Якоря на Камчатке
В морском деле есть четырёхрогие якоря, в обиходе они называются "кошками". Их в камчатском музейном собрании две: "большая" и "малая", обе отнесены к XIX в., отличаются не только размерами, но и пропорциями. Обе имеют грубую выделку, что свидетельствует об их вспомогательном назначении. Длинное веретено "большой" кошки имеет сечение, близкое к квадратному, расширяется к нижней части, рога короткие, лап нет. Якорная скоба выполнена как кольцо. Частично сохранилась канатная оплётка на скобе, ухе и веретене.
Кошка, которая изображена на фотографии доставлена с западного побережья Камчатки и передана в музей экипажем спасательного судна "Алмаз". Она включена в постоянную экспозицию в 1990 г., выставлена в разделе "Камчатка в период освоения территориальных владений России на Северо-Востоке Азии и в Северной части Тихого океана во второй половине ХVIII начале ХIХ вв.".
"Малая" кошка принята в музей в 1975 г. Подобные якоря в первой трети ХХ в. могли применяться для удержания на грунте элементов ставного невода пассивного орудия лова, использовавшегося русскими и японскими рыбопромышленниками для добычи лосося, реже сельди.
Также музейное собрание пополнилось ещё одной кошкой, похожей на описанные выше, но имеющей значительно меньшие размеры. Её длина всего около метра, а использоваться она могла в качестве шлюпочного якоря. Её 12 октября 2017 года передали моряки траулера "Сероглазка" (капитан-директор Е. Л. Садовников), принадлежащего городскому рыболовецкому колхозу имени В. И. Ленина. Они же подарили музею, а значит и всем горожанам, старый адмиралтейский якорь со стальным штоком. Сейчас он выставлен возле здания музея. Эти раритеты были подняты в середине сентября 2017 года с шестисотметровой глубины вместе с фрагментами судовой оснастки в районе юго-западного берега полуострова.
Размеры адмиралтейского якоря свидетельствуют о том, что он некогда принадлежал достаточно крупному судну, которое, скорее всего, потерпело в этих местах крушение.
Там, где сделаны эти находки, в XVIII-XIX вв., по свидетельству известного флотского историка А. С. Сгибнева, погибло и даже пропало без вести несколько парусников. Вероятно, они стремились попасть в несуществующий ныне Большерецк, один из первых населённых пунктов, основанных пришедшими на Камчатку русскими. Он в то время был и единственным морским портом, и административным центром нашего полуострова.
Магнус фон Бем. Из энциклопедии
Командир Камчатки Магнус фон Бем
По именному Высочайшему Указу 30 апреля 1772 г. Магнус фон Бем был произведён в премьер майоры и 14 мая отправлен на Камчатку, где и находился с 12 октября 1773 года по июнь 1779 г.
Магнус фон Бем, новый камчатский командир, отдал распоряжение о постройке южнее косы батареи при входе в Петропавловскую гавань по данной ему инструкции "о приведении острогов в новое положение". В гавань была определена регулярная и нерегулярная команда в 32 чел. с двумя унтер-офицерами.
Магнус Карл (Матвей Карпович) фон Бем (1727—1806) — российский государственный деятель; начальник Камчатки, председатель рижского губернского магистрата, коллежский советник.
Магнус фон Бем родился 27 марта 1727 года в Лифляндской губернии; из местных дворян. Поступил на военную службу и, в ходе Семилетней войны, попал в плен к пруссакам. По возвращении в Российскую империю, он продолжал служить в Русской императорской армии.
30 апреля 1772 года фон Бем был произведён в премьер-майоры и, как честный и энергичный офицер, назначен начальником Камчатки, где, после бунта и побега М. А. Бенёвского, вскрылись серьёзные проблемы. Прибыв на место служения, Бем усердно принялся за дело, хотя ему приходилось самому приглядывать за каждою мелочью, так как на всем полуострове, кроме него, был только один офицер, живший в Нижнекамчатске. Несмотря на это, Бем за шесть лет управления полуостровом успел исправить и укрепить батареями Петропавловскую гавань, возобновить на всей Камчатке пришедшие в полный упадок казённые здания и вновь выстроить Тагильскую крепостцу.
Вместе с тем он улучшил материальное положение и усилил дисциплину среди местных военных отрядов. Чтобы понизить стоимость соли на полуострове, Бем отыскал соляные копи, устроил солеварение и добывал ежегодно до 700 пудов соли; затем, он попробовал эксплуатировать найденную ещё до него железную руду и устроил близ Маклова небольшой железный завод; по неумелости рабочих, железо получалось довольно плохого качества, однако, с добавкой имеющегося, годилось для мелких поделок.
Бем обратил внимание и на хлебопашество в регионе; благодаря его инициативе, удалось обработать довольно значительную площадь, но суровый климат вынудил преемников позднее Бема отказаться от земледелия. Сельское хозяйство затруднялось ещё и отсутствием рабочего скота на Камчатке. Бем, с большим трудом, выписал лошадей и коров из Якутска, а затем завёл скотный двор близ Верхнекамчатска.
Кроме того, Магнус Карл фон Бем привёл в порядок все запущенные дела по администрации региона, добился правильности в поступлении ясака с инородцев и ввёл строгую отчётность в производство ссуд местным купцам из казны. Необходимость лично надзирать за всем вынуждала Бема постоянно посещать различные пункты полуострова, причём, вследствие жёсткого климата и отсутствия хороших дорог, ему часто приходилось сотни вёрст проходить пешком в метель и стужу. Его здоровье не выдержало такой жизни, и в 1776 году он стал просить увольнения от должности начальника Камчатки. Просьба Бема была удовлетворена лишь в 1779 году. Своему преемнику В. Шмалеву он сдал наличный капитал до 40 тысяч рублей и всё управление почти в полном порядке.
Во время пребывания Магнуса Карал фон Бема в Камчатке, в 1776 году, в Петропавловскую гавань заходила экспедиция Джеймса Кука, и за гостеприимство, оказанное английским морякам, Бем получил впоследствии от британского правительства драгоценную вазу (от денег, предложенных английским послом Д. Гаррисом, фон Бем отказался и, как показало время, очень зря).
Приехав в Санкт-Петербург, фон Бем представил в Кунсткамеру Императорской Академии наук несколько интересных экспонатов, вывезенных им с Камчатки, и за это получил золотую табакерку и 300 червонцев; кроме того, он был награждён поместьем в Лифляндии и назначен казначеем Коллегии иностранных дел. Несколько позже, он, по собственному желанию, был определён председателем 2-го департамента рижского губернского магистрата и получил чин надворного советника.
В 1792 году Магнус фон Бем был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени, а в 1795 году — чином коллежского советника. В 1782 году он стал членом Императорского Вольного экономического общества. Магнус Карл фон Бем скончался 9 июля 1806 года. Его женой была Ева, урождённая фон Борнинг. В этом браке родилось четверо детей; Мария, Ева, Питер и Шарлотта Кристина.
В его честь были названы:
Пролив в Тихом океане на побережье Аляски, архипелаг Александра (назван в 1793 году Д. Ванкувером, чтобы "выразить свою глубокую признательность майору Бему за его гостеприимство, оказанное офицерам и командирам "Дискавери" и "Резолюшн"").
Гора на архипелаге Александра (названа в 1883 году лейтенантом-командиром флота США Никольсом).
Алексей Геннадьевич Высторопец. kamgov.ru
Алексей Высторопец
Алексей Геннадьевич Высторопец родился 12 октября 1975 года в Хабаровске. Он бывший актер Камчатского краевого театра драмы и комедии, заслуженный артист РФ. В 1995 году окончил Иркутское театральное училище.
Также в этот день
12 октября 1931 года — в с. Ковран начались занятия в школе, в которой учились 13 мальчиков и 8 девочек, с 8 декабря были введены горячие завтраки. На базе школы создан пункт ликвидации неграмотности, в котором занимались 15 взрослых.
12 октября 1964 года — решением Корякского окрисполкома № 161 ликвидирован Карагинский Островной сельский Совет, его территория передана Тымлатскому сельсовету.
12 октября 1964 года при УКК открыт постоянно действующий семинар-учеба командного и рядового состава, находящегося в резерве, и судов, стоявших в Петропавловске.