День основания морской авиации Военно-Морского Флота России отмечают ежегодно 17 июля. Дата эта выбрана неслучайно. В этот день в далеком 1916 году четыре гидросамолета М-9 авианосного судна "Орлица" Балтийского флота поднялись в воздух и вступили в бой с четырьмя немецкими самолетами. Победа в этом воздушном бою положила начало истории российской морской авиации.
Значение морской авиации в защите подконтрольных Тихоокеанскому флоту территорий сложно переоценить. О вкладе военных летчиков Камчатки в защиту страны от вероятных угроз в материале нашего информационного партнера, главного вестника Тихоокеанского флота — газеты "Боевая вахта" (16+).
Камчатка — один из тех редких уголков планеты, где природные красоты впечатываются в память навсегда. Особенно зимняя Камчатка: приземистые деревца, вмёрзшие в снег, чёрные от вулканического пепла берега, сопки, непоколебимые и заснеженные, напоминающие о вечном величии природы. Это суровый край, где живут и служат России сильные и духовно, и физически люди в погонах. На пути из аэропорта Елизово в Петропавловск-Камчатский стоит стела с надписью: "Камчатка — здесь начинается Россия".
И первая линия обороны государства от вероятных угроз, исходящих с той стороны океана, тоже начинается здесь.
В зону ответственности Объединённого командования Войск и Сил на Северо-востоке России, оперативного объединения Тихоокеанского флота, входит колоссальная акватория — от Северных Курил до арктического острова Врангеля. Фактически это означает контроль над всем северо-восточным рубежом России, включая ключевые стратегические направления в Азии и Арктике.
Особую роль в выполнении данных задач в регионе играет морская авиация ТОФ, значение которой невозможно переоценить.
В ходе недавно прошедшего масштабного учения с силами ТОФ морская авиация на Камчатке отработала ряд важнейших задач по предназначению. Экипажи противолодочных самолётов Ил-38 и Ил-38Н провели поиск подводных лодок и надводных кораблей условного противника в акваториях Охотского моря и Тихого океана. Экипажи вертолётов Ка-29 и Ка-27 отработали поисковые задачи и вывод сил из-под удара. Самолёты Ан-12 и Ан-26 выполнили задачи по перевозке личного состава и вооружения с перебазированием на запасные аэродромы, где технические специалисты подготовили авиатехнику к повторным вылетам с новых площадок.
По плану учения часть палубных вертолётов была перебазирована на надводные корабли для поддержки действий корабельных тактических групп в море.
В Камчатском крае базируется уникальная воинская часть — отдельный смешанный авиационный полк морской авиации Тихоокеанского флота. Его структура не характерна для Воздушно-космических сил России. В состав полка входит смешанная эскадрилья с противолодочными самолётами Ил-38 и Ил-38Н, транспортными самолётами Ан-12 и Ан-26, вертолётными эскадрильями Ми-8АМТШ, Ми-8, Ка-29, Ка-27ПЛ и Ка-27ПС. Новое дыхание получила и служба беспилотных летательных аппаратов, которая стала отдельным подразделением полка морской авиации ТОФ. В свете актуальности БпЛА запланированы создание площадок размещения дронов и оснащение их ударными комплексами "Иноходец" и "Форпост". Главным предназначением отряда БпЛА на Камчатке будет поиск, обнаружение и идентификация наземных объектов, передача информации на пункты управления. В настоящее время на авиабазе развёрнуты центр управления и системы обслуживания беспилотников.
Задачи полка — противовоздушная оборона северо-восточных рубежей России, проведение противолодочных операций, в частности при создании защищённого бастиона в Охотском море, а также поддержка действий береговых войск на удалённых арктических территориях. Командует всем этим сложным хозяйством лётчик первого класса полковник Максим Евдокимов.
Полёты морской авиации ТОФ в северную часть Тихого океана, Берингово и Чукотское моря давно освоены, так же, как и полёты в северных широтах с аэродромов Анадырь, Эгвекинот, Провидение, мыс Шмидта. Экипажами морской авиации ТОФ выполняются задачи противовоздушной обороны, воздушной разведки, охраны границы Российской Федерации в воздушной и подводной среде, обеспечение жизнедеятельности отдалённых гарнизонов и объектов флота.
Здесь нельзя не упомянуть о лётчике первого класса подполковнике Романе Пухове. Окончив в 2004 году Сызранский военно-авиационный институт, он начал свою офицерскую службу в южном Приморье лётчиком на Ми-8. Освоил все типы вертолётов, стоящих на вооружении морской авиации флота, — Ка-27ПС, Ка-27ПЛ, Ка-29, Ми-8 различных модификаций. В течение нескольких лет служил на одном из северных аэродромов и на своём Ми-8АМТШ побывал во всех отдалённых районах, где находятся подразделения флота. Выполнял воздушные перевозки на мыс Шмидта, остров Врангеля, в Эгвекинот. Осуществлял ротацию личного состава, доставку материальных средств, продовольствия, участвовал во всех проводимых Тихоокеанским флотом мероприятиях боевой подготовки. Имеет налёт 2000 часов, что для вертолётчиков является значительным показателем. Подполковник Роман Пухов в настоящее время, являясь старшим инспектором-летчиком, помогает повышать профессиональную квалификацию лётному составу отдельной вертолётной противолодочной эскадрильи полка.
Лётчик-снайпер подполковник Анатолий Кузнецов, являясь главным штурманом оперативного объединения Тихоокеанского флота на северо-востоке России, освоил практически все типы авиационной техники смешанного авиационного полка. Летает на самолётах Ил-38, Ил-38Н, Ил-22, Ил-18, переучился на военно-транспортный Ан-26. Общий его налёт составляет 2600 часов.
Воздушное патрулирование, которое выполняется самолётами Ил-38 и Ту-142 в Тихоокеанском регионе и Арктике, является демонстрацией военного присутствия и имеет важное геополитическое значение. В связи с серьёзными политическими и экономическими интересами России в Арктике патрульные самолёты морской авиации Тихоокеанского флота ведут наблюдение за ледовой обстановкой и перемещениями иностранных судов в этом регионе.
Ещё одна важная функция морской авиации — противолодочная. Она также осуществляется самолётами Ил-38 и Ту-142. Задачи противолодочной направленности в мирное время включают наступательное и оборонительное боевые патрулирования, в ходе которых осуществляется слежение за зонами возможного нахождения подводных лодок вероятного противника.
В небе лётчик учится постоянно. Но есть одна ступень, встав на которую он видит себя в новом качестве: раньше его учили летать, а теперь он может сам обучать. Обучение командирскому мастерству, воспитание лидерских качеств — серьёзные задачи. Здесь главным считается достижение единства взглядов на методику учебной и воспитательной работы с подчинёнными. Известно, что в деятельности любого инструктора есть свои особенности, свой подход к решению каждой конкретной задачи. Итогом этой многотрудной "штучной" работы становится так называемая в среде авиаторов вывозка лётчика. Когда он впервые уходит в самостоятельный полёт в качестве командира воздушного корабля, принимает на себя всю ответственность за безопасность экипажа, машины, выполнение лётного задания.
Руководящий и инструкторский состав полка морской авиации полковника Максима Евдокимова делает всё, чтобы в кратчайший срок подготовить молодой лётный состав до уровня, который обеспечил бы самостоятельное выполнение всех учебно-боевых задач по предназначению в океанской зоне. Лётчики морской авиации регулярно отрабатывают тактические приёмы самостоятельного и группового поиска, классификации подводных лодок, минометания, а также слежения с применением радиолокационных и гидроакустических средств.
Важную и необходимую работу выполняют наземные авиационные специалисты, готовящие и обслуживающие воздушные суда и аэродромы, обеспечивающие радиосвязь и управление воздушным движением, предоставляющие данные экипажам о погоде. Благодаря их труду успешно выполняются все задачи, стоящие перед морской авиацией Тихоокеанского флота.
Приморье, Камчатка и Сахалин — эти земли вошли в историю как символ несокрушимости российского духа.
Где раз поднят русский флаг, там он уже спускаться не должен,
— эти слова, сказанные ещё в XIX веке, и сегодня остаются девизом для наших военнослужащих, охраняющих восточные рубежи.
Это край, куда раньше всех в стране приходит утро. Но не только географией определено его особое значение. Дальний Восток — это живой щит России, регион, где несут свою службу те, кто первыми встречают не только рассвет, но и любую потенциальную угрозу.
Сегодня, когда значение Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой политике неуклонно растёт, стратегическая важность Дальнего Востока для России приобретает новое измерение. И как столетия назад, эти земли остаются не только географическим, но и духовным форпостом страны.
Ильдус ГИЛЯЗУТДИНОВ, газета "Боевая вахта" (16+)