Совсем скоро, 11 апреля исполнится 30 лет парламентаризму на Камчатке. Эта дата знаковая, ведь за три десятилетия законодательная ветвь власти на полуострове прошла большой путь развития. И о том, что такое быть в наше время депутатом, как принимаются законы, как они влияют на нашу жизнь корреспонденты ИА KamchatkaMedia спросили у спикера Законодательного Собрания Камчатского края Ирины Унтиловой.
— Ирина Леонидовна, как вы знаете, существует три ветви власти: судебная, законодательная и исполнительная. И в двух из них вам довелось работать. Что сложнее — быть представителем законодательной или исполнительной власти?
По мере ответственности я бы поставила их на одну черту, потому что и представители исполнительных органов, и представители депутатского корпуса абсолютно равны в своих обязательствах перед людьми. Я вообще считаю, что ответственность и профессионализм — это две вещи, которые определяют человека и его статус.
А вот если сравнивать, где сложнее, то, конечно, в исполнительных органах. Там ты 24 часа все семь дней в неделю отвечаешь за конкретную организацию жизнедеятельности на территории: дороги должны быть расчищены, свет должен гореть, автобусы должны ходить, учреждения здравоохранения должны работать, в школах должны учить и кормить детей, в магазинах должны быть продукты. И за все это отвечают специальные люди, у которых это прописано в должностных обязанностях.
В депутатском корпусе другой формат работы. Когда мы готовим законы, мы общаемся с общественностью и экспертами, выслушиваем различные мнения, обсуждаем — спешка здесь только вредит. Эта работа тоже очень ответственная, но по эмоциональному накалу и оперативности действий менее напряженная.
Законодательная власть работает, как стратег, а исполнительная — как тактик. Первые дают законы —основание всех действий, а вторые — достигают целей в соответствии с этими законами. Поэтому очень важно, чтобы обе ветви власти работали во взаимодействии, слышали и понимали друг друга. Мне кажется, у нас это получается.
— Помогает ли вам в депутатской деятельности опыт работы в исполнительной власти?
Безусловно! Я уверена, что человеку сложно быть депутатом, если он не прошёл исполнительную власть или производство. Ты должен знать жизнь, понимать, как всё устроено. Условно говоря, вот логистика — это не только перевозка грузов, но и понимание, сколько нужно запасных частей для машин, какой запас бензина необходимо иметь, как страховать грузы, нужно соблюдать правила охраны труда и ещё тысячу мелочей, из которых складывается жизнь предприятия. Если ты знаешь это чисто теоретически и пытаешься законодательно регулировать — получаешь нечто мертворождённое.
Плюс, мне, конечно, пригодились знания о бюджете, о том, как работают органы власти, какие у них полномочия, какие есть нюансы на территории. Поэтому, с точки зрения работы, мне очень помогло работа и в муниципалитете, и в правительстве региона.
— Депутаты Законодательного Собрания, конечно же, разные люди, и тем не менее, можете ли вы назвать то, что их объединяет?
Первое — они очень близки со своими избирателями. Потому что у нас особенная территория, нас здесь не очень много. И расстояние между властью и людьми очень маленькое. Встречаемся не только на депутатских приёмах, но и на улице, в аптеках, в магазинах, в аэропорту, в самолёте, и наши депутаты готовы выслушать, вникнуть в ситуацию, разобраться, чтобы вынести её на общее обсуждение или обратиться к исполнительной власти, найти решение проблемы. Думаю, в том же Краснодаре, например, сделать это гораздо сложнее, потому что там большое население и дистанция до высшего уровня власти в регионе — значительно больше.
Хочу подчеркнуть, что на Камчатке живут люди с особым характером. Готовность помочь, готовность сопереживать, готовность быть неравнодушным к чужой проблеме — такие черты есть практически у всех. Возможно, потому что, когда люди ехали сюда за романтикой, по распределению или по службе, родственников других не было, и соседи становились родными. Поэтому и дружбы такие долгие. Есть у меня семьи, с которыми мы дружим по 45 лет. И у многих, наверняка, есть такие отношения. И вот эта готовность помочь, поддержать, есть и в депутатском корпусе.
Мы все разные, но так или иначе мы все шли с одной целью — повлиять на изменение качества жизни на территории в лучшую сторону. Это могут быть партийные или личные проекты, но мы сходимся в одном — "давайте сделаем жизнь на Камчатке лучше". Опять же, всё, что мы делаем очень быстро оценивается людьми и мы всегда понимаем, получается у нас или нет, эта обратная связь очень важна.
Сейчас совсем иные условия работы, чем в девяностые или в начале 2000-х. Мы уже не утверждаем повестку по три дня, вопросы решаем на комитетах, где можем неделю обсуждать вопрос, спорить, но на сессию выходим с уже определенным консолидированным мнением. Это помогает проводить сессии оперативно и конструктивно. И это хорошая парламентская практика, потому что от нас-то ждут конкретных действий и дел, а не споров по две недели.
В нашем созыве люди, которые слушают и слышат, да, они могут быть не согласны друг с другом, но готовы вникать в вопрос, здесь самое главное — вникнуть и понять. И такое умение встать над ситуацией присущие большинству наших депутатов.
— Четвертый созыв Законодательного собрания Камчатского края был сформирован в 2021 году. Какие самые серьёзные вызовы были у вас за прошедшие четыре года?
Прежде всего, конечно, это пандемия. Работа в условиях ковида была сложная, плюс надо было минимизировать общение людей. Что делать, собирались в режиме видеоконференцсвязи...
Вторым и, пожалуй, самым серьёзным вызовом стало участие наших ребят и государства в специальной военной операции, потому что надо всем миром поддерживать самих ребят, их семьи, разрешать простые и сложные вопросы. И эта работа, конечно, будет продолжена, хотя уже сейчас у нас для участников СВО создано более 30 мер поддержки.
Третий — это законодательная инициатива по первой и второй волне инвестиционных квот в рыбодобывающей отрасли. Важно было учесть интересы малого и среднего бизнеса, который мог наиболее сильно пострадать при принятии федерального законопроекта в первоначальной редакции. Это была очень непростая работа, и сейчас мы её продолжаем в части разделения выплат с разовой на несколько этапов и переноса на более поздний срок этих выплат. Важно, что вместе с нами за поправки в законопроект боролись и продолжают бороться парламенты практически всех субъектов Дальнего Востока.
Четвертое, не по важности, а по порядку, это то, что, не смотря ни на что — ковид, СВО, даже при сложном бюджете, нам удаётся сохранить весь социальный пакет. А меры поддержки у нас практически самые серьёзные на Дальнем Востоке. Это даёт нам возможность говорить, что мы практически каждой категории, которая нуждается в поддержке, оказываем помощь.
— С каким законопроектом была самая тяжелая и долгая история, которая закончилась победой?
Закон о северном оленеводстве. Очень много лет мы к нему шли, спорили, обсуждали, отдавали на уровень муниципалитетов, возвращали. В конечном счете, он все-таки был принят в этом созыве. Очень серьезный закон. Он даёт хорошие преференции ребятам, которые работают в оленеводстве, например, выплаты по 500 тысяч рублей молодым оленеводам, оленеводам-механизаторам, ветеринарам и зоотехникам, которые проработали три года.
Там же льготы по санаторно-курортному лечению в Камчатском крае с оплатой проезда на воздушном транспорте, по зубопротезированию, компенсация за приобретение лекарств. Если дети на каникулах находятся в тундре с родителями, за это тоже предусмотрена выплата, есть и другие виды помощи. Кроме того, важно, что сама отрасль поддерживается, начиная от научного сопровождения в исследовании пастбищ и поголовья, до переработки мяса и подготовки молодой смены оленеводам.
Надо понимать, что льготы даются не просто так, а когда нужно поддержать тех, кто находится в трудной жизненной ситуации, либо на то, что сегодня важно для страны и для региона. А мы хотим, чтобы оленеводство развивалось как отрасль. Во-первых, это традиционная отрасль на северах. Во-вторых, это продовольственная безопасность края.
Еще, наверное, стоит упомянуть среди сложных два закона — о безнадзорных животных и об ответственности хозяев, которые имеют животных. В начале был полный хаос: не было понятно, какие полномочия у региона, что такое муниципальные приюты, как они финансируются, какую ответственность нанесут хозяева за содержание своих домашних питомцев… Всё это пришлось определять рабочей группе, которая продолжает работу и сейчас, ведь хотя закон принят, жизнь не стоит на месте.

Интервью с Ириной Унтиловой. Фото: ИА KamchatkaMedia
— Есть ли у вас ощущение, что депутаты прошлых созывов за прошедшие 30 лет подготовили надёжный фундамент для работы?
Однозначно. Я пришла работать в налаженный, надежно работающий механизм. Он позволяет быстро и качественно принимать решения и тем самым более эффективно работать всем структурам, будь то любой комитет или отдел Законодательного Собрания. Это всё создавалось годами, нарабатывалось, отлаживалось.
Сложно нынешнее положение дел сравнивать с тем, что было в начале. Ведь время определяет и форму работы власти, и форму общественно-политических отношений и, соответственно, форму работы парламента. Мы давно перешли, условно говоря, от ссор, бросания стаканами, криков и действий около трибун к нормальному цивилизованному разговору и это очень радует, потому что конфликт всегда порождает конфликт.
Люди строили законодательную базу на Камчатке в сложнейших условиях отдаленности, практически без возможности быстро связаться с коллегами, чтобы посоветоваться. Это не центр России, где можно по асфальту 100 километров проехать, чтобы поговорить с соседним парламентом. Мои коллеги не боялись взять ответственность на себя.
Я благодарна всем, кто трудился в Совете народных депутатов и в Законодательном Собрании, потому что всё лишнее было отметено за эти 30 лет. И плоды этой работы — в объединении всех депутатов, быстроте и качественной работе над законопроектами, и в том, как законы притворяются в жизнь и работают в обществе. Отлажено всё, в том числе и работа с органами исполнительной власти, выстроен диалог по правовой экспертизе с прокуратурой, с органами юстиции, с силовыми структурами. Сейчас время не борьбы, а консолидации!
Для того, чтобы напитаться информацией и узнать разные точки зрения по актуальным вопросам, мы проводим совещания, круглые столы, обсуждения с профессиональным сообществом, экспертами, представителями общественных организаций, представителями исполнительной власти. Потому что, чем больше информации, тем правильнее будет потом принято решение. И это же тоже нарабатывалось годами. Ведь в России бывали времена, когда две ветви власти порой друг с другом и не разговаривали. Слава Богу, на Камчатке это было меньше выражено. А в регионах центральной части страны порой было серьёзное противостояние.
Те люди, которые стояли во главе нашего парламента, были государственниками. И Николай Яковлевич Токманцев, и Лев Николаевич Бойцов, и Борис Александрович Невзоров, на которого выпало объединение Камчатской области и Корякского автономного округа, и Валерий Фёдорович Раенко.
— А кто для вас государственник? Сейчас редко употребляют это слово.
Это человек, который находится над ситуацией и абсолютно объективен при принятии решений. Главное не "мое личное мнение, потому что я так решил", не "нравится-не нравится", не "я против, потому что инициатива того, с кем я не общаюсь", а насколько сегодня это будет правильно с точки зрения государственной политики, насколько это будет соизмеримо с теми целями и задачами, которые есть у нас сегодня в стране, насколько это поможет людям.
Трудно, но это надо уметь. И учиться быть государственником нужно со школы. Во-первых, это помогает в личном общении, в служебных коммуникациях, а в органах исполнительной власти такое качество должно быть основным. Когда человек принимает решения и несёт за них ответственность — это видно.
К примеру, Ирина Анатольевна Яровая — её инициативы трудно переоценить, они чрезвычайно значимы для всей страны, для развития региона. Её можно назвать Государственником с большой буквы.
В нашем созыве немало людей с похожей позицией. Вот Татьяна Флоровна Романова, она депутат уже несколько созывов, вся её жизнь направлена на помощь людям, живущим на севере. И как бы ей трудно не было, она действует как государственник, и решения принимает государственные.
— Пожалуйста, поздравьте своих коллег и депутатов прошлых созывов с праздником, с 30-летием парламентаризма на Камчатке.
Во-первых, я хочу сказать всем спасибо. Вы отдавали и отдаёте всю свою энергию, силу, желание на развитие Камчатки. Когда-то каждый из вас решил для себя, что нужно идти в депутаты и делать что-то хорошее для родного края. Это поступок, потому что легче всего не работать, а критиковать с дивана. А можно пойти и стараться сделать.
Поэтому я благодарна всем созывам, потому что каждый старался как мог — в силу времени, в силу убеждений, в силу энергии, в силу знаний и возможностей, но это было искренне. И я хочу, чтобы эта искренность и желание сделать для людей на Камчатке, в стране как можно больше и лучше, оставалось всегда.
Потому что добро всегда порождает добро. И то, что у нас сегодня много происходит хороших, добрых изменений, и то, что у нас много сегодня получается, это потому, что семена брошены хорошими людьми в благодатную почву.