлечено 28 млн рублей
11 октября, 15:05
На Камчатке взят под стражу обвиняемый в изнасиловании ребенка работник детсада
11 октября, 14:55
Педагог с Камчатки стала призёром Всероссийского конкурса педагогов-психологов
11 октября, 14:14
Скорая помощь попала в аварию в Петропавловске-Камчатском
11 октября, 13:18
На Камчатке проводят проверку знаний охотничьего минимума
11 октября, 12:42
Дворы столицы Камчатки обновляются по проекту "Благоустройство дальневосточных дворов"
11 октября, 11:19
На Камчатке разработали проект по развитию системы среднего образования до 2030 года
11 октября, 10:15
13 специалистов из разных регионов страны приступят к работе на Камчатке
11 октября, 09:04

Клиенты и эксперты назвали ключевые качества банка будущего

ОТП Банк, Аналитический центр НАФИ и Ассоциация ФинТех представили результаты масштабного исследования
10 октября, 20:55 Общество
Тематическая иллюстрация ИА PrimaMedia
Тематическая иллюстрация
Фото: ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

На форуме Финополис 2025 (12+) представлен совместный опрос Аналитического центра НАФИ, ОТП Банка и Ассоциации ФинТех о том, каким видят банк будущего клиенты и эксперты. В нем приняли участие 1680 пользователей банковских услуг и 26 профильных специалистов

Согласно данным исследования, 69% экспертов полагают, что использование современных технологий является одной из неотъемлемых характеристик идеального банка будущего. При этом развитие цифровых валют и использование ИИ — это именно те тренды, с которыми эксперты связывают изменения в банковской сфере будущего. А вот тренд на внедрение Открытых API и обмен данными эксперты посчитали пока малоизвестным.

Согласно проведенному опросу, наибольшую осведомлённость клиенты банков проявляют по теме искусственного интеллекта и биометрии. Более того, среди наиболее известных трендов среди населения выделяют бесконтактные платежи (96%), биоэквайринг (96%) и выход на рынок банковских услуг финансовых маркетплейсов и бигтехов (95%).

Эксперты склонны недооценивать осведомленность клиентов банков о новых технологиях в сфере:

— 88% клиентов (против 58% по мнению экспертов) осведомлены о планах по использованию национальной цифровой валюты (Цифровом рубле),

- 68% (против 43%) — об ИИ в банковских бизнес-процессах,

- 60% (против 35%) — об обмене данными и использованию Open API в целях разработки инновационных продуктов, предложения более выгодных условий и повышения защиты от мошенников.

Осведомленность "не равно" доверие

Осведомленность об актуальных трендах в банковской сфере формирует восприятие финтеха как наиболее технологичной индустрии. 89% клиентов считают банкинг в России высокоразвитым. При этом показатель особенно высок среди клиентов старшего возраста (92%).

Исследование показало, что знания о технологиях банковской сферы среди банковских клиентов абсолютно не соответствует уровню доверия к ним и их реальному использованию. Осведомленность не приравнивается доверию. "Знаю и пользуюсь" еще не значит — "доверяю".

Так, цифровой валютой готовы пользоваться только 5% клиентов банков, при этом знают о проекте 88% опрошенных. Лучше знают о возможностях в сфере цифрового рубля жители городов-миллионников (24%), те, кому 35-44 года (26%), мужчины (25%) и клиенты с высшим образованием (26%). Чаще готовы попробовать использовать технологию мужчины (56%).

Согласно исследованию, большую часть банковских операций клиенты предпочли бы делать самостоятельно. Использование ИИ в банкинге воспринимается клиентами настороженно, и они пока не готовы делегировать ИИ проведение финансовых операций от их лица. Менее половины (43%) положительно относятся к внедрению ИИ в банковские процессы, а остальные — не знают об этом или относятся негативно.

Топ-3 банковских операций, которые клиенты банков готовы полностью доверить ИИ:

- уточнение об условиях по вкладам и кредитам — 34%,

- узнать баланс на счете или карте — 33%,

- освоить новые функции мобильного приложения банка — 31%.

Всего 18% клиентов готовы доверить ИИ денежные переводы. Еще меньшее количество клиентов готовы с помощью ИИ открывать вклад (16%) или оформлять кредит (12%).

При необходимости стать клиентом банка, в котором ранее не обслуживались, менее четверти (23%) клиентов предпочтут обратиться в банк, который активно внедряет ИИ. Чаще об этом говорят мужчины (27%), клиенты в возрасте 25–34 лет (31%), самые обеспеченные клиенты (41%), те, кто считают, что хорошо осведомлены об использовании ИИ в банкинге (47%).

Старшее поколение — проактивно в мире технологий

Ключевые характеристики "идеального банка будущего", по мнению клиентов, — технологичность и скорость обслуживания. Но у разных поколений свое видение: для молодежи важно, чтобы он встраивался в повседневную жизнь, а для представителей старшего возраста — стал источником стабильности:

- Старшие поколения чаще подчеркивают надежность как необходимое качество банка (42%),

- Более молодые клиенты банков ставят на первое место удобство (40%) и скорость (26%).

Гибридное будущее и счастье

Уверенность — чувство, которое ждут клиенты от идеального банка будущего. 44% самых молодых клиентов банков (18-24 года) сказали, что что при взаимодействии с идеальным банком будущего будут испытывать счастье, увлеченность (39%) и удивление 27%).

Большинство клиентов и экспертов уверены, что в ближайшие десять лет традиционные банки не перестанут существовать и не уйдут полностью "в цифру". Так, 73% клиентов банков и 89% экспертов сферы считают, что банки трансформируются и придут к гибридной модели сосуществования классических и цифровых банковских форматов.

О полной цифровизации банковской сферы чаще говорят те, кому 25-34 года (25%), а также самые обеспеченные клиенты банков (27%). А о слиянии и гибридном взаимодействии между цифровыми и классическими банковскими подходами — представители старшего поколения (77%).

Жители небольших городов (с населением 100–250 тысяч человек) чаще связывают "банк будущего" с возможностью полного обслуживания без визита в офис (14%), а молодые люди до 34 лет — с новыми способами платежей без карт (17%).

"Отклик клиентов лучше всего демонстрирует, что на сегодняшний день является трендом, а что пока еще хайпом. И это очередной сигнал финтех сообществу о необходимости постоянных коммуникаций на тему преимущества новых технологий", — отметил Президент ОТП Банка Илья Чижевский.

"Современный клиент ждет, что банк будет решать его задачи, а не просто хранить деньги. Ключевым решением в этом вопросе станут интеграции — путь к созданию "банкинга без границ", когда финансы становятся частью рабочего процесса во всех сферах жизни человека, — сообщила руководитель Управления стратегии, исследований и аналитики Ассоциации ФинТех Марианна Данилина. — Именно бесшовная интеграция с сервисами из смежных отраслей поможет банкам ответить на вызовы от ритейл-гигантов и крупнейших маркетплейсов. Для банкинга — это золотая жила данных и высочайшая клиентская лояльность. Уже завтра все эти данные смогут стать топливом для ИИ-сервисов, которые, например, будут прогнозировать кассовые разрывы малого бизнеса или автоматически оптимизировать расходы физлиц. Технологии, существующие в изоляции, уйдут в прошлое, уступив место платформенным решениям с Открытыми API".

"Результаты нашего совместного исследования показали: клиенты ждут от "банка будущего" не просто новых технологий, а удобства и доверия, — рассказала генеральный директор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева. — Искусственный интеллект должен брать на себя рутину — подбор продуктов, автоматизацию сервисов, персонализацию. Но вопросы безопасности и защиты данных по-прежнему должны решаться человеком. Для банков это означает необходимость выстраивать гибридные модели, где "невидимые" технологии упрощают жизнь клиента, а живое общение и ощущение надежности сохраняют доверие. Именно такой баланс определит конкурентоспособность банков в ближайшие годы".

223721
18
112