Сотрудники кафедры биологии Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга совместно со школами региона разработали и внедрили турнир по быстрой сборке моделей органических молекул для старшеклассников (12+), сообщает ИА KamchatkaMedia со ссылкой на пресс-службу КамГУ.
Опытом формирования у школьников предметных и личностных результатов во внеурочной деятельности по химии через соревновательную интеллектуальную игру на секции "Качество образования в современной образовательной практике" (12+) всероссийской научно-практической конференции "XXIV Бушелевские чтения" (12+) поделился кандидат биологических наук Станислав Рогатых, и. о. завкафедрой биологии и наук о Земле университета.
Соревнования проводят дважды в год — в конце октября среди учеников 11-х классов и в конце апреля среди учащихся 10-х классов. Они помогают школьникам углубить знания по химии, развить мелкую моторику и пространственное мышление, а также повысить интерес к естественным наукам.
"Интеллектуальная игра во всех ее формах развивает самостоятельность обучающихся, их творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление", — отметил Станислав Рогатых.
По словам организаторов, турнир выявил некоторые проблемы в развитии мелкой моторики и пространственного мышления у школьников. "Во время турнира мы заметили, что некоторые участники пытались в круглое отверстие вставить квадратный штифт, не понимали элементарных вещей, например, что два гибких стержня обозначают двойную связь", — рассказал Станислав Рогатых.
Алексей Яцына, президент "Союза "Гильдия игропрактиков России" отметил практическую ценность такого подхода: "Применение игровых методик в образовательном процессе создаёт дополнительную мотивацию для учащихся и способствует лучшему усвоению сложного материала. Соревновательный элемент помогает школьникам преодолеть психологический барьер перед естественнонаучными дисциплинами и увидеть практическое применение теоретических знаний. Такие форматы, как турнир по моделированию молекул, особенно эффективны для современных школьников, поскольку сочетают командную работу, практические навыки и теоретическую подготовку".
За три года было проведено пять турниров, в которых участвовали от 7 до 11 команд из разных школ Камчатского края, включая сельские. Каждая команда состоит из трех учеников одной школы, причем одно учебное заведение может выставить несколько команд.
Участие в турнире открыто для всех старшеклассников, независимо от их профильной специализации. Так, в 2023 году достойно выступила команда из класса с углубленным изучением истории и обществознания.
Турнир проводится в четыре тура и позволяет проверить знания школьников о геометрии молекул, типах связей, гибридизации атома углерода, наименованиях органических веществ по систематической и тривиальной номенклатурам. К каждой команде прикрепляются два члена жюри — учителя химии высшей и первой категории, которые оценивают время сборки моделей, правильность сборки и название вещества.
Задания турнира постепенно усложняются. В первом туре участникам необходимо собрать модель молекулы конкретного вещества за минимальное время и назвать ее. Во втором туре требуется собрать изомер этого же вещества. В третьем туре школьники собирают модель более сложного органического вещества, видя на экране ее шаростержневую модель. В четвертом туре задание усложняется — собрать модель вещества исходя из его названия и попытаться назвать его по тривиальной номенклатуре.
В числе заданий прошлых турниров были такие вещества, как пропенол, бутенол, оксипропановая кислота, этаналь, а в более сложных турах — 1-амино-5-гидрокси-3-нитро-2-фенилциклогексан, фенилпропеновая кислота, аспирин, винная кислота, валин и фруктоза.