Ирэна Чечётка архитектор, человек влюбленный в свою профессию и в Камчатку, искренне переживает за внешний облик нашего края. О том, как живется архитекторам на Камчатке, о сложном наследии, о следах, которые лучше не оставлять и об обучении юных специалистов в архитектурной мастерской "АрхиКит" читайте в материале ИА KamchatkaMedia.
Ирэна родилась на Украине, но, когда ей исполнилось три года, родители поехали покорять Камчатку и забрали девочку с собой. Поначалу жили в геологическом селе Первая Речка, потом его закрыли, и семья переехала в село Манилы, Пенжинского района.
— Сколько себя помню, всегда мечтала стать художником или дизайнером. Я очень любила рисовать, но посещать художественную школу возможности не было, за неимением в посёлке таковой. Поэтому рисовала как могла. А про архитектуру я тогда даже не догадывалась, — вспоминает Ирэна.
Ирэна с мамой и сестрой. Из личного архива Ирэны Чечётки
После 9 класса юная художница переехала на Украину и школу заканчивала уже там.
— К нам, как к будущим студентам, приходили знакомится представители разных ВУЗов и приглашали на свои специальности. И вдруг я узнаю, что открывается новая специальность "Архитектура" в Национальном Университете Водного хозяйства и природопользования в городе Ровно. Я загорелась, начала рисовать геометрические фигуры и капители (верхняя часть колонны или пилястры — прим. редакции).
Слабый уровень рисования и отсутствие навыка было очевидным. Но в связи с тем, что специальность новая, был недобор и меня взяли. Преподаватель Артур Анатольевич — сейчас директор местной городской художественной школы — сказал возьму, что-то в тебе есть, но будешь ходить ко мне на вечерние курсы. А я так обрадовалась, что он оторопел. И потом уже даже выгонял меня, мол, остальное всё на парах изучишь, ненормальная. А я была готова ходить туда и днем, и ночью, мне так нравились узкие коридоры, работы бывших учеников, запахи глины и растворителей…все то, чего мне так не хватало в детстве.
Ирэна студентка. Из личного архива Ирэны Чечётки
Потом у Ирэны была долгая и интересная учёба, победы на республиканских конкурсах, работа в Польше и даже награда за первый проект для строймаркета — поездка в Париж.
— Только вместо Парижа я поехала в Египет, — смеётся Ирэна. — Там можно было выбирать, а меня вряд ли незамужнюю и без шенгена в Париж бы пустили. Я не стала рисковать.
Возможно дальше жизнь Ирэна сложилась бы иначе. Но, как это часто бывает, вмешалась судьба.
— Незадолго до сдачи диплома, я встретила своего будущего супруга. А у него в паспорте, в графе "место рождения" указан Петропавловск-Камчатский. Оказалось, что он родился здесь, но в год его увезли. Мы поженились, и я решила показать мужу Камчатку, а заодно и повидать родных, ведь мои родители так и жили здесь все это время.
Потом я родила дочь и в конце 2010 года уже с ней вернулась на полуостров. Так ребёнок повторил мою судьбу, потому что ей тоже, как и мне, было три года, когда мы переехали.
Ирэна вернулась в родные Манилы. Пока дочь подрастала работала преподавателем в местной школе. Но познав в детстве недостаток хороших подсобных материалов для творчества, подошла к процессу обучения ответственно. Закупила для детей настоящие мольберты, профессиональные краски — всё то, чего ей самой так не хватало. В этот же период Ирэна приняла участие в конкурсе "Лучший преподаватель года в художественной сфере". Комиссия была в приятном шоке от уровня преподавания в селе Манилы.
Студенты на занятии по архитектурному проектированию. Из личного архива Ирэны Чечётки
Но творческой душе хотелось размаха и новых вершин. Ирэна решила переехать в город и вернуться в профессию. Но случился второй декрет и возможность сделать карьеру архитектора опять отдалилась.
— Я часто говорю, что архитектор — это, конечно, мужская профессия. Мужчины в ней растут и развиваются без остановки. А у нас есть… нюансы. Но я не сдалась. Ведь бывших архитекторов не бывают. Этот багаж знаний живет в тебе. Все это время ко мне часто обращались то за дизайном, то за планировочным решением. Работала в частном порядке. Потом опять преподавала, в том числе в детском технопарке "Кванториум" по направлению "Промышленный дизайн". Конечно, я видела все недостатки государственных программ и понимала, что нужно по-другому. Так появилась идея преподавать для архитекторов и популяризировать профессию.
Познакомившись с городом поближе, Ирэна поняла, как здесь остро не хватает специалистов в сфере архитектуры. Кроме того, выяснилось, что на Камчатке есть ребята, которые, может быть, и мечтают поступить в профильный ВУЗ, но не знают, как это сделать.
На занятиях. Из личного архива Ирэны Чечётки
— Когда открываешь сайт какого-нибудь архитектурного вуза, то видишь, как много нужно знать. Это профильная математика, это творческий экзамен, где нужно, нарисовать голову в академическом стиле или капитель. Конечно же, ребенок, увидев эти невероятные экзамены, пойдет учится в другое место, где вступительные испытания попроще. Хотя у него может быть талант. Но его нужно раскрыть. К сожалению, у нас на Камчатке не готовят к поступлению в архитектурные ВУЗы. Поэтому мы решили занять эту нишу. Решили готовить, обучать это сообщество, формировать знания буквально с детства, ведь у нас есть занятия для детей с шести лет. Так появилась архитектурная мастерская "АрхиКит".
На занятиях в этой специфической школе детей погружают в архитектуру, но очень ненавязчиво, через явления природы. По словам Ирэны, природа — самый главный архитектор. Она создаёт какие-то невероятные растения, нужно тренировать внимательность и уметь прислушиваться.
— Вот, например, крона деревьев. Можно спрятаться под ней от дождя. Хотя, казалось бы, там мелкие листочки, но оттуда можно взять какую-то архитектурную форму и основу, и смыслы. То есть природа вдохновляет.
И мы детям рассказываем, как на основе природных явлений, а также физических свойств предметов можно создавать что-то прекрасное. Демонстрируем им всё наглядно. Например, простой лист бумаги не выдержит нагрузки, но если его сложить гармошкой, то он приобретает уже совсем другие свойства. Ребята, наблюдая за этими несложными манипуляциями, начинают погружаться и понимать физику и природу, а это основы архитектуры.
Мастерская "АрхиКит" существует всего два года. Но поставленная цель уже достигнута. Ученики Ирэны поступили и учатся в Дальневосточном федеральном университете ДВФУ. В прошлом году несколько человек уехали в Москву на подготовительные курсы в МАРХИ.
— Мы поддерживаем тесную связь, они всегда пишут мне, делятся успехами, иногда даже спрашивают совета. Мне всегда это очень лестно, и от многих слышу: мы вернемся к вам. И хорошо, если это, действительно будет так.
"АрхиКит". Из личного архива Ирэны Чечётки
По словам Ирэны, реализоваться на Камчатке можно, но, к сожалению, у нас утрачен авторитет архитектора.
— Наверное, это связано с тем, что, выбирая подрядчиков для работ по благоустройству, архитектура в их компетенциях стоит далеко не на первом месте. Хотелось бы, чтобы администрация взращивала у подрядчика, который ведет проект, понимание того, что архитектор не просто так принял то или иное проектное решение и отступать от него нельзя. Даже если возникла необходимость что-то изменить лучше позвать специалиста и посоветоваться. У нас пока этого не делают, предпочитают обходиться самостоятельно. В этот момент мне хочется привести такой пример: когда вам надо вылечить зубы, вы, извиняюсь, всё же не идёте к проктологу.
Ирэна рассказывает, что застраивался Петропавловск-Камчатский определенными периодами. Развивался неравномерно и неоднородно. Известно, что чем плотнее город, тем легче решать задачи по благоустройству. У столицы Камчатки территория большая, он разбросан по большой площади. Поэтому перед властями стоят непростые задачи. Здесь нужен системный подход, и, конечно же, наличие специалистов в регионе.
— Хорошие архитекторы всегда на расхват. Это уникальные люди, мы чувствуем их недостаток, это отражается на благоустройстве города и края. Необходимо привлечь сюда таких людей. Мне кажется это не должно стать проблемой. Для художника чем сложнее объект, тем интереснее. Надо только уметь ставить задачи и открывать их специалистам, чтобы у них было желание здесь проявиться.
Как говорит Ирэна, несколько организаций, которые занимаются вопросами благоустройства, зачастую не допускают к обсуждению реализации проектов квалифицированных специалистов.
— Эти организации существуют номинально. Я не чувствую, что от их решений есть какой-то результат. Многострадальная Озерновская коса, которая до сих пор находится в плачевном состоянии — а ведь мы неоднократно предлагали свою помощь и могли найти подходящие решения. Но пока это закрытая тема. Что там происходит, можно только догадываться. Даже паспорта объекта нет. Спросите любого горожанина, что он знает о том, как будет выглядеть набережная. Наверное, ничего. Так не должно быть.
В прошлом, когда Ирэна увидела, каким материалом планируют благоустраивать набережную, первая подняла вопрос о целесообразности такого решения.
— Это полимерно-песчаная доска, местного производства. Получают этот материал путём переработки пластика. Но он не надлежащего качества. И в прошлом году мы уже столкнулись с тем, что он не подходит для подобных объектов. Так зачем же опять наступать на эти грабли? Не понимаю, это чьи-то интересы лоббируются? Я не прокурор, я могу судить только как архитектор, сделать некий анализ материала. Здесь я делаю выводы, что это некачественный материал, и в своих проектах я бы его не использовала. Нужно опираться на экспертное мнение.
В октябре 2024 Ирэна открыла свой аккаунт в телеграмме (18+) "Кухарки о благоустройстве". Там она выкладывает коротенькие видео со своими комментариями. И сейчас готовит рейтинг камчатских объектов благоустройства, чтобы рассказать камчатцам о том, какие архитектурные формы и общественные площадки достойны внимания, а какие не к месту.
— Каждый объект — это деньги. И это может быть неплохая сумма. Вопрос: насколько целесообразен тот или иной объект, сколько на него потрачено как этот бюджет распределяется. И снова вернусь к теме архитекторов — давайте со специалистами дружить, чтобы реализовывать достойные проекты. Мы готовы сотрудничать с муниципалитетами, и я всегда открыта к общению. И смену мы себе растим достойную. Может хотя бы наши дети станут архитекторами, вернуться на Камчатку и сделают здесь настоящую территорию опережающего развития.