Ключевая ставка в России в последнее время стабильно растёт. В сентябре ее повысили до 19 %. Накануне октябрьского заседания Центробанка появились прогнозы о новом повышении — до уровня 20 %. На этом рост ключевой ставки не прекратится, считают эксперты и предрекают, что уже в начале года она может добраться до рекордных 22%. Высокий "ключ" сказывается на работе практически всех отраслей реальной экономики. Насколько постоянно растущая ставка бьёт по бизнесу и по карману жителей Камчатки? Как отразится на экономике края грядущее ее повышение?
Корреспонденты ИА KamchatkaMedia обратились за комментариями к представителям Камчатского регионального отделения общероссийской общественной организации "Деловая Россия".
Кредитные портфели закрываются, цены повышаются
Инфляция. Варвара Кокарева
Татьяна Красилова, финансовый директор ГК "Шамса", член КРО ООО "Деловая Россия"
— Татьяна Викторовна, вы тот человек, который не отпускает руку с пульса экономики. Вы видите реальные изменения — в цифрах, в тенденциях. Как отразилось предыдущее, сентябрьское, повышение ключевой ставки на работе вашей отрасли?
— Нужно понимать, что финансы так быстро не отрабатывают изменения ключевой ставки. Оценивать влияние конкретно сентябрьского ее повышения мы сможем немного позже. Но история с ростом ставки уже достаточно длительная, поэтому мы, конечно, можем говорить о последствиях той политики ужесточения, которую ведет Центральный Банк в отношении всей страны, а не нашей отдельной отрасли или региона.
Первое, на что влияет изменение ключевой ставки, — это стоимость корпоративного кредитования в банках.
И мы констатируем, что стоимость заемных средств для реальной экономики выросла. Далеко не каждое предприятие теперь может позволить себе воспользоваться кредитами.
— Во что это выливается в перспективе?
— Это уже приводит к ограничению экономического роста компаний.
Отсутствие заемных средств означает, что бизнес уменьшает свою активность — либо совсем вынужден прекратить вложения в инвестпроекты, либо существенно их сократить.
Например, компания "Шамса" практически полностью закрыла свой кредитный портфель перед банками. И развитие свое мы будем строить за счет собственных средств.
Это означает, что темпы инвестиционной программы у нас сократятся резко. Потому что, конечно, собственных средств будет недостаточно для того, чтобы мы выполнили все планы, которые были заложены на три года. Я думаю, что такая ситуация коснется очень многих предприятий, которые сократят инвестиции.
— И эта картина характерна не только для торговли?
— Мы говорим о замедлении роста реального сектора экономики во всех отраслях. Я подчеркиваю, это касается любых компаний, которые работают в реальном секторе экономики.
Вот ситуация, например, с рыбаками… Они должны сейчас будут по новым законам заплатить за пользование участками достаточно большими ресурсами, и привлечь их под очень большой процент в банках.
Соответственно, все эти издержки на дорогое финансирование будут переложены на стоимость работ, услуг, продукции, товаров, которые выпускают предприятия.
— Готовимся к очередному росту цен?
— Мы однозначно ожидаем повышения стоимости товаров, которые нам будут отпускать поставщики. И производители будут закладывать в рост стоимости не только увеличивающиеся издержки по кредитованию. На это также будут влиять и иные факторы. С нового года у нас повышаются налоги для всей страны, увеличивается МРОТ, соответственно вырастут издержки на расходы по персоналу.
Товар на полке для всех нас подорожает, и подорожает существенно. И это случится не потому, что розница поднимет свою наценку, а потому что входящая цена от поставщиков будет увеличена.
магазин. Марина Померанцева , ИА EAOMedia
— Вы говорили, что экономика не мгновенно реагирует на очередное изменение ставки. Значит, и рост цен после октябрьского повышения "ключа" стоит ждать не сразу?
— Мы на Камчатке точно не сразу это заметим, потому что мы находимся очень далеко от центра. Цепочка поставки товара от Москвы до склада в Петропавловске занимает больше месяца, порой и два месяца. Сейчас мы продаем товары, которые были куплены еще летом.
И последствия очередного, октябрьского, повышения ключевой ставки доберутся до нас тоже с опозданием. Но обязательно доберутся. Я думаю, что реакцию на эти ужесточения мы ощутим на Камчатке зимой 2025 года.
— А ведь ЦБ повышает ключевую ставку, чтобы наоборот бороться с инфляцией…
— Да, это в теории. Но мы должны учитывать живые обстоятельства. Страна сегодня поделена на две большие части. Первая часть — это реальная экономика, где работают рыночные механизмы. И вторая часть — это экономика, которая завязана на бюджет (в первую очередь, конечно, это армия, это военно-промышленный комплекс, оборонные предприятия и все, что связано с ними). Вот на эту часть экономики решения ЦБ РФ вообще никак не влияют абсолютно, потому что она финансируется за счет бюджета.
И самое интересное в этой ситуации в том, что основной вклад в инфляцию как раз вносят большие государственные расходы. То есть повышая ставку, Центральный Банк никак не регулирует вложение государства вот в эту плановую нерыночную часть экономики.
То есть цели ЦБ по регулированию инфляции путем повышения ключевой ставки не будут достигнуты. И эту тенденцию мы уже видим: ЦБ регулярно повышает ставку, а инфляция растет. При целевом значении на конец 2023 года инфляция составляла 7,5 %, а по итогам августа была уже 9%. И, судя по всему, будет еще расти. А ЦБ опять будет повышать ставку?
Да, собственно говоря, ограничений по росту ключевой ставки в законе нет никаких.
Лично я согласна с теми экспертами, которые считают, что страна, которая воюет, никогда не борется с инфляцией.
Потому что повышение инфляции всегда связано с ростом экономики, если эти деньги вкладываются в развитие. Всегда. Когда мы говорим об экономическом чуде, например, в юго-восточной Азии (Сингапуре, Китае, Южной Корее), то инфляция при этом росте была не 4%, она тоже подросла.
Насколько отразятся действия Центрального Банка на состоянии экономики, сказать сложно. Но мы точно знаем, что в ближайшее время бюджетные расходы, которые государство направляет, скажем так, в плановую часть экономики, сохранятся. Это делается за счет налогов. А налоги у нас увеличатся, государственные расходы будут расти, инфляция будет расти. И, очевидно, будет расти ключевая ставка. Вот такой замкнутый круг…
Утром деньги, а стулья… через пару месяцев
Максим Близнюков. Личный архив
Максим Близнюков, руководитель компании "Интеграция", сопредседатель КРО ООО "Деловая Россия"
— Максим Анатольевич, прочувствовал ли уже малый бизнес Камчатки на себе влияние роста ключевой ставки?
— Из самого очевидного — поставщики поднимают цены, и мы тоже вынуждены их поднимать. Здесь самая простая арифметика. Если мы покупаем дороже товар или сырье, из которого производим свои изделия, то что мы можем сделать?
Следующее, что наиболее сильно бьет по нам — это требование обязательной предоплаты товаров.
Наверное, дальневосточные регионы, а особенно Камчатка и Чукотка влияние роста ставок ощутили очень сильно. Потому что мы здесь все зависим от долгой логистики. И больше всех это прочувствовали, как мне кажется, именно малые предприятия.
Ведь крупные игроки рынка наверняка имеют крепкие, проверенные годами связи с поставщиками, предполагающие договоренности по отсрочкам платежей или по товарным кредитам.
А вот небольшим предприятиям сейчас такие условия стали абсолютно недоступны. Если раньше нам удавалось находить хоть какие-то компромиссы с поставщиками — часть предоплаты, часть постоплаты... И мы могли тем самым логистические издержки немного нивелировать. То вот сегодня ряд поставщиков, ссылаясь как раз на удорожание денег, повышение кредитных ставок, нам и в этом отказывает.
Они непреклонны: утром деньги, вечером стулья. Или, если быть точным, учитывая очень длительную логистику: утром деньги, а стулья через пару месяцев. И никак иначе. Получается, что мы должны 100 % оплатить, и из-за долгой доставки эти деньги у нас зависают и несколько месяцев вообще не работают.
Мы пытались обосновать, что мы не товар в долг у них просим, а предлагаем разделить наши риски. Но в нынешних условиях найти взаимопонимание не получается.
— Как у вас сейчас складывается с заемными средствами? Берете ли вы кредиты?
— Мы сейчас пользуемся кредитами в очень небольших масштабах. Ситуация нестабильная, поэтому приходится осторожничать. Малое предприятие не может себе позволить иметь в штате квалифицированного экономиста, который досконально просчитает финансы. И сильно рисковать своими капиталами в постоянно меняющихся условиях с высокими ставками по кредитам, мы не можем себе позволить.
— То есть сегодня о развитии речи не идет? Вы затаились?
— Нет, мы все-таки пытаемся развиваться. В данный момент, впервые в жизни, мы решили поработать с Фондом поддержки предпринимательства, там займы со сниженным процентом. Они субсидированы,
— С государственным плечом спокойнее?
— Просто дешевле денег сейчас не найти на рынке. А без них никуда. Без этого рычага развиваться практически невозможно.
Мы сейчас развиваем направление "Умный дом". И вот в данном сегменте ощущаются и положительные моменты этого непростого периода. С нашего рынка ушли европейские компании, и у отечественных производителей открылись окна возможностей, они постепенно завоевывают позиции. И мы с такими российскими компаниями активно сотрудничаем.
В развитии мы точку не поставили, осторожничаем, но движемся вперед, смотрим в будущее со сдержанным оптимизмом.
Рынок жилья притормозил, но не встал
Владимир Кретов. Личный архив
Владимир Кретов, генеральный директор агентства недвижимости "Этажи — Камчатка", член КРО ООО "Деловая Россия"
— Владимир Викторович, как, по вашим наблюдениям, рынок недвижимости переживает постоянный рост "ключа"?
— Не надо забывать о том, что Камчатка стоит немного особняком. Во-первых, большая часть изменений до нас доходит с задержкой, по причине отдаленности. Во-вторых, наш рынок недвижимости очень отличается от рынка центральной России и крупных городов, в частности. У них давно и плотно идет работа с новостройками, активно используются госпрограммы, такие, например, как "Семейная ипотека". На Камчатке же рынок первички развит очень слабо, у нас много лет вся основная активность велась по вторичному жилью.
Повышение ключевой ставки сильнее ударило именно по тому жилью, которое берется в обычную ипотеку.
Раньше камчатцы могли брать ипотечные кредиты, сдавать эти квартиры в аренду, покрывать за счет этого платежи и даже иногда еще немного зарабатывать. Условия позволяли. Но чем выше ключевая ставка, тем выше проценты по кредитам. Такова реальность, банки должны зарабатывать. Соответственно идет увеличение ипотечного платежа…
Сейчас платеж по ипотеке более 100 тысяч рублей в месяц — обычное дело.
— Вряд ли это многим по карману?
— Да, мы уже видим после предыдущих повышений ключевой ставки изменения на рынке недвижимости.
Некоторые просто отказываются брать квартиры в ипотеку из-за неподъемных платежей.
Сейчас идет снижение количества консультаций по ипотечному кредитованию. И, с другой стороны, идет тенденция на увеличение количества отказов банков тем, кто всё же решается брать жилье в ипотеку.
Ипотека. ИА PrimaMedia
— Рынок недвижимости может встать?
— Мы к таким определениям относимся весьма осторожно, и даже отчасти с юмором. Рынок подвижный, и далеко не всегда он реагирует в лоб. Например, после повышения ставки до 18% казалось, что всё, крах, никто ипотеку брать не будет. Но, как ни парадоксально, статистика нам показала, что был зафиксирован всплеск покупок жилья.
— Но в этот раз уже всплеска нет, наоборот, всё притормозилось?
— Даже если сейчас в моменте наблюдается притормаживание процессов, затем это всё равно выравнивается.
Вот сегодня мы отмечаем незначительное снижение цены на недвижимость — в пределах 5-10%. Но, как показывает наша многолетняя аналитика, такое падение цены обычно очень краткосрочно.
Если мы берем долгосрочную перспективу, то стоимость жилья всегда растёт. Формула "завтра дороже, чем вчера" в сфере недвижимости всегда работает на 100 %. Даже если ты сегодня берешь ипотеку с повышенным процентом, то через какое-то время ты все равно остаешься в плюсе. История с покупкой недвижимости будет всегда выгодной.
Нужно пользоваться тем, что есть сегодня на рынке. Не только ведь "Дальневосточная" или "Семейная" ипотеки существуют. Если с ними сегодня не получается, получится с другими инструментами. Можно воспользоваться покупкой ставки, покупкой ставки в тело кредита, комбо-ипотекой, субсидиями, которые предоставляет застройщик. Это всё дает снижение процентной ставки. А специалисты помогут разобраться с тем, что именно стоит брать именно вам.
Выход есть всегда, нужно его просто найти, им воспользоваться и решить свою проблему.
— То есть вы без страха смотрите в будущее, которое наступит после октябрьского повышения "ключа"?
– Надо понимать, что еще есть в дальнейшем перспектива снижения ключевой ставки. Оно точно будет. За снижением ключевой ставки придет снижение процентов по кредитам. И вот здесь как раз мы клиенту даем сертификат на бесплатное рефинансирование. Если человек взял ипотеку под 22%, то в случае снижения ключевой ставки он приходит к нам, мы его рефинансируем по проценту, который будет существовать на тот момент.
Рынок жилья не рухнет… Представить, что люди когда-то перестанут покупать жилье — это из области фантастики.