В 2025 году Камчатская традиционная гонка на собачьих упряжках "Берингия" отмечает 35 лет с момента проведения первой гонки в 1990 году. Тогда на трассу протяжённостью 250 километров вышли 8 упряжек. Маршрут проходил из села Эссо в село Мильково, в следующие годы "Берингия" попала в Книгу рекордов Гинесса, как самая протяжённая гонка на собачьих упряжках в мире.
О том, чему посвящена "Берингия — 2025", как будет она проходить, а также немного о закулисье гонки корреспондентам ИА KamchatkaMedia рассказал Александр Журавлёв, руководитель Камчатского выставочно-туристического центра.
![Василий Русин](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/5054/5053713.jpg)
Берингия. Фото: Василий Русин
— Это будет по счету тридцать первая гонка, хотя с момента проведения первой гонки прошло 35 лет. Дело в том, что в 1993 году организаторы не нашли достаточно средств для финансирования и вместо большой гонки был проведён только спринт на лыжной базе Лесная.
Затем в 1994-1995 годы проходила гонка "Камчадал", которая сейчас называется "Берингия-Авача". Мы ее восстановили по поручению Губернатора Владимира Солодова в 2022 году. Это живописная динамичная гонка на 300 километров вокруг домашних вулканов, через Пиначевский перевал и Налычевскую долину, и обратно.
![Василий Русин](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/5054/5053726.jpg)
Берингия. Фото: Василий Русин
В 1998 году вместо большой "Берингии" организаторы провели первую детскую гонку на собачьих упряжках "Берингия Дюлин". И только с 1999 года до нынешнего момента большая гонка непрерывно проходит каждый год.
Гонка "Берингия" в 2025 году пройдет с 8 марта по 5 апреля в двух номинациях: каюры с упряжками из 8-10 собак пройдут путь до поселка Оссора протяжённостью 1005 км. Каюры с упряжками из 11-14 собак преодолеют расстояние 1425 км до поселка Усть-Камчатск.
Маршрут уже проверен и хорош тем, что до мест старта и финиша можно легко проехать не только организаторам и команде сопровождения, но и всем желающим. Традиционно на старт едет огромный автопоезд: два трейлера, три больших фургона, в них по 69 клеток с собаками, грузовики со снегоходами, бензином, рыбой для собак, автобусы, которые везут каюров и команду сопровождения, вахтовки — всего 14 машин.
![Василий Русин](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/5054/5053708.jpg)
Берингия. Фото: Василий Русин
— Будет ли "Берингия — 2025" чем-то отличаться от предыдущих?
— Отличаться от Гонки 2024 года будет несильно, но будет посвящена 80-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Это главное. Во всех населенных пунктах по маршруту Гонки запланированы патриотические мероприятия.
На снегоходах и другой технике будут брендированные символические наклейки, чтобы было понятно, что эта гонка посвящена Победе, что мы помним эту дату, чтим ее и сохраняем историческую справедливость.
Мой дед ветеран войны, дошёл до Берлина, и для меня это очень важно. Планируем еще в рамках "Берингии" провести конкурс рисунков, приуроченных к 80-летию Победы.
А еще гонка знаменательна тем, что в этом году много молодых участников. Это, в том числе потомственные каюры Семашкины младшие — Анна и Мария, и София Яганова из Эссо. Им всем чуть более 20 лет.
![Василий Русин](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/5054/5053710.jpg)
Берингия. Фото: Василий Русин
— Процесс подготовки к гонке сложный?
— Северная экспедиция очень сложная, поэтому и процесс приготовления к ней трудоёмкий, но интересный. То, что у нас уже закуплено, хранится в контейнерах. Это лопаты, топоры, ножи, верёвки, сцепляющие устройства, ножовки, кастрюли, газовые плиты, баллоны. Перед началом гонки мы всё это достаём, проверяем, ремонтируем, либо докупаем новое.
Досконально проверяем снегоходы и нарты. За несколько дней до гонки закупаем продукты, фасуем для каждого населенного пункта в отдельную коробку и подписываем. То же самое происходит с каюрскими закидками — это мешки, в которых они везут с собой дополнительный прикорм: мясо, рыбу, каши.
![Василий Русин](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/5054/5053714.jpg)
Берингия. Фото: Василий Русин
— А много рыбы нужно собакам?
— Мы их обеспечиваем рыбьими головами летом и осенью, а в процессе гонки они едят полноценную рыбу без головы. Нам министерство рыбного хозяйства Камчатского края и местные рыбопромышленники в этом здорово помогают. На "Берингию" у нас имеется несколько тонн рыбы, и мы также везём её из города, расписанную по килограммам для каждого этапа Гонки.
![Василий Русин](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/5054/5053709.jpg)
Берингия. Фото: Василий Русин
— Что происходит дальше?
— Весь этот вышеупомянутый автопоезд загружается и формируется на биатлонном комплексе, там большая территория. В автобус садятся каюры, собаки уже в фургонах, снегоходы загоняют на трейлеры, продукты и другой полезный груз пакуют в грузовики, вахтовки и выезжают в Эссо. По приезде все селятся, спят, потому что приезжаем обычно в ночь, а утром просыпаются, завтракают, и начинается разгрузка, фасовка, перегрузка на снегоходы, вездеходы. Проходит жеребьевка, раздача стартовых номеров, а на следующий день уже гонка-пролог, и торжественное мероприятие. В этот раз, в рамках открытия Гонки, впервые пройдет гастрономический фестиваль "Амаркан" (что в переводе с эвенского означает молодой олень 3-4 лет), где именитые шеф-повара из разных регионов России приготовят разнообразные блюда из оленины и угостят всех желающих. А пока проходит гонка-пролог, часть прокладчиков и маркировщиков уезжают готовить трассу для первого этапа: прокладывают шахму, расставляют вешки, прописывают километраж. И на следующий день, 9 марта, гонка стартует.
![Василий Русин](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/5054/5053712.jpg)
Берингия. Фото: Василий Русин
Редакция ИА KamchatkaMedia желает удачи всем каюрам в нелёгкой, но интересной гонке, терпения и стойкости команде сопровождения.