В Кроноцком заповеднике на Камчатке шестые сутки не могут снять яхту с мели
10:00
Глава СК России взял на контроль дело о массовом отравлении школьников на Камчатке
09:00
Камчатка 13 октября: посёлок Ильпырь и китобойный промысел
08:50
"Без обмывания гарантия на товар не распространяется!": странные обычаи СССР
08:00
13 октября в календаре: День работника сельского хозяйства
07:40
Как хорошо вы помните хиты 90-х? Сможете ответить на все вопросы ТЕСТа?
12 октября, 22:45
Жильцам напомнили о компенсации за отсутствие отопления
12 октября, 22:10
Плитка и ЖК: кто и как создает комфортные городские пространства во Владивостоке
12 октября, 19:35
На Камчатке елизовская прокуратура устанавливает причины массового заболевания учеников 
12 октября, 19:06
Губернатор Камчатки прокомментировал происшествие с массовым отравлением детей
12 октября, 18:07
На Камчатке в елизовской школе произошло массовое отравление учеников
12 октября, 17:53
На Камчатке стартует второй этап антинаркотической акции "Сообщи, где торгуют смертью"
12 октября, 16:33
Глава Камчатки прокомментировал вопросы жителей региона о ротации мобилизованных
12 октября, 13:43
Центральная набережная в столице Камчатки будет благоустроена в этом году
12 октября, 11:32
Количество групп реагирования на выходы медведей в Петропавловске-Камчатском увеличено до десяти
12 октября, 09:04
Плитка и ЖК: кто и как создает комфортные городские пространства во Владивостоке 12 октября, 19:35
Глава Камчатки прокомментировал вопросы жителей региона о ротации мобилизованных 12 октября, 13:43
Как создавали Нагорный парк и видовую на Бурачке: экскурсии от девелоперов на "УрбанВэе" 11 октября, 20:50
Как создавали Нагорный парк и видовую на Бурачке: экскурсии от девелоперов на "УрбанВэе" 11 октября, 20:50
Как создавали Нагорный парк и видовую на Бурачке: экскурсии от девелоперов на "УрбанВэе" 11 октября, 20:50
"УрбанВэй": с острова Русский на общественные пространства Владивостока 11 октября, 16:55
Сергей Кириенко и Владимир Солодов провели двустороннюю встречу на Камчатке 11 октября, 15:20
На Камчатке началось формирование нового состава Общественной палаты 11 октября, 14:16
На Камчатке ведутся работы по ремонту и приобретению медицинского оборудования 11 октября, 13:29
Супруга участника СВО с Камчатки прошла курсы по тактической медицине 11 октября, 12:40
Владимир Якушев предложил Минсельхозу сохранить поддержку сектора АПК в отдельных регионах 11 октября, 12:10
Камчатский парламент утвердил поправки в краевой бюджет-2024 11 октября, 11:22
Подходы к благоустройству городов обсудили на "УрбанВэе" 10 октября, 20:25
"Люди травмированы некомфортной городской средой Владивостока" — эксперт форума "УрбанВэй" 10 октября, 19:50
"Люди травмированы некомфортной городской средой Владивостока" — эксперт форума "УрбанВэй" 10 октября, 19:50

Камчатка 13 октября: посёлок Ильпырь и китобойный промысел

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Село Ильпырское из фондов Карагинского районного краеведческого музея
Село Ильпырское
Фото: из фондов Карагинского районного краеведческого музея

Село Ильпырское, оно же рабочий посёлок Ильпырь

13 октября 1712 года — приказчик Севастьянов разорил Ильпырский острог. Он же сообщил, что на "Тымлатской реке живут неприятельские алюторские иноземцы". 

Название села Ильпырского связано с расположением его на полуострове Ильпыр, что в переводе с корякского означает "коса", "кошка". Вплоть до 30-х годов 19 века полуостров носил название Ильпинский Нос (мыс). Условное изображение мыса под названием Ильпен (Илпен) впервые появилось на "Карте якутского дворянина Иван Львова" около 1710 года. 

В конце 20-х годов XX века на песчаной косе Милютынын полустрова Ильпырь были построены рыбная база Дальморепродукта и рыбная база № 4 Кичигинского Акционерного Камчатского общества. В 1929 году северный посёлок (база № 4) стал носить название Ильпырь. Здесь была создана база Анапкинского рыбокомбината, а впоследствии рядом с комбинатским посёлком начала строиться центральная усадьба национального рыболовецкого колхоза "Тумгутум" (в пер. "Товарищ"), куда переселились жители Старой Анапки.

Постановлением № 599 Исполнительного комитета Камчатского Областного Совета депутатов трудящихся и бюро Камчатского Обкома ВКП (б) от 02.11.1945 г. создан Ильпырский сельский Совет с центром на 4-м рыбозаводе Кичигинского комбината.

В феврале 1949 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР населённый пункт при рыбозаводе № 4 Анапкинского рыбозавода отнесён к категории рабочих посёлков и ему присвоено наименование — Ильпырский. Уже в 1951 году его население было около 1 100 человек, сделав посёлок с хорошей инфраструктурой одним из самых крупных по Карагинскому району наряду с Паланой и Тигилем. То было время процветания посёлка. Была произведена плановая застройка жилого фонда, построены больница, школа, клуб.

В Ильпырь начала 70-х годов прошлого века мечтали приехать люди со всех уголков Советского Союза, чтобы поработать в прославившихся на всю страну рыболовецких предприятиях: колхозе "Тумгутум" и Анапкинском рыбокомбинате. Чуть позже, в конце июня 1987 года, в п. Ильпырьский был создан школьный путинный отряд "Ровесник", работающий на линии бочкового посола лосося. 

Самыми тёплыми словами вспоминают местные жители родной Ильпырь советского периода: "Всё там было дружно, все были вместе... Один раз в десять дней приходил теплоход-красавец. Всех мы провожали и встречали на пирсе. Сначала самолет Ан-2 летал, потом вертолёты. Перед выпускным ходили в тундру за подснежниками. Как мы ждали почту! А какие были пурги (вьюги)... Там мы научились выживать в трудные минуты, закалялись и научились быть добрыми, понимать и ценить всё", — вспоминает уроженка Ильпырского Елена Горжей. 

Начиная с 70-х годов 20 века по Корякскому округу прошла волна закрытия сёл: Анапка, Парень, Рекинники, Морошечное и многие другие стали неперспективными, и коренные жители этих сёл — коряки и ительмены — были переселены с обжитых традиционных родных мест проживания.

Решением Исполнительного комитета Совета народных депутатов Корякского автономного округа № 118 от 05.07.1991 г. рабочий поселок Ильпырский Карагинского района преобразован в сельский населённый пункт, в связи с тем, что не соответствует статусу рабочего посёлка по численному составу, социально-экономическому положению и по условиям территориального расположения, не имеет перспектив роста численности населения.

Однако несмотря на тяжёлые постперестроечные годы и самостийный период в жизни Корякии, отрицательно сказавшиеся на развитии села Ильпырского — наряду с желающими уехать на материк встречаются люди, верные суровой северной земле. Эти жители, вопреки уже многие годы обсуждаемому вопросу о закрытии сельского поселения, и сегодня хотят жить в Ильпырском, вести традиционный образ жизни, ловить рыбу, заниматься оленеводством и быть в гармонии с природой

Из энциклопедии

Герой Социалистического Труда Владимир Леонтьевич Комаров. Из энциклопедии

Герой Социалистического Труда Владимир Леонтьевич Комаров

13 октября 1869 года родился Владимир Леонтьевич Комаров (1869–1945) — академик, натуралист, доктор ботаники, профессор, почетный член Русского географического общества, президент Академии наук СССР; руководитель ботанического отдела Камчатской экспедиции Русского географического общества 1908–1910 годов (экспедиции Ф. П. Рябушинского); автор многих трудов, в том числе "Флора полуострова Камчатка" (1927–1930), "Путешествие по Камчатке в 1908–1909 гг.".

Полагал, что познание флоры может быть осуществлено только в установлении её истории, в свете миграции различных флористических комплексов, изменяющихся под влиянием условий существования, климата, конфигурации материков и морей. Разработал принцип модельных групп для выяснения генезиса флор: историю флор следует реконструировать преимущественно на основе монографической обработки нескольких небольших родов. Успешно применил этот принцип при анализе генезиса флор Китая и Монголии.

Развил представления А. Кернера, С. Коржинского и Р. Веттштейна, специфику ареала считая одним из существенных признаков вида: "Вид — это морфологическая система, помноженная на географическую определённость".

Именем Комарова назван один из действующих вулканов полуострова Камчатка.

Территориальный фонд геологической информации по Дальневосточному федеральному округу

Геологи на Камчатке, 1920-е годы. Территориальный фонд геологической информации по Дальневосточному федеральному округу



Поиски золота и каменного угля

Камчатские губернаторы обращали главное внимание на такие богатства Камчатки, как золото и каменный уголь. "Артель рудокопов, проработав на приисках два-три года, составит такой капитал, который даст ей возможность начать своё собственное большое дело и стать вне всякой материальной зависимости. В таких горных артелях Правительство с весны 1923 г. будет очень нуждаться". 

13 октября 1922 года, пригласив с собой известных в Петропавловске людей П. Т. Новограбленова и Е. И. Кумпана, исполняющий обязанности начальника области в сопровождении штабистов отправился на шхуне "Командор Беринг" в бухту Жировую "для изыскания каменного угля", но попасть туда им помешал шторм. 

Интересна личность Кумпана. В 1917 г. он получил от Временного Правительства России разрешение заниматься горными и золотыми промыслами, в 1918 году стал членом облсовета, а после свержения последнего был обвинён в хищениях казны. 

Примечательно, что в июне 1923 г. каменноугольные залежи в той же Жировой осмотрели и красные власти: председатель губревкома М. И. Савченко, командующий войсками Охотско-Камчатского края М. П. Вольский, завотделами ревкома М. П. Щербаков, В. Д. Богомолов и Б. И. Турилов.

Из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова

Китобойное судно «Алеут». Из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова

Китобойный промысел у берегов Камчатки в начале 1920-х

В мае 1923 г. в Москве был подписан концессионный договор, в соответствии с которым норвежскому предпринимателю Х. Христиансену предоставлялось право боя китов в пределах двенадцатимильной полосы вдоль северных берегов СССР. Срок действия концессии устанавливался до 1 января 1938 г. 

Первым сезоном работы компании Христиансена, носившей название "Вега", стал 1925 г. Ее флотилия состояла из китобойцев и плавбазы "Комодорен I" дедвейтом 9 000 т. Она промышляла вдоль восточного побережья Камчатки, преимущественно в районах бухт Моржовой и Глубокой. Численность экипажей судов флотилии насчитывала сто двадцать человек, из которых на плавбазе работали восемьдесят, а на каждом китобойце — по десять.

 Согласно одному пункту договора, "Вега" была обязана принимать в качестве рабочих-учеников граждан СССР. В 1925 году, когда суда компании пришли из Мексики в Петропавловск, на них с целью обучения ведению промысла и обработки китов направили группу камчатцев. "Всего наших рабочих там было десять человек…". Ученики провели весь сезон промысла в море. 

Следующий сезон "Веги" завершился в конце октября 1926 г. Газета "Полярная звезда" извещала жителей Петропавловска о том, что "командированные нашими профсоюзами на китобойные суда ученики возвратились. По сообщению командира судов, в нынешний сезон поймано 283 кита". 

В 1927 г. деятельность "Веги" прекратилась: Главконцесском расторг договор с обществом своим постановлением от 13 октября 1927 года. Трехлетний период практического обучения на флотилии, принадлежавшей норвежцам, считавшимися лучшими в мире специалистами-китобоями, для камчатских учеников не пропал даром: после создания в 1932 г. первой советской китобойной флотилии "Алеут" один из наших земляков — Н. А. Дмитриев — заведовал на ней производством. 

Из энциклопедии

Теплоход «Палана».. Из энциклопедии

Также в этот день 

13 октября 1924 года — создана комсомольская ячейка в с. Палана. Её организатор — член партии с 1905 г. Николай Фёдорович Фёдоров. Секретарём ячейки избрали учителя Владимира Ивановича Сновидова, казначеем — Пантелеймона Юшина, членом президиума стала Мария Алексеевна Лонгинова.

13 октября 1941 года — решением Камчатского облисполкома № 582 в с. Хатырка Олюторского района открыта школа с интернатом для детей кочевого населения.

13 октября 1967 года после постройки в Финляндии на верфи Уусикаупунки принят на баланс КМП теплоход "Палана".

231409
18
112